Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1 просмотр

Какие нормативы оживят казахстанский фондовый рынок?

Талгат Камаров
председатель правления АО «Сентрас Секьюритиз»

С сообщением о создании нового Агентства по регулированию и развитию финансовых рынков у рынка ценных бумаг появился шанс на рывок в развитии. Прошлая эпоха регулирования рынка ценных бумаг прошла под знаком либерализации условий для компаний – эмитентов ценных бумаг, тогда были значительно упрощены и смягчены требования к выпуску и размещению компаниями на рынке ценных бумаг.

Однако к заметной эмиссионной активности это не привело. Стало понятно, что для рынка было бы полезным разобраться и с ключевыми инвесторами – институциональными. Именно от их активного участия во многом зависит успех первичного размещения акций и облигаций и их дальнейшее вторичное обращение. По данным Национального банка, по состоянию на 1 апреля 2019 года совокупный инвестированный на рынке ценных бумаг портфель у ЕНПФ составил 8,8 трлн тенге, у банков второго уровня – 5,8 трлн тенге, у страховых и перестраховочных организаций – 632,6 млрд тенге, у профессиональных участников рынка – 150,1 млрд тенге, активы инвестиционных фондов – 53,0 млрд тенге.

На днях на площадке Ассоциа­ции финансистов Казахстана началось обсуждение пруденциальных нормативов для страховых компаний и профессиональных участников рынка ценных бумаг, требуемых к безусловному исполнению. Нормативы определяют инвестиционный приоритет участников рынка при выборе ценных бумаг исходя из ликвидности и надежности последних. Соответственно, чем мягче требования нормативов, тем выше интерес инвесторов к корпоративным ценным бумагам и тем активнее развитие рынка ценных бумаг. Ведь разница в доходности между корпоративными облигациями и государственными ценными бумагами составляет до 5% годовых. А инвестиционный доход является важнейшей составляющей доходности любого бизнеса.

С другой стороны, жесткость нормативов продиктована исходя из бизнес-модели участников рынка ценных бумаг. Например, страховые компании обязаны при наступлении страхового случая выплатить страховую сумму, которая в сотни раз выше суммы страховой премии. А чтобы премии не обесценивались из-за инфляции и приносили инвестиционный доход, их необходимо инвестировать в ликвидные финансовые инструменты. И здесь участники обсуждения разошлись во мнениях: какие критерии ликвидности должны применяться при расчете пруденциальных нормативов? Традиционный подход подразумевает наличие у выпуска ценных бумаг определенного минимального кредитного рейтинга. Но большинству компаний, желающих выпустить в обращение ценные бумаги, они недоступны как по стоимости, так и по присваиваемой им оценке. А практика показывает, что наличие высокого кредитного рейтинга не является гарантией высокой ликвидности ценной бумаги.

Разумно было бы применять другие критерии, исходя из текущих реалий и возможностей самих участников рынка. Так, предлагаемые нами критерии для корпоративных облигаций заключаются в обязательном наличии маркетмейкера и представителя держателей облигаций. Маркетмейкер – это брокер, который поддерживает обязательные двусторонние котировки по облигациям и гарантирует их исполнение. К функциям представителя держателей облигаций относится мониторинг финансового состояния эмитента и анализ его корпоративных событий. Наличие маркетмейкера и представителя держателей облигаций является условной гарантией адекватности рыночной стоимости и ликвидности облигаций. Их услуги обойдутся, по крайней мере, на порядок ниже, чем услуги международных рейтинговых агентств в прежнем, традиционном подходе.

Что это даст помимо развития отечественного фондового рынка самим институциональным инвесторам? В первую очередь, на местный рынок вернется значительная часть денег из тех, что ушли на международные рынки в поисках инвестиционных вложений. Во-вторых, улучшится риск-профиль, поскольку страховые выплаты исчисляются в национальной валюте. В-третьих, повысится доходность вложений на местном облигационном рынке по сравнению с низкими ставками, предлагаемыми в иностранной валюте на зарубежных рынках.

Комментарии Disqus
Алем Бектемиров

Nike против Adidas: кто победит?

Nike (Just do it) и Adidas (Impossible is nothing) – эти два гиганта полностью перевернули индустрию спортивной атрибутики и разделили мир на две части. Сегодня мы поговорим об этих двух компаниях и узнаем, каким же образом они добились таких результатов.


Максим Баженов

Какие сложности создает налоговый камеральный контроль для бизнеса

Камеральный контроль – это одна из форм налогового контроля, осуществляемого путем анализа налоговой отчетности и сведений о налогоплательщиках. Цель камерального контроля – выявить нарушения и предоставить налогоплательщикам возможность самостоятельно их устранить. Несмотря на такую цель, камеральный контроль может создать для налогоплательщиков ряд сложностей, что возможно из-за неясности некоторых положений Налогового кодекса и определенных процедурных моментов.


Евгений Щербенин

Как роботы с ИИ захватывают банковские процессы

Технологии искусственного интеллекта (ИИ) за последние несколько лет из сказки превратились в реальность. За те 20 лет, что я в IT-отрасли, появлялись и угасали многие тренды, однако не было столь стремительного прогресса, какой сегодня мы наб­людаем с ИИ. При этом технологии ИИ легко масштабируются на целые отрасли экономики, например финансовую. Мы считаем, что следующий этап эволюции банков – это роботизированный на ИИ банк без людей, и даже придумали ему имя для внутреннего пользования – RoboBank.


Николай Чумак

Три проблемы будущего

Стратегия объединения усилий ритейлера и производителей особенно популярна в США. Здесь потребители поддерживают все местное – от футбольных команд до продуктов питания. Это помогает местным предпринимателям конкурировать с крупными компаниями.


Евгений Питолин

Как жулики используют цифрового двойника, чтобы расплатиться вашей картой

В последнее время банки и платежные системы уделяют особое внимание безопасности, но даже современные системы защиты от мошенничества все равно можно обмануть – в интернете существуют целые специализированные магазины, где найдутся инструменты и сервисы для всех, кто желает попробовать силы в краже денег с чужих кредиток.