Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1005 просмотров

Что происходит, когда предприниматели отправляются в отпуск и случается кризис

Три истории от тех, кто пропустил этот опыт через себя

Иллюстрация: Shutterstock

Для любого предпринимателя необходимость решать сложные рабочие вопросы во время отпуска – обычное дело. Но что, если это случается, когда вы находитесь на вершине горного пика? Или в джунглях во время тропического ливня? Или посреди Средиземного моря? 

Отсутствие привычных условий может стать проблемой для топ-менеджеров. Особенного для тех, кто не привык оставлять заместителя, уполномоченного принимать важные решения. И если бизнесмена нет на работе, и что-то идет не так, это может поставить его в весьма затруднительное положение.

Далее – истории предпринимателей, преодолевших непростые внешние обстоятельства, чтобы предотвратить крах своего бизнеса.

Застрявший в горах

В январе 2017 года сооснователь магазина мужского белья Basic Outfitters Майкл Двек принял участие в шоу Shark Tank, а через две недели после этого понял, что ему нужна передышка. Он решил покататься на лыжах в Колорадо вместе со своими братьями, хотя чувствовал – в этот сложный период стоит остаться в офисе и приглядывать за тем, как идет работа.

В Колорадо они оказались в самой широкой зоне катания горнолыжного курорта Вэйл-Бэк-Боулз, где практически нет населенных пунктов и сотовой связи. На половине пути с горы он решил проверить свой телефон и обнаружил, что попал в полосу, где мобильная связь есть. И тут же на него посыпались сообщения и электронные письма от членов его команды с пометкой «Срочно!». Затем связь снова пропала.

Спуск вниз – в тот момент это было единственное направление, куда он мог двигаться. Двек спустился к подножию горы и сел на подъемник, который должен был доставить его в домик, где был Wi-Fi. Пока он ехал, появилась связь и ему удалось связаться с офисом. «Оказалась, что из-за подозрений в мошенничестве нашу кредитную карту заморозил банк. А дело было в том, что после выхода шоу на нас свалилось много заказов и мы были вынуждены воспользоваться почтовыми услугами в большем объеме, чем обычно», – рассказывает он.

Но связь была настолько плохой, что Двек не смог дать четкие инструкции своим сотрудникам в офисе. Необходимо было принять сложное решение.

Хотя он уже добрался до подъемника, это была лишь часть пути к гостиничному домику. Доехав до вершины горы, он должен был спуститься с подъемника и вновь проехать на лыжах к ее подножию, снова сесть на подъемник, чтобы подняться на другую вершину, и только после этого он смог бы попасть в свой домик.

По словам Двека, этот непростой путь занял почти час. Кроме того, испортилась погода, поднялся ветер и небо затянуло тучами, а это означало, что подъемник могли остановить в любой момент.

Что же делать? Когда подъемник доставил его на первый пик, Двек отстегнул свои лыжи и преодолел гору пешком, несмотря на поднявшийся ветер и плохую видимость. Через 45 минут он достиг домика, связался со своей кредитной компанией и провел оплату.

«Этот опыт был чрезвычайно сложным», – говорит он.

Тем не менее сейчас его компания процветает, а все процессы отлажены так, чтобы в будущем ничего подобного повториться не могло.

Гонки в джунглях

В 2013 году, отмечая двухлетие своей компании, Захари Вейнер решил порадовать себя отпуском в Колумбии.

За несколько недель до поездки его маркетинговое агентство Emerging Insider Communications привлекло крупного клиента – стартап по продаже билетов и организации ивентов, начавший при содействии Emerging Insider осваивать зарубежные рынки. Уезжая, Вейнер был уверен, что все текущие задачи находятся в надежных руках.

Во время поездки он со своей девушкой проделал путь от города Санта-Марта до деревни Минка, преодолев по пути горы, поросшие густыми джунглями. В свой гостевой дом пара поднялась под легким моросящим дождем. 

Перед ужином Вейнер решил проверить электронную почту и обнаружил сообщение о том, что его аккаунт-менеджер внезапно покинул компанию. По словам Вейнера, сначала он решил, что сможет поддерживать работу с клиентом удаленно по Skype прямо из гостевого домика. Однако пока они ужинали, дождь усилился. Затем отключилось электричество. К утру электричества по-прежнему не было, а дождь стал таким сильным, что гостям сообщили, что они не смогут покинуть свои домики – паводки размыли все дороги.

Следующий день не принес ничего нового, и тогда Вейнер решил: больше ждать нельзя.

«Я не придумал ничего лучшего, чем завернуть свой ноутбук в несколько слоев пакетов и пойти вниз пешком», – рассказывает он. (Его подруга, которая с этим решением была не согласна, осталась в домике.)

В конце концов Вейнер, покрытый грязью и царапинами, добрался до деревни Минка. Он держал свой ноутбук над головой и стучался в каждую дверь.

«На ломаном испанском я пытался выяснить, сможет ли кто-нибудь рискнуть и, несмотря на сильные паводки, за вознаграждение отвезти меня в Санта-Марту», – говорит Захари.

Наконец он нашел подростка, который согласился отвезти его на своем кроссовом мотоцикле. Они ехали по затопленным дорогам, часто им приходилось толкать мотоцикл. Кроме того, руки Вейнера окоченели от того, что ему приходилось одной рукой держаться за водителя, а другой удерживать над головой ноутбук.

Так они приехали в Санта-Марту.

«Я сразу же заселился в отель, включил компьютер, сделал множество звонков по Skype с извинениями, и жизнь наладилась», – рассказывает Вейнер.

Ему удалось удержать клиента, а позже он участвовал в сделке по слиянию этой фирмы с другой компанией.

Сигнал S.O.S.

Старая поговорка гласит: «Worse things happen at sea», что можно перевести на русский как «Худшие вещи случаются в море». В октябре 2016 года в этом лично убедилась Мехри Бабаева.

Это произошло, когда Бабаева – основатель и генеральный директор компании – производителя одежды для женщин Maraley.com совершала вместе с супругом частный круиз по Средиземному морю во время отпуска в Турции.

Как вспоминает Мехри, первые два дня были просто замечательными и удивительно спокойными. Однако, решив проверить свой телефон, который до этого был на беззвучном режиме, она увидела сообщение от менеджера по производству, отвечающего за партию в 180 единиц товара.

«На производстве есть проблемы, и у меня умер отец. Сожалею, но я должен уехать на неделю или даже больше и не могу сейчас уделить время этой проблеме», – написал он.

Мехри Бабаева попыталась дозвониться до коллег и узнать, что же случилось, но мобильной связи не было. Затем она звонила с телефона мужа, потом – с телефона капитана, но связь отсутствовала. На берег они вернуться не могли – была ночь, а прожектор яхты не работал. 
Срок поставки истекал через два дня. По словам Бабаевой, она была «в ярости и не могла найти себе места».

Чтобы успокоиться, женщина немного поплавала, а затем пришла к капитану с идеей: связаться с капитаном другого корабля по радиосвязи и попросить того созвониться с ее менеджером по производству. Потом нужно было, чтобы капитан другого судна просто поднес мобильный телефон к рации, и тогда Бабаева смогла бы поговорить со своим менеджером.

Капитан не очень обрадовался этой идее, но, очевидно, «моя решимость была написана у меня на лице, так что он согласился сделать то, о чем я просила», – говорит Бабаева.

Почти все капитаны, с кем они связывались, отказывали в помощи, но один из них все-таки согласился. После всех мытарств Бабаева наконец связалась с менеджером и узнала, что произошла ошибка в размерах одежды. 60 предметов были пошиты в среднем размере вместо большого. Бабаева немедленно разрешила переделать всю партию.

На следующий день пара прибыла в ближайший порт, где Мехри забежала в первое же попавшееся интернет-кафе и написала клиенту о том, что поставку придется отложить на день. При этом клиент остался довольным, поскольку расходы на экспресс-доставку взяла на себя предпринимательница.

Как рассказывает Мехри Бабаева, уже за ужином она «мысленно благословила менеджера по производству и капитана другой яхты, который согласился протянуть руку помощи».

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


147 просмотров

Қазақстан сүт зауыттары шикізат тапшылығын сезінуі мүмкін

Өйткені қайта өңдеуге тапсырылатын сүттің тең жартысы Кедендік одақ техникалық талаптарына сай емес

Фото: Shutterstock

2020 жылдың 1 қаңтарында Қазақстанға аталмыш саланы ретке келтіру үшін берілген мерзім бітеді. Содан кейін стандартқа сай келмейтін сүт қабылданбайды. 

Тұяқ серпіп үлгермейсің...

Негізінде, өнім құрамы мен тазалығына қойылатын талаптар, шикізат жинаудың бекітілген ережесі бар. Кәсіпорындар мен жеткізушілер 2018 жылдан осы стандарттар бойынша жұмыс істеуі керек еді. Алайда бұл реформа тағы да 2 жылға шегерілген болатын.

Бұл туралы Қазақстан сүт одағының Павлодарға жұмыс сапарымен келген мамандары ескертті. Шикізат стандартқа сай болу үшін қорадағы малды қалай жемдеп-бағуды, оның сүтін жинау мен сақтау тәртібін үйрететін жол картасын әзірлеген. 

Қазақстан сүт одағының атқарушы директоры Владимир Кожевников БАҚ-қа арналған брифинг барысында:

«Аталмыш жол картасы өңделетін сүттің қауіпсіздігін қамтамасыз етуге бағытталған барлық шараларды қамтыған. Бұл – біздің саладағы басты талап.  Ал талапқа сай келмейтін шикізатты сүт өңдейтін кәсіпорындарға қабылдай алмаймыз», – деп мәлімдеді.

«Тұтынушылар таңдауын анықтайтын зерттеу нәтижесі тұрғындардың 34 пайызы қолдың сүтін еш алаңсыз пайдалана беретінін көрсетті. Ал оңтүстік аймақтарда халықтың 44 пайызы жеке қосалқы шаруашылықта сауылған сүттің сапалы екеніне сенімді. Яғни, көпшілік өңделмеген өнімді тұтынады деген сөз. Жол бойында сатылған сүтті алсаңыз, оның қандай жағдайда сауылғаны, қалай сақталғаны, қалай жеткізілгені белгісіз. Қазір далада күн ыстық, 38 градустан асады, ал әйелдер көшеде сүт сатып отыр»,– дейді жол картасының үйлестірушісі Сәуле Жанкина. 

Ал «Молсервис» ЖШС-нің директоры Сергей Чепурконың айтуынша, Кедендік одақтың стандарттары оған дайын емес шикізат жеткізушілерін тығырыққа тіреуі мүмкін. Қайта өңдеуші кәсіпорындар қазірдің өзінде тек үлкен қожалықтармен әріптестік орнатқанды жөн көріп, жеке шаруалармен жұмыс істеуден бас тартып жатыр. 

«Соңғы жылдары біздің компания бұндай проблемаларға тап болған жоқ, өйткені біз сенімді жеткізушілермен жұмыс істейміз. Егер бұрын шикізаттың жартысы ЖШС-лардан, жартысы жеке қосалқы шаруашылықтардан келсе, қазіргі кезде олардың үлесі 25% ғана», – дейді кәсіпкер.

Сонымен қатар ауылшаруашылық кооперативтерінің құрылуы шикізат сапасын арттыруға жасалған жақсы қадам деп пайымдайды кәсіпкер. Алайда бұл жерде тірліктің бәрі басшылардың кәсіби біліктілігіне келіп тіреледі.     

«Бұл өзгеріске дайын болмағандардың бәрінде өнімді өткізу тұрғысынан қиындық туындайды. Олар сүтті сатып ала салып, өткізіп, бірден ақшасын аламыз деп ойлайды. Бірақ бәрі оңай емес. Бірнеше жыл бұрын жекізушілермен үлкен қиындықтар болған еді. Сапасыз өнімді қабылдамай, сүт таситын көлікті қайтарып жіберіп отырдық. Соның бәрі жеке үйлерден жиналған сүт болатын», – дейді Сергей Чепурко.

Ауыл сүтті көп бере ме? 

Қазақстан сүт одағының мәліметтері бойынша, бүгінде елімізде сатылатын 1,5 млн тонна сүттің 77% -ын ұсақ шаруашылықтар өндіреді. Егер үлкен қожалықтардан алынатын сүтке ешқандай шағым болмаса, жеке мал ұстайтындарға айтылатыны жеткілікті. Өндірілетін шикізаттың шамамен 700 мың тоннасынан түрлі  кемшілік табылады, кейбірінде микробиологиялық көрсеткіштер жоғары болса, екіншісінен антибиотиктер табылған. Шикізат сапасына ауыл арасының алшақтығы, сүт жинау желісінің дамымауы, мамандар тапшылығы, ақыр аяғы сүт тапсырушылардың сауатсыздығы кері әсер етеді. 

Қазақстан Сүт одағының атқарушы директоры Владимир Кожевниковтың айтуынша, тағы бір үлкен мәселе – жазда сүт зауыттарына сүт артығымен жеткізілсе, қыста олар шикізаттан қысылады. Нәтижесінде зауыттар құрғақ сүт ұнтағына тәуелді, оның 90 пайызы  шетелден жеткізіледі. 

Жеке қосалқы шаруашылықтардың басын  кооперативтерге біріктіру кедендік одақтың техникалық талаптарына сай болуға ықпал етеді деп тұжырымдайды сүт одағының өкілдері. Қарағанды облысында осындай кооперативке бас біріктірудің жарқын мысалы бар. Айталық, «Нәтиже» ЖШС облыста 30-ға жуық сүт қабылдау пункті желісін құрған. Қабылдау пункттерінде сүт дереу сүзіліп, салқындатылады да,  оның тазалығы, сапасы тексеріледі, содан кейін кедендік одақ талаптарын сай, арнайы ыдыстарда зауытқа жеткізіледі.

«Егер сүт сапасыз болса, техникалық талаптар енгізе саласымен, шығынға батамыз. Сондықтан біз сүт тапсырушыларға шикізат сапасына қандай талаптар қойылатынын түсіндіріп, арнайы сүт қабылдау орындарын құрып жатырмыз. Бұл істен оң нәтиже шығады деп үміттенеміз»,– дейді «Нәтиже» ЖШС-нің директоры Дәулетбек Акпар. 

Оның айтуынша, әзірге айына 3-4 рет тапсырылатын сүт сапасы қойылатын талапқа сай болмай шығады.

Ал Жаманжол ауылының тұрғыны Светлана Мокишина 20 жылдан бері сүт өткізіп келеді. Оның айтуынша кооператив құрылғалы бері, өткізілетін сүтке қойылатын талап қатайған, дегенмен өз шикізатын тұрақты тапсырып тұруға мүдделі жергілікті тұрғындар бұл талаптарға тез бейімделіпті.

«Сүттің тексерістен өтпей қалуы сирек кездеседі, қойылатын талаптар да аса қиын емес, ең бастысы – тазалық сақталып, сүт беретін мал сау болса болғаны», – дейді Светлана Мокишина.

Дегенмен Сүт одағы өкілдерінің деректеріне жүгінсек, жеке шаруашылық иелері кооперативке кіруге аса құлықты емес. «Ауыл сүті» ЖШС директоры Қанат Әбдіғалиевтің пікірінше, оған халықтың бұндай бірлестіктің артықшылығы туралы хабарсыздығы себеп.

«Тұрғындарға кооперативтің не екенін, оған арнайы субсидия бөлінетінін, әр литр сүттен 10 теңге кооперативке қайтатынын түсіндіру керек. Бұл да ынталандыратын фактор.  Бағдарлама шыққанымен, ол туралы нақты ақпарат сүт тапсырушыларға жетпей жатыр», – деп пайымдайды Қанат Әбдіғалиев.

Ақпараттық технологиялардың көмегі 

Қазіргі кезде өндірушілер Collect mobile қосымшасын пайдалана бастаған. 

«Бұл қосымша сүт өнімділігіне әсер ететін факторларды анықтауға және сүт тапсырушылардың көрсеткіштерін бір жерге жинақтауға мүмкіндік беріп, қайта өңдеушілерге өз жұмысын дұрыс жопарлауға көмектеседі. Мәселен, осы ауданда сүтті сиырлар азайып бара жатса, олар мал тұқымын асылдандырады. Бұл өз кезегінде сүт тапсырушылардың шикізаты көбейіп, табысының артуына ықпал етеді», –деп түсіндірді БҰҰ Азық-түлік және ауылшаруашылық ұйымының агроөнеркәсіп бойынша экономисті (FAO) Инна Пунда.

Инна Пунданың айтуынша, бұл ноу-хаудың  басты міндеті – сүт өндірісі тізбегін «тапсырушы-өндірушіге» дейін қысқарту. 

«Қазіргі кезде сүт өндірісі тізбегінде сүт тапсырушылар мен зауыт емес, алыпсатарлар жақсы пайда тауып отырғаны айқын. Өкінішке қарай, алыпсатарлықтың арқасында күніне бірнеше мың доллар табатындар бар. Олар шаруалардың хабарсыздығын пайдаланып, зауытты шикізатқа тәуелді етіп, өз ойларындағы бағаны қоюға мүдделі»,– деп тұжырымдайды сарапшы.
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций