Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1863 просмотра

Продавцов курятины в Петропавловске обвинили в ценовом сговоре

В компании это отрицают

Фото: Shutterstock

Крупный реализатор куриного мяса в Петропавловске занимается расшифровкой послания местного антимонопольного департамента. Предприятию указали на необходимость устранить нарушения, свидетельствующие о ценовом сговоре с другими участниками рынка. Но на что именно направить усилия, не разъяснили. 

А был ли сговор?

Северо-Казахстанский департамент Комитета по регулированию естественных монополий (ДКРЕМ) провел проверку деятельности крупнейшего в регионе реализатора мяса птицы – ТОО «КАЗ Кур». Компания сотрудничает с птицефабриками, обладает сетью торговых точек и поставляет продукцию другим магазинам. Среди них и те, что арендуют павильоны у «КАЗ Кур». 

По данным госоргана, итогом расследования стало выявление нарушений предприятием антимонопольного законодательства, выразившихся в координировании работы двух других компаний – ТОО «Мелана СК» и ТОО «Куриный рай». Они занимаются розничным сбытом куриного мяса. Претензию госоргана к бизнесменам посчитали обоснованной и в суде, где изучалась законность составления предписания.

В этом документе департаментом приводятся доказательства. Так, из бухгалтерских отчетов следует, что в период с января по ноябрь 2018 года единственным поставщиком мяса для магазинов «Куриный рай» и «Мелана СК» являлось именно ТОО «КАЗ Кур». Кроме того, обе фирмы арендуют офисные помещения в зданиях «КАЗ Кур» и расположены с ними по одному адресу. А после опроса руководителей магазинов проверяющие сделали вывод, что субъекты бизнеса участвуют в совместных совещаниях, на которых обсуждаются вопросы ценовой политики и объемы продаж. Результатом такой совместной деятельности, по мнению специалистов ДКРЕМ, стало повышение розничной цены на куриное мясо. 

Надо так надо

Работу с другими предприятиями в ТОО «КАЗ Кур» интерпретируют иначе, называя ее сотрудничеством. Ценовой сговор отрицают. 

«С одной из компаний с 2016 года работаем, с другой – с 2017-го. Это совершенно отдельные субъекты рынка. У них своя экономическая деятельность, связаны мы только нашими деловыми, партнерскими отношениями. Это заключение договоров по поставке продукции, также мы им сдаем в аренду павильоны. У нас свой запатентованный торговый знак. Под ним наши павильоны сдаются в аренду», – рассказала коррес­понденту «Курсива» главный бухгалтер ТОО «КАЗ Кур» Елена Горлова. 

Впрочем, требование по устранению нарушения в компании согласились исполнить. Здесь и возникла загвоздка. В ТОО не знают, какие действия им необходимо предпринять, чтобы закрыть вопрос.

«Было вынесено предписание сотрудниками департамента, в котором указывается, что данные нарушения нужно устранить. Но мы не понимаем, как это сделать, если, по сути, это все нарушениями не считаем. Но раз есть решение суда, то мы должны эту работу провести. Однако после неоднократных обращений в департамент мы не получили конкретных разъяснений», – отмечает Елена Горлова.

В обращении товарищества к антимонопольному ведомству приводится ряд вопросов по исполнению предписания. Что нужно сделать, чтобы исправить нарушение: не быть поставщиком мяса кур для субъектов ТОО «Мелана СК» и ТОО «Куриный рай» и расторгнуть договоры поставки, не вести деловую переписку с сотрудниками этих предприятий посредством электронной почты, расторгнуть договоры субаренды офисных помещений и аренды торгового знака? В ответ департамент Комитета по регулированию естественных монополий предложил компании меры устранения нарушений определять самостоятельно. Такая позиция не устроила предприятие. 

«То есть просто общая ссылка, что нужно устранить и впредь не допускать нарушений. Вместе с тем закон о порядке рассмотрения обращений от граждан и юридических лиц гласит, что ответы на обращение должны быть по содержанию обоснованными, мотивированными, со ссылкой на законодательство, содержать конкретные факты, опровергающие или подтверждающие доводы заявителя, с разъяснением их права на обжалование принятого решения. Кстати, сноски о праве на обжалование в ответе департамента также не имеется», – прокомментировал руководитель юридического отдела Палаты предпринимателей СКО Айдос Кенбеилов

Между тем неисполнение вынесенного постановления грозит предприятию штрафными санкциями. С ситуацией попытались разобраться 26 июля в ходе заседания регионального совета по защите прав предпринимателей. Неинформативность ответа на обращение компании в департаменте пояснили следующим образом:

«Данные письма были зарегистрированы не как обращения, а как ответ на предписание», – кратко обозначили приглашенные на встречу представители департамента.

Ответа на вопрос, что делать компании, ТОО «КАЗ Кур» так и не получило. Сейчас у предприятия есть возможность обжаловать предписание в судебном порядке. Также в ходе заседания члены совета подняли вопрос о необходимости дать оценку действиям самих сотрудников департамента Комитета по регулированию естественных монополий, допустивших нарушение законодательства о порядке рассмотрения обращений.


1 просмотр

Казахстанский рынок доставки еды оказался на грани серьезного передела

Сразу три крупные международные службы включаются в игру

Foodtech – услуга, растущая во всем мире ударными темпами и меняющая не только привычный ландшафт бизнеса, но и привычки людей. Нас ждут рестораны без клиентов, рост big data в бизнесе и жесточайшая конкуренция за клиента. К нам заходят глобальные игроки: Яндекс.Еда, Glovo, Wolt. 

Глобальный рынок готовой еды – $96,2 млрд

Эксперты McKinsey оценивают мировой рынок доставки продуктов питания и готовой еды в $96,2 млрд. Через приложения курьерских служб во всем мире пока продается около 1% всех продуктов питания и примерно 4% готовой еды, которую производят рестораны и сети фастфуд. 

Если уйти от усредненных оценок, то безусловным лидером по потреблению готовой еды являются США – около половины американцев покупают ее в ближайших ресторанах или заказывают ее доставку домой. В Европе эта привычка менее распространена, однако в Великобритании через приложения еду заказывают 7% населения. Интересно, что в некоторых крупных городах России проникновение этой услуги достигло примерно 9%.

Самые популярные готовые продукты – пицца и суши. Менее востребованы бизнес-ланчи, традиционные блюда и десерты. В последнее время одним из главных факторов для клиентов стало время доставки заказа. Но логистика – не самое сильное звено ресторанного бизнеса. Быть рядом с клиентом и доставлять заказ быстро – значит постоянно расширять производственную сеть и число курьеров, внедрять свои IT-системы для управления всеми процессами.

В это слабое место и вклинились курьерские компании, обладающие наработанными технологиями быстрого обмена информацией и оптимизированной системой доставки. Для ресторанов это нарушение традиционной схемы, благодаря которой они понимали своего покупателя и его вкусы. Обычно покупатель звонил в ресторан или онлайн заказывал блюдо, которое ему доставлял курьер этого заведения. Это создавало прямую связь ресторана с потребителем. С появлением универсальных приложений эта связь оказалась нарушена – теперь клиент общается с посредником-приложением. О меняющихся клиентских вкусах ресторан догадывается с запозданием, обнаружив падение продаж еды на вынос.

Примеров, показывающих уязвимость даже крупных компаний, на рынке достаточно. Крупнейший мировой производитель пиццы Domino пытается бороться за сохранение традиционной схемы. Дело в том, что курьерские приложения привлекают много инвестиций, благодаря чему занижают стоимость доставки, ставя целью быстрое расширение своей доли рынка. 

Domino отказывается сотрудничать с ними, но «война с приложениями» обрушила стоимость акций компании на 15%, ежегодный рост продаж сократился с 7 до 3%. 

В свою очередь компании по доставке еды объединяются, чтобы оказывать большее влияние на рынок. К примеру, этим летом началось объединение таких крупных игроков, как голландская Takeaway.com N.V. и американская Just Eat PLC. Объединенная компания будет обслуживать 355 млн клиентов в год на общую сумму заказов более $8 млрд.

«Темные кухни» кормят удаленного клиента 

M&A сделки свидетельствуют о сохраняющемся потенциале роста рынка доставки продуктов и готовой еды. По оценке Target Global, foodtech растет на 20–30% ежегодно, что делает этот сегмент самой перспективной отраслью для инвестирования. Наиболее популярные секторы – онлайн-сервисы, «темные кухни» – так называются рестораны, ориентированные только на онлайн-клиентов, а также сервисы по обеспечению ресторанов продуктами.

Пример стремительного роста популярности этого вида услуг в СНГ – Яндекс.Еда. Проект появился в 2017 году, когда на рынке России безраздельно господствовала DeliveryClub группы Mail.ru. 

Яндекс.Еда сформирована на базе поглощенных Foodfox и UberEATS. В первый год клиентами стали 100 тыс. человек, год спустя их было уже 1 млн, а в текущем году, по оценкам экспертов, компания отвоевала 20% всего рынка России, закрепившись в 25 крупных городах. Считается, что DeliveryClub, работая в 97 городах, контролирует 80% рынка.
 
Как раз сейчас все внимание привлечено к очередному витку борьбы между этими конкурентами: Яндекс.Еда объявила о введении бесплатной доставки, компания DeliveryClub на этот шаг пока никак не отреагировала. Напомним, сейчас рынок готовой еды в России составляет 132 млрд рублей (примерно 764,7 млрд тенге). В связи с этим возникает вопрос: как изменится рынок Казахстана с появлением иностранных игроков, закаленных конкуренцией недоступного для нас уровня и способных поднимать ставки в игре настолько высоко?

Какие глобальные игроки зашли на рынок Казахстана

Выход Яндекс.Еды на рынок РК можно считать свершившимся фактом. Компания не дает комментариев до официального запуска локального проекта, однако признала, что тестирует услугу на базе собственного сервиса такси. Одновременно компания начинает экспансию на рынок Беларуси.

Ожидается приход в страну еще одного игрока – финского стартапа Wolt, сейчас компания на стадии подбора ключевого персонала. Этот проект работает в 14 странах Европы, в его базе 1,5 млн клиентов, специализация – доставка готовой еды из ресторанов.

Наконец, с начала текущего лета в Казахстане работает испанская компания Glovo. Она специализируется на поставках любого товара, включая продукты питания и готовую еду. Glovo работает в 22 странах мира, начиная с 2015 года курьеры компании выполнили более 40 млн поставок. Среди глобальных партнеров McDonald’s, KFC и Starbucks.

Появление в Казахстане таких серьезных игроков позволяет предположить, что и у нас повторится сценарий, типичный для стран, уже переживших экспансию сервисов поставки: производители еды либо передают доставку специализированным компаниям, либо сливаются с ними. Инструментов давления у курьерских компаний великое множество. Например, формирование собственных брендов на рынке еды и переманивание клиентов в эту нишу льготными тарифами на поставку за счет масштаба бизнеса и поддержки со стороны глобальных материнских структур. 

Что такое рынок доставки еды в Казахстане?

По данным компании Chocofood, в РК оборот услуг по поставкам продуктов и готовой еды достиг показателя 11,6 млрд тенге. В деньгах эти услуги ежегодно растут на 20%. В большей степени это касается городов Алматы, Нур-Султан, Шымкент и Караганда. По собственной оценке, Chocofood контролирует 24% рынка доставки еды и 82% рынка foodtech, фактически львиная доля заказов еды в мобильных приложениях – это заказы через chocofood.kz. Другие основные игроки рынка доставки еды – Samurai Sushi, KFC/Hardee’s, Burger King, McDonald’s, Gippo, которые имеют собственные службы доставки. 

Комментируя грядущие конкурентные войны, компания подчеркнула, что усиление конкуренции приведет к общему росту рынка. К примеру, значительно сократится среднее время доставки, благодаря внедрению технологий big data бизнес сможет предвосхищать пожелания клиента. Также здесь уверены, что местные компании лучше «чувствуют» потребителя и знают его особенности.
 
Напомним, что начиная с 2014 года ключевым конкурентом Chocofood была Foodpanda Kazakhstan, часть международного сервиса по онлайн-заказу и доставке еды Delivery Hero. В 2017 году Chocofood поглотил конкурента и стал абсолютным лидером среди foodtech-сервисов.

21 августа, CEO Сhocofamily Рамиль Мухоряпов заявил о привлечении дополнительного капитала в компанию. $5 млн инвестировал Айдын Рахимбаев, основатель BI Group. Мухоряпов подчеркнул, что основные ресурсы будут направлены как раз на развитие сервиса «Рахмет» и Chocofood. Сейчас сервис доставки еды сhocofood.kz совершает 2,5 тыс. доставок в день из 650 ресторанов. Глава Сhocofamily рассчитывает, что компания вырастет в 18 раз в ближайшие пять лет, причем 70% прибыли должны принести иностранные проекты. Как минимум, конкуренция с новыми иностранными игроками на домашнем поле позволит Chocofood, а значит, и Сhocofamily в целом, получить опыт, который холдинг сможет применить уже при своей международной экспансии.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций