Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1712 просмотров

Казахстанским экспортерам начнут возмещать транспортные расходы

Часть денег на рекламу за рубежом - тоже

Фото: Shutterstock

Экспорт в Казахстане получит новый толчок в развитии. Такой позиции придерживаются эксперты. В этом году вступили в силу новые правила поддержки производителей, согласно которым часть затрат на транспортировку товаров возьмет на себя государство.

Дорогой экспорт

ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» перерабатывает в сутки 550 тонн зерна. Помимо муки ТОО производит более 15 видов макаронных изделий. Свою продукцию предприятие реализует во многих областях республики, а также экспортирует в ближайшие регионы Российской Федерации, Афганистан и Туркменистан. Однако на экспорт идет не более 10% производимой муки. Компания может поставлять за границу куда большие объемы, соответствующие резервы есть. Однако, учитывая транспортные расходы, заводу выгоднее продавать свою продукцию в пределах республики.

«Предприятие работает с 1991 года, и нашу продукцию хорошо знают не только в Казахстане. Уже сейчас можем увеличить экспорт в ближайшие регионы РФ, но чем дальше везти, тем дороже выходит доставка продукции», – поделился в беседе с «Курсивом» главный экономист ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» Аскар Нургалеев.

Если экспортерам будут возмещать часть затрат на транспортные расходы, это будет ощутимая поддержка для производителей, считает он 

Затраты возместят

Между тем в этом году вступили в силу изменения и дополнения в Правила возмещения части затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности. В соответствии с ними государство начнет компенсировать производителям в определенном объеме транспортные расходы. 

В целом же правила предусматривают некоторую компенсацию по ряду затрат. Прежде всего это реклама продукции за рубежом, участие в зарубежных выставках, перевод информации о товаре на иностранные языки и издание специализированного каталога, содержание представительства и склада за границей, регистрация товарного знака, сертификация товара и транспортировка продукции в пределах Казахстана.

Так, субъектам крупного предпринимательства возмещается 30% от суммы, предъявленной к возмещению, среднему бизнесу компенсируют 50% затрат, а размер компенсации для малого бизнеса составит 60% от суммы понесенных затрат.

Есть и предел

Также, согласно Правилам, существует предельный размер возмещения части затрат на одного производителя в год. Если речь идет о рекламе товара, участии в фестивалях и зарубежных выставках, аренде склада, а также регистрации товарного знака, то размер компенсации в текущем году не может превышать 13 тыс. МРП – 32,8 млн тенге.

Как пояснил «Курсиву» заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта» Мурат Бекмагамбетов, по затратам, связанным с транспортировкой товаров, предельный размер возмещения части затрат на одного субъекта не должен превышать 200 млн тенге, или 1/50 выделенных на 2019 год средств. При транспортировке грузовым автомобилем лимит составляет не более 300 тенге за 1 км пробега. 

Следует отметить, что транспортные затраты возмещаются от пункта отправления до железнодорожных или автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Казахстана. 

К примеру, субъект крупного предпринимательства подает заявку с двумя и более затратами (реклама товара, аренда складских помещений, доставка товара) по продвижению товара за рубежом на сумму в 350 млн тенге, из них 200 млн тенге – на доставку товара, 150 млн – на рекламу и аренду склада. 

«В таком случае на рекламу и аренду склада экспортеру предусмотрено возмещение 30% затрат, или 45 млн тенге. Но поскольку предельный размер возмещения не может превышать 13 тыс. МРП, то предприниматель сможет получить компенсацию в размере 32,8 млн тенге. Возмещение затрат по доставке товаров составит 60 млн тенге», – привел в пример расчеты Мурат Бекмагамбетов.

Прием заявок от субъектов бизнеса на возмещение части затрат уже начался. Предпринимателю необходимо подготовить перечень документов и направить заявку в АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта». Решение о компенсации части затрат либо отказе в этом принимает межведомственная комиссия. Далее МИИР РК заключает с субъектом индустриально-инновационной деятельности соглашение и перечисляет средства. 

От сырья к продукции

Если говорить об обработанном экспорте, то Актюбинская область поставляет в страны СНГ, Афганистан, Азербайджан и Узбекистан яйца, рыбу, муку, макаронные изделия, мясную продукцию, стройматериалы. Кроме того, на экспорт идут металлоизделия, рельсы, нефтяное оборудование.

«География сырьевого экспорта – страны ЕС, США, СНГ, Китай, Корея, Япония, Афганистан, Иран, Турция. В эти страны поставляются хромовый концентрат, хромовая руда, нефть и продукты нефтепереработки, сжиженный газ, зерно», – пояснили «Курсиву» в управлении индустриально-инновационного развития Актюбинской области.

При этом основа экспорта региона – это нефтепродукты, металлы, ферросплавы. Основной импортируемой продукцией являются транспортные средства, оборудование, продукция химической промышленности, включая каучук и пластмассы, лекарственные средства. 

Безымянный_32.png

Точка зрения

Президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец:

«Я думаю, что принятые меры будут поддерживать экспорт. Причем не только крупный, но и средний и мелкий бизнес. Мы говорим, что у Казахстана очень выгодное геополитическое положение. Между Китаем и Европой, да, очень хорошее, между Китаем и Россией – очень хорошее. А вот место самого Казахстана с позиции экспорта не такое уж и выигрышное для экспортеров. Поскольку мы конкурируем по продажам с теми странами, которые имеют прямой выход к океану.

Мы такого доступа не имеем, поэтому нам приходится транспортировать товары через сопредельные территории других государств, и прежде всего через Россию, у нас там большие транспортные коридоры. И все время у нас проблемы с подачей вагонов, потому что там тарифы достаточно высокие. И вообще считается, что государства, которые не имеют прямого выхода к морю, в плане экспорта очень уязвимы.

Во-первых, окупаемость затрат меньше, потому что доставка груза по железной дороге или автомобильным транспортом обходится дороже и нередко оказывается более длительной – необходимо пересечение границ, грузы задерживаются на станциях, требуется перевалка в портах. У нас высокие транспортные риски. К тому же страны, не имеющие выход к морю, потенциально теряют существенную часть валового продукта в связи с отдаленностью от рынка сбыта и дешевых транспортных артерий. И Казахстан входит в этот список».

Точка зрения

Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов:

Если новые условия будут работать реально, а не на бумаге, то предприятия будут заинтересованы отправлять на экспорт свою продукцию. Для того, чтобы развивать экспорт, однозначно должна быть существенная поддержка со стороны государства. Затрат будет меньше – это облегчит жизнь предпринимателям. По уровню международной торговли мы находимся в конце многих стран, по оформлению товаров как импорта, так и экспорта – как завести, так и вывезти товар у нас достаточно сложно. Хотя последние пятнадцать лет периодически заявляется, что введены новые правила, электронное декларирование. Вместе с тем, сказывается коррупция – сначала создаются препятствия для предпринимателей, а потом помощь им предлагается. 

Экспорт – это всегда определенные затраты. Нужно чтобы продукция соответствовала международным стандартам, и в этом плане это требует дополнительных вложений. Поэтому проще что-то купить за границей в Китае, Турции, Европе привезти сюда, чем изготавливать что-то и вывозить это за рубеж – затраты несопоставимы. Естественно не считая нефти, сырья, которое у нас миллионами тонн вывозится за границу.

Поэтому во всем мире государство создает определенные условия, чтобы предприятия были заинтересованы вывозить свою продукцию за пределы. В этом плане весь мир давно продвинулся вперед, только мы по- прежнему живем по принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если хочешь, отправляй на экспорт, мы здесь ни при чем, и предприятия соответственно не очень заинтересованы. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия у нас в основном занимаются вывозом сырья и хорошо возмещает свои затраты по вывозу сырья за границу, а вот для производителей из числа субъектов малого и среднего бизнеса таких условий, к сожалению, до сих пор не было.


1538 просмотров

Почему жители Восточного Казахстана предпочитают отдыхать у себя на родине

Каково соотношение выездного и внутреннего туризма, выяснил Kursiv

Фото: Автора

Количество туристов в Восточном Казахстане за последний год выросло на 30%. На многих базах отдыха Бухтармы и Алаколя лето уже практически «расписано» – путевки были выкуплены еще в начале весны.

Правда статистики

Рынок туристической отрасли Восточного Казахстана продолжает расти. Согласно информации, опубликованной на сайте Комитета по статистике, за 2018 год количество внутренних туристов в ВКО превысило 339 тыс. человек. Эта цифра относится только к той категории людей, которые приехали в регион для конкретной цели – отдыха, лечебных или оздоровительных процедур (без учета деловых поездок). В сравнении с 2017 годом рост составляет 30%.

За время отдыха внутренние туристы потратили в ВКО свыше 21,2 млрд тенге, что на 9% больше, чем годом ранее. Эти деньги восточноказахстанцы заплатили за проживание (3,5 млрд тенге), питание (4,2 млрд тенге), транспортные услуги (3,9 млрд тенге). На лечебные и оздоровительные процедуры общий чек составил 803 млн тенге.

74% всех посетителей мест отдыха в ВКО – жители региона. Остальные – приезжие из других областей Казахстана или иностранцы. Тот факт, что большинство восточноказахстанцев предпочитают отдыхать именно у себя на родине, подтверждают статданные. Судя по отчетам специалистов департамента статистики по ВКО, внутренних туристов среди жителей ВКО в 7,5 раза больше, чем выездных.

Причина – на поверхности

Если путешествующих по своей области за год стало больше на треть, то количество восточноказахстанцев, которые проводят отпуск за границей, за год увеличилось на 45%. 

В 2018 году в отпуск и на лечение в разные страны съездили 42 тыс. жителей ВКО (в 2017 году – 29 тыс. человек). В общей сложности они потратили на эти цели 11 млрд тенге. 

Основная причина, по которой большинство восточноказахстанцев выбирают отдых на территории области, – существенная разница в цене на путевки. От общего числа путешествующих жителей ВКО лишь 11% могут себе позволить покупку туров за границей.

Стоимость тура по горящей путевке в ОАЭ, Таиланд, на остров Хайнань в середине июня колеблется от 130 до 150 тыс. тенге на одного человека. Плюс к этой сумме необходимо добавить расходы на трансферт до Алматы или Астаны, откуда вылетают чартерные рейсы. Прямиком из Усть-Каменогорска можно вылететь только в Турцию (от 235 тыс. тенге с человека). Наиболее высокие цены предлагают курорты Доминиканы, Иордании, Вьетнама, Туниса, острова Пхукет (от 250 до 316 тыс. тенге с человека). Таким образом, чтобы семье минимум из двух человек отдохнуть под пальмами в жарких странах, придется потратить от 260 до 632 тыс. тенге). Это не учитывая трат на культурные мероприятия, дополнительное питание вне стен отеля и шопинг.

На базах Бухтарминского водохранилища (в районе Алтай) семья из двух человек может потратить на недельный отдых от 70 до 300 тыс. тенге (в зависимости от условий проживания, питания). Разброс цен на мини-коттеджи и гостиничные номера большой. Маленькие щитовые домики без воды и канализации, с учетом самостоятельной организации питания, оцениваются в 10–15 тыс. тенге за сутки. Более «цивилизованные» варианты с душем и туалетом стоят от 18 до 22 тыс. тенге за день. Бюджетным вариантом является съем небольших номеров в гостиницах советских времен с удобствами на этаже – от 5 тыс. тенге с человека в сутки. Самый дорогой отдых в отеле люкс без звезд – от 38 тыс. тенге с гостя за сутки (с учетом трехразового питания).

А вот в небольших новых гостиницах на побережье Алаколя в бархатный сезон путевку можно приобрести от 10 до 15 тыс. тенге в сутки с человека. В эту стоимость будет входить и питание в кафе.

Сервис имеет значение

По мнению руководителя турагентства Sanur Tour из Усть-Каменогорска, travel-блогера Айнур Атантаевой, количество выездных туристов в нашей области растет потому, что люди из среднего класса и выше готовы доплатить за сервис и поехать отдыхать за границу, получая услуги по принципу «все включено». Ведь отдых по горящей путевке за 260–300 тыс. тенге за двоих в четырехзвездочном отеле с питанием имеет совсем другое качество, нежели недельный вояж по Бухтарме.

«Выездной туризм популяризируется. Это становится модным, интересным. Люди смотрят на своих путешествующих друзей, знакомых и тоже ищут возможности, копят деньги, берут кредиты, чтобы побывать в других странах. Тем более, что при том уровне сервиса, который предоставляют лидеры мировой туриндустрии – Турция или Китай, – себестоимость такого отдыха на самом деле ниже, чем у нас внутри страны, внутри нашего региона», – отмечает Айнур Атантаева.

Одной из причин колоссальной разницы в сервисе эксперт в области туризма называет разное отношение чиновников к туристическому кластеру. Инвесторы, вкладывающие деньги в отели в самых гостеприимных странах, получают неплохие преференции от своих государств.

«Например, наши предприниматели, решившие построить небольшую базу на побережье озера, делают все сами и по рыночной цене. Берут кредиты на общих основаниях, ведут строительство, проводят до базы сети. Конечно, потом им нужно «отбить» эти деньги, поэтому они не могут держать низкую цену. Мне порой их жаль, потому что они трудятся с утра до вечера, однако сумасшедших денег не зарабатывают даже с учетом высоких цен на путевки», – считает турагент.

Только начали

Стоит отметить, что модель «государство обеспечивает сервис, а бизнес снижает цены» в Восточном Казахстане только начала функционировать именно на примере Алаколя. Ведь в сравнении с бухтарминскими базами отдыха небольшие отели на побережье пестрого озера действительно «дают» более низкую цену при более высоком уровне сервиса.

По информации управления туризма и внешних связей ВКО, за последние три года на благоустройство, строительство дорог к базам Алаколя, субсидирование авиа- и железнодорожных перевозок бюджет выделил 5,2 млрд тенге. Как отмечает руководитель ведомства Марат Кабаков, в этом году ремонт дороги до Алаколя будет профинансирован на 4 млрд тенге. Отдельными траншами акимат перечислит деньги на благоустройство парка, осушение большой площадки под строительство трех-, четырехзвездочных отелей.

Стоит отметить, что Алаколь стал более активно благоустраиваться после того, как курортная зона этого озера вошла в топ-10 туробъектов Казахстана, а, значит, эти приоритетные направления туризма финансируются из республиканского бюджета.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций