Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1092 просмотра

Как занять значительную долю рынка фастфуда в Талдыкоргане

Бизнес-ментор помог компании Party-Food подготовиться к выходу на национальный уровень

Фото: Shutterstock

190 миллионов тенге – так оценивает потери бизнеса из-за неправильных эмоциональных решений Ирина Чен, владелец и генеральный директор Party-Food, сети ресторанов быстрого питания из Талдыкоргана. 

Она признается, что переносит этот факт гораздо болезненнее при переводе суммы в доллары. Но подчеркивает, что все 12 лет работы компания не показывала убыток. «Я никогда не упускала возможности, которые открывал передо мной бизнес», – говорит Ирина.

Сегодня Party-Food – сеть быстрого питания номер один в Талдыкоргане. Компания занимает 60% рынка местного фастфуда, у нее есть свой call-центр, приложение для смартфона, фабрика-кухня, более ста человек персонала и тысяча клиентов ежедневно. Кроме того, Ирина Чен открывает два фирменных ресторана в Алматы и намерена расширять сеть через продажу франшизы. Это первые шаги к масштабированию бизнеса до национального уровня. 

Расширение Ирина Чен задумала пять лет назад. Но оказалось, что одного желания мало. Новый масштаб требовал серьезных перемен и в самой себе, и во внутренней структуре бизнеса. Увидеть это помог бизнес-ментор Виталий Киричек, имеющий опыт построения и развития крупных сетей быстрого питания на Украине. Он помог компании проанализировать ошибки прошлого, найти новую мотивацию для владельца и персонала и сформировать новое видение будущего. 

Когда владелец бизнеса препятствует его развитию

Ирина Чен уверена: эволюция бизнеса – это эволюция его руководителя. 12 лет назад Party-Food начался как ресторан, который предлагал все: от фастфуда до стандартной горячей кухни и даже кулинарной продукции. Вместо стратегических планов и маркетинговых исследований у Чен были два кредита, вера в большое будущее, круглосуточный формат работы с доставкой и первая в Талдыкоргане пицца. Этот продукт и сейчас занимает 40% в общем объеме продаж сети. 

Пять лет назад Ирина Чен задумалась о том, чтобы обобщить полученный опыт для распространения его через франшизу.И поняла, что не может сформулировать правила бизнеса, потому что всегда видела в нем реализацию своего личного потенциала и настроения, отказывая ему в самостоятельном развитии. «Мы улучшали бизнес через мое «я» и мое личное видение, а без этого ничего не двигалось», – вспоминает Ирина. Обострился внутренний конфликт, типичный для владельца, занятого оперативным управлением: с одной стороны, хочется быстрой отдачи от бизнеса, с другой – нужно строить надежный фундамент предприятия. 

Может ли кухня работать как фабрика

Бизнес Party-Food появился в нужное время в нужном месте. В 2007 году Талдыкорган как будто ждал именно этого: круглосуточный формат, пицца и доставка еды. 10 лет Ирина Чен экспериментировала, вводила новые форматы и отсекала неэф­фективные, не боясь потерять лидирующее положение. 

Критерием «отбраковки» была критическая зависимость бизнеса от некомпетентности сотрудников. Клиенты часто жалуются на официантов – вводится самообслуживание. Для этого необходимо расширить зал – закрывается направление кулинарии. Повара не могут обеспечить постоянное качество горячих блюд – закрывается это направление в целом. Есть разница в фастфуде в работе разных смен – значит, одна смена будет заниматься исключительно заготовками, а вторая – собирать стандартизированный конечный продукт. 

Стремление упростить процессы и добиться стандартного качества продукта и обслуживания привело к оптимальной для этого бизнеса схеме: фабрика-кухня, которая обеспечивает пять сетевых ресторанов. Но если ресторанов станет больше? 

Решение принято, кредит получен, построена новая фабрика – площадью 1 тыс. квадратных метров, в 12 раз больше старой. Здесь стерильная чистота, современное качество обработки продуктов и камера быстрой заморозки, что позволяет расширить ассортимент продукции замороженными продуктами. 

Новая фабрика способна обеспечить едой 30 ресторанов. Но это совсем другой масштаб, требующий тонких настроек, важность которых опять же подчеркнул ментор. С его подачи Ирина Чен изучила работу подобного бизнеса в крупных сетях России и Украины. В итоге для отладки внутренних процессов был приглашен украинский эксперт. «Если бы я делала все сама, на основе своего опыта, то упустила бы важные мелочи. Через некоторое время мелочи превратились бы в проблемы, на решение которых пришлось бы дополнительно потратить 70 млн тенге», – признается Ирина Чен.

Как изучить недостатки компании через финансовые потери

Деньги – прекрасный инструмент для понимания недостатков в организации бизнеса. «Признать потерю полумиллиона долларов на управленческих ошибках – неприятно», – говорит Ирина Чен. Зато полезно посмотреть на эту цифру через призму планов по построению франшизы. Ведь ее покупатель избежит неправильных решений и финансовых потерь.
 
Потери, рассказывает Ирина Чен, накапливаются с каждым неверным решением: в логистике, в расчете себестоимости и измерении эмоциональной привязанности клиентов. Некомпетентные консультанты отбрасывали компанию на несколько лет назад. Отсутствие четкой цели и стратегии, обдуманной и прописанной до деталей, а значит и отсутствие измерения скорости обслуживания, атмосферы, качества привело к упущенной прибыли, упущенным продажам, упущенным гостям. 

Приняв совершенные ошибки, владелец бизнеса под другим углом увидела оргструктуру компании. «Меня осенило: это должен быть другой документ – не о том, кто кому подчиняется, а об ответственности, кто за какую зону отвечает и развивает», – говорит Ирина Чен. 

Сейчас серую сухую административную схему заменила яркая графика. На ней нашли место департамент очарования и искушения – это отдел маркетинга, департамент счастья гостя – отвечает за атмосферу и сервис, департамент вкуса и скорости – фабрика-кухня, департамент прибыли и даже департамент счастья сотрудников. «Работник должен четко 
понимать, чего от него ждут и какие в компании для него перспективы», – комментирует Ирина Чен. 

Как не превратить свою жизнь в фастфуд

Фастфуд всегда был интересен Ирине Чен большим числом клиентов, постоянным обновлением, интересными нештатными задачами. Талдыкорган имеет репутацию города местного фастфуда – только в прошлом году количество точек быстрого питания здесь выросло на 50%. Несмотря на возросшую конкуренцию, Party-Food сохраняет рост посещаемости своих ресторанов на уровне 15–20%, показатель прибыльности – 20%, среднего чека – 3500 тенге. 

Но на этапе качественного скачка и выхода на рынок Алматы владелец компании потеряла мотивацию. «Мне всегда хотелось большего масштаба, покорения большого города. Но вместо принятия решения я вдруг погрузилась в долгое обдумывание – как это отразится на моей семье», – рассказывает Ирина Чен. По ее словам, женский подход к решению задач бизнеса в первую очередь касается поиска вдохновения. Ментор помог разделить эмоции и потребности. Ирина научилась альтернативному подходу: если нет вдохновения для действия, черпай его в самом действии. Для этого достаточно построить детальный план и начать его реализовывать.
 
Сейчас Ирина занимается поиском локаций для открытия двух ресторанов в Алматы. По ее оценке, фастфуд в Алматы занимает 60% рынка, форматы разные – от лапшичных до пиццерий. Активно в городе ведут себя операторы фастфуда из России и Украины. 

«Для нас в условиях Алматы даже наихудший вариант даст хорошие условия для развития, мы ведь не избалованы большим городом», – оптимистично смотрит в будущее Ирина Чен. В ее планах – построение национального бренда, который мог бы уверенно развиваться самостоятельно, без участия владельца, следуя строгой логике бизнеса.
 


1463 просмотра

Североказахстанские бизнесмены не хотят устанавливать POS-терминалы

Почему это происходит

Фото: Shutterstock

Из 38 тысяч петропавловских предпринимателей POS-терминалы имеют лишь 23 тысячи. В целом по СКО безналичные платежи составляют всего 16% от всех денежных операций. Отсутствие терминалов в торговых точках бизнесмены объясняют дороговизной оборудования и нерентабельностью его использования.

Вывести из тени

По информации акимата Северо-Казахстанской области, в регионе 5,6 тыс. торговых точек. Из них только 1,5 тыс. оснащены устройствами для проведения операций по безналичному расчету. При этом, по данным госоргана, на платежные карты жителей СКО ежемесячно начисляется до 27 млрд тенге. То есть возможность платить, не используя наличность, у североказахстанцев есть. Однако, как отмечают в областном акимате, на безналичные платежи приходится всего 16% от общего числа денежных операций.

И штрафов не боятся

Согласно Закону РК «О платежах и платежных системах» автодилеры, магазины, гостиницы, рестораны, кафе, билетные кассы, турагентства, кинотеатры, фитнес-клубы, ночные клубы и развлекательные центры должны принимать платежную карту клиента. В случае отказа им выносится предупреждение, а если POS-терминал так и не появится, предпринимателю грозит штраф от 96 до 240 тыс. тенге. 

Но в областном центре и в районах СКО далеко не все предприниматели готовы устанавливать необходимое оборудование. Отсутствует оно, как правило, и в мелких торговых точках с небольшой проходимостью. Об этом говорят представители местного общественного движения Modern Qazaqstan, которые посетили несколько десятков заведений в области. Результаты этого исследования явно не в пользу безналичных платежей.

«Мы побывали более чем на 50 объектах бизнеса. Оказалось, что POS-терминалы имеются только в больших супермаркетах, на заправках и в крупных кафе. В мелких дворовых магазинах о таком оборудовании речи нет. Ни в одной такой торговой точке мы не смогли провести безналичный расчет. То есть 80% магазинов не оснащены системами для оплаты платежной картой», – рассказал «Курсиву» директор ОО «Modern Qazaqstan» Дархан Темиртас.

Нет оборотов – нет выгоды

Владельцы не оснащенных необходимым оборудованием торговых точек ссылаются на небольшие обороты. POS-терминал стоит от 130 тыс. тенге. С каждой транзакции банк снимает 1–3%, а это значит, что если торговая точка в месяц не зарабатывает хотя бы 300 тыс. тенге, то наличие ККМ делает бизнес невыгодным, сетуют владельцы.

«У нас оборот чуть больше 100 тыс. тенге в месяц. Конечно, нам, мелким ИП, это совсем не выгодно», – посетовал в разговоре с корреспондентом «Курсива» хозяин небольшого фруктово-овощного ларька в Петропавловске.

Также предприниматели указывают на особенности расположения своих магазинов и ларьков. В некоторых микрорайонах среди покупателей преобладают люди пенсионного возраста, которые безналичными платежами не пользуются вообще.

9854189.jpg

Стимул – платить наличными

Однако специалисты областного акимата, проведя исследования, пришли к выводу, что в некоторых случаях владельцы торговых точек POS-терминалы не используют намеренно. Даже при наличии рабочего оборудования они стимулируют покупателей совершать оплату наличными. Аргументом в пользу этого является предоставляемая скидка на товар в размере 1–3%. 

«Если предприниматель предоставляет покупателю чек, в котором указывает стоимость продукта, то никаких противоречий с законодательством нет. Бизнесмен сам вправе назначать скидки на ту или иную продукцию. С другой стороны, возможно, таким образом, пробив платежный документ уже после реализации товара, субъект бизнеса хочет скрыть свои реальные заработки от органов госдоходов», – считает юрист Арсен Есебаев.

Впрочем, желание североказахстанцев пользоваться только бумажными деньгами подтверждают и статданные. По количеству транзакций СКО, согласно информации, опубликованной на официальном сайте Национального банка РК, числится в аутсайдерах. По данным финрегулятора, за июнь текущего года меньше операций по безналичному расчету было только в Кызылординской области. Из северных регионов страны невысокие показатели по использованию платежных операций в режиме онлайн зафиксированы в Акмолинской области.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций