Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1274 просмотра

Западноказахстанских экспортеров тормозят высокие железнодорожные тарифы

Что экспортирует за рубеж западноказахстанский бизнес, в какой поддержке нуждается при продвижении своих товаров заграницей и какие планы строит на будущее в плане экспорта, выяснял «Курсив»

Фото: Shutterstock

В областном управлении предпринимательства и индустриального развития на запрос «Курсива» пояснили, что в ЗКО не так много эспортоориентированных предприятий. 

Самые крупные местные экспортеры – компания «Карачаганак Петролиум опрейтинг Б. В.» (КПО б. в.) и ТОО «Жайык Мунай» – заняты в сфере нефтедобычи, они реализуют топливно-энергетические товары (нефтепродукты – «Курсив») в Россию, Италию, Великобританию и Финляндию.

Еще один крупный экспортер, ТОО «Конденсат», занят в сфере экспортных поставок нефтепродуктов также в Российскую Федерацию. 

На протяжении многих лет ТОО «КазАрмаПром» поставляет мелющие шары в Курскую область РФ, на Михайловский горно-обогатительный комбинат. АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» более 10 лет экспортирует в РФ муку и макаронные изделия.

«У ряда наших экспортеров основной поток продукции ориентирован на Россию. У них есть налаженный рынок сбыта, узнаваемое имя, хорошая репутация среди покупателей. Так, к примеру, ТОО «КазТрубПром» занимается поставкой обсадных труб и насосно-компрессорных труб в такие известные российские компании, как «ГазПром», «Лукойл», «ГазПромДобыча Уренгой», – отмечает руководитель отдела инвестиций областного управления предпринимательства и индустриального развития Жанна Беккалиева.

Другим предприятиям, которые только выходят на международный рынок, как, например, мебельная фабрика «Квант», еще предстоит большая работа, и господдержка в этом отношении для них будет не лишней, полагает собеседница «Курсива». По ее словам, ТОО «Квант» лишь недавно начало поставки своей продукции в Россию и параллельно запустило строительство новой фабрики по производству мягкой и корпусной мебели. В планах предприятия к 2020 году выйти на рынок Кыргызстана, Узбекистана и Таджикистана.

Среди начинающих экспортеров г-жа Беккалиева отмечает также ТОО «Батыс Продукт» и ТОО «Уральский трансформаторный завод» – оба предприятия весьма удачно вошли на российский рынок и за небольшой отрезок времени – всего около двух лет – смогли найти для себя возможности сбыта своей продукции.

«Мы оповестили предпринимателей-экспортеров о том, что есть меры господдержки, которыми они могут воспользоваться через Казахстанский институт развития индустрии (КИРИ). Этот институт сейчас ведет отбор заявок от бизнеса, на основе которых и будут приниматься решения об утверждении мер господдержки», – пояснила в беседе с «Курсивом» Жанна Беккалиева.

По ее словам, в прошлом году ТОО «Кублей», занятое экспортной поставкой охлажденного мяса в Китай, уже воспользовалось подобной поддержкой.

Дорогая транспортировка

В АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» «Курсиву» сообщили, что господдержка в экспортной деятельности предприятию нужна и предприятие обязательно подаст заявку. 

«Самый больной вопрос для нас – это железнодорожные тарифы, они очень высокие и постоянно растут. В районе 600 тыс. тенге стоит провоз нашей продукции в одном вагоне по территории Казахстана до границы с Узбекистаном», – говорит директор АО «Желаевский комбинат хлебопродуктов» Эдуард Федорченко.

С такими тарифами продукция комбината становится неконкурентоспособной, себестоимость муки и макарон растет, отмечает он. Вместе с тем бренд «Желаевский комбинат хлебопродуктов» узнаваем в Саратове, Самаре, Тольятти. 

Есть проблемы со сбытом

Исполнительный директор ТОО «Пош Руно» Александр Дмитриенко рассказал «Курсиву», что экспортные поставки полуфабриката кожи крупного рогатого и мелкого рогатого скота, которые они осуществляют в Турцию, Испанию и Италию, идут сложно. Причина – у заказчиков не хватает средств на покупку экспортного сырья. Предприятию приходится работать бартером – менять кожу на прочие турецкие товары.

«Мы работаем автоперевозками, и, по условиям господдержки экспортеров, нам могут компенсировать лишь проезд по территории Казахстана, от ближайшей границы до России, это порядка 50–60 км, то есть 15–18 тыс. тенге», – поделился г-н Дмитриенко.

Но и от этой поддержки предприятие не собирается отказываться. 

«Таким молодым компаниям, как наша, тяжело пробиться на кожаный рынок. Нам всего 1,5 года. Думаем, что в ближайшем будущем откажемся от поставок полуфабриката кожи, будем сами делать готовую финишную продукцию», – поделился с «Курсивом» своими планами Александр Дмитриенко.

Предприятие уже закупило оборудование и через пару месяцев здесь планируют приступить к изготовлению выделанной кожи. С реализацией готовой продукции за рубеж будет проще, уверен предприниматель.
 


990 просмотров

Североказахстанские бизнесмены не хотят устанавливать POS-терминалы

Почему это происходит

Фото: Shutterstock

Из 38 тысяч петропавловских предпринимателей POS-терминалы имеют лишь 23 тысячи. В целом по СКО безналичные платежи составляют всего 16% от всех денежных операций. Отсутствие терминалов в торговых точках бизнесмены объясняют дороговизной оборудования и нерентабельностью его использования.

Вывести из тени

По информации акимата Северо-Казахстанской области, в регионе 5,6 тыс. торговых точек. Из них только 1,5 тыс. оснащены устройствами для проведения операций по безналичному расчету. При этом, по данным госоргана, на платежные карты жителей СКО ежемесячно начисляется до 27 млрд тенге. То есть возможность платить, не используя наличность, у североказахстанцев есть. Однако, как отмечают в областном акимате, на безналичные платежи приходится всего 16% от общего числа денежных операций.

И штрафов не боятся

Согласно Закону РК «О платежах и платежных системах» автодилеры, магазины, гостиницы, рестораны, кафе, билетные кассы, турагентства, кинотеатры, фитнес-клубы, ночные клубы и развлекательные центры должны принимать платежную карту клиента. В случае отказа им выносится предупреждение, а если POS-терминал так и не появится, предпринимателю грозит штраф от 96 до 240 тыс. тенге. 

Но в областном центре и в районах СКО далеко не все предприниматели готовы устанавливать необходимое оборудование. Отсутствует оно, как правило, и в мелких торговых точках с небольшой проходимостью. Об этом говорят представители местного общественного движения Modern Qazaqstan, которые посетили несколько десятков заведений в области. Результаты этого исследования явно не в пользу безналичных платежей.

«Мы побывали более чем на 50 объектах бизнеса. Оказалось, что POS-терминалы имеются только в больших супермаркетах, на заправках и в крупных кафе. В мелких дворовых магазинах о таком оборудовании речи нет. Ни в одной такой торговой точке мы не смогли провести безналичный расчет. То есть 80% магазинов не оснащены системами для оплаты платежной картой», – рассказал «Курсиву» директор ОО «Modern Qazaqstan» Дархан Темиртас.

Нет оборотов – нет выгоды

Владельцы не оснащенных необходимым оборудованием торговых точек ссылаются на небольшие обороты. POS-терминал стоит от 130 тыс. тенге. С каждой транзакции банк снимает 1–3%, а это значит, что если торговая точка в месяц не зарабатывает хотя бы 300 тыс. тенге, то наличие ККМ делает бизнес невыгодным, сетуют владельцы.

«У нас оборот чуть больше 100 тыс. тенге в месяц. Конечно, нам, мелким ИП, это совсем не выгодно», – посетовал в разговоре с корреспондентом «Курсива» хозяин небольшого фруктово-овощного ларька в Петропавловске.

Также предприниматели указывают на особенности расположения своих магазинов и ларьков. В некоторых микрорайонах среди покупателей преобладают люди пенсионного возраста, которые безналичными платежами не пользуются вообще.

9854189.jpg

Стимул – платить наличными

Однако специалисты областного акимата, проведя исследования, пришли к выводу, что в некоторых случаях владельцы торговых точек POS-терминалы не используют намеренно. Даже при наличии рабочего оборудования они стимулируют покупателей совершать оплату наличными. Аргументом в пользу этого является предоставляемая скидка на товар в размере 1–3%. 

«Если предприниматель предоставляет покупателю чек, в котором указывает стоимость продукта, то никаких противоречий с законодательством нет. Бизнесмен сам вправе назначать скидки на ту или иную продукцию. С другой стороны, возможно, таким образом, пробив платежный документ уже после реализации товара, субъект бизнеса хочет скрыть свои реальные заработки от органов госдоходов», – считает юрист Арсен Есебаев.

Впрочем, желание североказахстанцев пользоваться только бумажными деньгами подтверждают и статданные. По количеству транзакций СКО, согласно информации, опубликованной на официальном сайте Национального банка РК, числится в аутсайдерах. По данным финрегулятора, за июнь текущего года меньше операций по безналичному расчету было только в Кызылординской области. Из северных регионов страны невысокие показатели по использованию платежных операций в режиме онлайн зафиксированы в Акмолинской области.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций