Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


1358 просмотров

Зачем под Риддером строят астрологическую деревню

Проект на 107 млн тенге вполне может окупиться за три года

Фото: Shutterstock

Чайной мануфактурой и астрологической деревней планирует привлечь туристов в таежную глушь Восточного Казахстана предпринимательница из Павлодара. Меньше года назад Татьяна Смола в пяти километрах от Риддера купила заброшенную базу «Березовка». Она уверена, что всего через пару лет сможет удивить и самых искушенных путешественников.

По словам предпринимательницы, именно расположение базы – у подножия Ивановского хребта, на высоте 950 метров над уровнем море, на границе с горно-таежным массивом – стало главной причиной, по которой «Березовка» была куплена чуть больше года назад. Сейчас это несколько хозяйственных построек и три домика на 24 гостевых места.

«Да, база морально и материально устарела, но именно ее месторасположение, горная река и чистый воздух могут стать той изюминкой, которая и людей сюда привлечет, и денег поможет заработать», - уверена Татьяна. 

А строить свой бизнес она собирается с помощью астродеревни, чайной мануфакутры и открытием нескольких мастерских.

«Поверьте мне, людям интересно не только покупать сувениры, но и делать их собственными руками. Мы посчитали, прибыль от производства чая принесет до 6 млн тенге в год, а от производства сувениров и проведения мастер-классов по изготовлению их для наших гостей – более 3 млн тенге, столько же – прибыль от конных маршрутов», - поделилась с «Курсивом» Татьяна Смола. 

Помимо вложения собственных средств в развитие запустить проект «Центр народных ремесел» она рассчитывает на средства, полученные от фонда «Даму». 2 млн тенге пошли на строительство мастерской и покупку гончарного круга. А вот с другими идеями ей помогло участие в проекте фонда «Coca-Cola Белестері», который нацелен на обучение безработных женщин основам зеленых технологий для создания «зеленого» бизнеса на селе. $ 4 тыс. пойдут именно на организацию этого направления. 

Плюс на минус

Даже дорогу, кстати, относительно неплохую по здешним меркам, которая ведет через базу к другим туристическим объектам региона, а также делает базу доступной для желающих отдохнуть и зимой, хозяйка «Березовки» считает плюсом. Серьезными минусами – отсутствие электричества и водопровода.

«Вы же понимаете, что хоть алмазами я тут все выложу, но в следующий раз люди поедут туда, где есть душ с горячей водой и туалет не на улице», - уверена предпринимательница.

Реально оценивая ситуацию, она прекрасно понимает, что база, построенная десять лет назад, к тому же из б/у материалов, особой эстетической ценностью не обладает. Да, на средства хозяйки здесь был проведен косметический ремонт, но нужен капитальный.
 
«Оборотный капитал предприятия не превышает 800 тыс. тенге в месяц. Техническое состояние базы не позволяет увеличивать стоимость услуг и развивать дополнительный пакет. Таким образом, качество и количество оказываемых услуг остается пока на одном и том же низком уровне рентабельности», - рассуждает Татьяна.

То же самое и с электричеством. Так получилось, база была приобретена незадолго до того, как рядом с ней начали проводить линии электропередач. «Березовка» в перечень тех объектов, к которым вскоре проведут электричество, не вошла. Отклониться от утвержденного курса, построить трансформаторную будку и протянуть провода – обойдется в сумму не менее 4 млн тенге. Пока таких средств нет.
 
В этом, надеется бизнес-леди, ей смогут помочь в региональной Палате предпринимателей, где в декабре прошлого года прошла презентация инвестпроектов. Из 52 представленных выбрали 13, среди них – проект Татьяны Смолы «Расширение туристической базы «Березовка». 

Как рассказал «Курсиву» и.о. заместителя директора палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев, эти 13 проектов были не просто интересны, но абсолютно готовы к реализации и финансированию, то есть у них есть бизнес-планы, имеется залоговое имущество.

С ним согласился и председатель правления АО «НА «Kazakh Tourism» Рашид Кузембаев. Он отметил, что это вполне обоснованные и окупаемые проекты, а потому вполне имеют право на серьезные инвестиции. А поиском инвесторов АО «НА «Kazakh Tourism» как раз и займется. По крайней мере, должно было заняться. 

«Нет, к сожалению, с тех пор со мной даже никто не связывался по этому поводу. Жаль, конечно, очень рассчитывали на поддержку. Поймите, не просто просим дать нам денег, построить мастерскую, завезти к нам туристов. Нам необходима помочь там, где мы сами пока бессильны – довести до нас электричество, к примеру. Вот на подобную поддержку мы рассчитывали», - говорит Татьяна Смола.

Она посчитала, что необходимые для расширения базы 107 млн тенге окупятся за три года.

А пока хозяйка «Березовки» внедряет в жизнь то, что задумала, и ждет лета – основного сезона для туристов и туроператоров.


753 просмотра

Казахстанским экспортерам начнут возмещать транспортные расходы

Часть денег на рекламу за рубежом - тоже

Фото: Shutterstock

Экспорт в Казахстане получит новый толчок в развитии. Такой позиции придерживаются эксперты. В этом году вступили в силу новые правила поддержки производителей, согласно которым часть затрат на транспортировку товаров возьмет на себя государство.

Дорогой экспорт

ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» перерабатывает в сутки 550 тонн зерна. Помимо муки ТОО производит более 15 видов макаронных изделий. Свою продукцию предприятие реализует во многих областях республики, а также экспортирует в ближайшие регионы Российской Федерации, Афганистан и Туркменистан. Однако на экспорт идет не более 10% производимой муки. Компания может поставлять за границу куда большие объемы, соответствующие резервы есть. Однако, учитывая транспортные расходы, заводу выгоднее продавать свою продукцию в пределах республики.

«Предприятие работает с 1991 года, и нашу продукцию хорошо знают не только в Казахстане. Уже сейчас можем увеличить экспорт в ближайшие регионы РФ, но чем дальше везти, тем дороже выходит доставка продукции», – поделился в беседе с «Курсивом» главный экономист ТОО «Ново-Альджанский мелькомбинат» Аскар Нургалеев.

Если экспортерам будут возмещать часть затрат на транспортные расходы, это будет ощутимая поддержка для производителей, считает он 

Затраты возместят

Между тем в этом году вступили в силу изменения и дополнения в Правила возмещения части затрат субъектам индустриально-инновационной деятельности. В соответствии с ними государство начнет компенсировать производителям в определенном объеме транспортные расходы. 

В целом же правила предусматривают некоторую компенсацию по ряду затрат. Прежде всего это реклама продукции за рубежом, участие в зарубежных выставках, перевод информации о товаре на иностранные языки и издание специализированного каталога, содержание представительства и склада за границей, регистрация товарного знака, сертификация товара и транспортировка продукции в пределах Казахстана.

Так, субъектам крупного предпринимательства возмещается 30% от суммы, предъявленной к возмещению, среднему бизнесу компенсируют 50% затрат, а размер компенсации для малого бизнеса составит 60% от суммы понесенных затрат.

Есть и предел

Также, согласно Правилам, существует предельный размер возмещения части затрат на одного производителя в год. Если речь идет о рекламе товара, участии в фестивалях и зарубежных выставках, аренде склада, а также регистрации товарного знака, то размер компенсации в текущем году не может превышать 13 тыс. МРП – 32,8 млн тенге.

Как пояснил «Курсиву» заместитель председателя правления АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта» Мурат Бекмагамбетов, по затратам, связанным с транспортировкой товаров, предельный размер возмещения части затрат на одного субъекта не должен превышать 200 млн тенге, или 1/50 выделенных на 2019 год средств. При транспортировке грузовым автомобилем лимит составляет не более 300 тенге за 1 км пробега. 

Следует отметить, что транспортные затраты возмещаются от пункта отправления до железнодорожных или автомобильных пунктов пропуска через государственную границу Казахстана. 

К примеру, субъект крупного предпринимательства подает заявку с двумя и более затратами (реклама товара, аренда складских помещений, доставка товара) по продвижению товара за рубежом на сумму в 350 млн тенге, из них 200 млн тенге – на доставку товара, 150 млн – на рекламу и аренду склада. 

«В таком случае на рекламу и аренду склада экспортеру предусмотрено возмещение 30% затрат, или 45 млн тенге. Но поскольку предельный размер возмещения не может превышать 13 тыс. МРП, то предприниматель сможет получить компенсацию в размере 32,8 млн тенге. Возмещение затрат по доставке товаров составит 60 млн тенге», – привел в пример расчеты Мурат Бекмагамбетов.

Прием заявок от субъектов бизнеса на возмещение части затрат уже начался. Предпринимателю необходимо подготовить перечень документов и направить заявку в АО «Казахстанский центр индустрии и экспорта». Решение о компенсации части затрат либо отказе в этом принимает межведомственная комиссия. Далее МИИР РК заключает с субъектом индустриально-инновационной деятельности соглашение и перечисляет средства. 

От сырья к продукции

Если говорить об обработанном экспорте, то Актюбинская область поставляет в страны СНГ, Афганистан, Азербайджан и Узбекистан яйца, рыбу, муку, макаронные изделия, мясную продукцию, стройматериалы. Кроме того, на экспорт идут металлоизделия, рельсы, нефтяное оборудование.

«География сырьевого экспорта – страны ЕС, США, СНГ, Китай, Корея, Япония, Афганистан, Иран, Турция. В эти страны поставляются хромовый концентрат, хромовая руда, нефть и продукты нефтепереработки, сжиженный газ, зерно», – пояснили «Курсиву» в управлении индустриально-инновационного развития Актюбинской области.

При этом основа экспорта региона – это нефтепродукты, металлы, ферросплавы. Основной импортируемой продукцией являются транспортные средства, оборудование, продукция химической промышленности, включая каучук и пластмассы, лекарственные средства. 

Безымянный_32.png

Точка зрения

Президент Союза товаропроизводителей и экспортеров Казахстана Николай Радостовец:

«Я думаю, что принятые меры будут поддерживать экспорт. Причем не только крупный, но и средний и мелкий бизнес. Мы говорим, что у Казахстана очень выгодное геополитическое положение. Между Китаем и Европой, да, очень хорошее, между Китаем и Россией – очень хорошее. А вот место самого Казахстана с позиции экспорта не такое уж и выигрышное для экспортеров. Поскольку мы конкурируем по продажам с теми странами, которые имеют прямой выход к океану.

Мы такого доступа не имеем, поэтому нам приходится транспортировать товары через сопредельные территории других государств, и прежде всего через Россию, у нас там большие транспортные коридоры. И все время у нас проблемы с подачей вагонов, потому что там тарифы достаточно высокие. И вообще считается, что государства, которые не имеют прямого выхода к морю, в плане экспорта очень уязвимы.

Во-первых, окупаемость затрат меньше, потому что доставка груза по железной дороге или автомобильным транспортом обходится дороже и нередко оказывается более длительной – необходимо пересечение границ, грузы задерживаются на станциях, требуется перевалка в портах. У нас высокие транспортные риски. К тому же страны, не имеющие выход к морю, потенциально теряют существенную часть валового продукта в связи с отдаленностью от рынка сбыта и дешевых транспортных артерий. И Казахстан входит в этот список».

Точка зрения

Вице-президент Независимой ассоциации предпринимателей Тимур Назханов:

Если новые условия будут работать реально, а не на бумаге, то предприятия будут заинтересованы отправлять на экспорт свою продукцию. Для того, чтобы развивать экспорт, однозначно должна быть существенная поддержка со стороны государства. Затрат будет меньше – это облегчит жизнь предпринимателям. По уровню международной торговли мы находимся в конце многих стран, по оформлению товаров как импорта, так и экспорта – как завести, так и вывезти товар у нас достаточно сложно. Хотя последние пятнадцать лет периодически заявляется, что введены новые правила, электронное декларирование. Вместе с тем, сказывается коррупция – сначала создаются препятствия для предпринимателей, а потом помощь им предлагается. 

Экспорт – это всегда определенные затраты. Нужно чтобы продукция соответствовала международным стандартам, и в этом плане это требует дополнительных вложений. Поэтому проще что-то купить за границей в Китае, Турции, Европе привезти сюда, чем изготавливать что-то и вывозить это за рубеж – затраты несопоставимы. Естественно не считая нефти, сырья, которое у нас миллионами тонн вывозится за границу.

Поэтому во всем мире государство создает определенные условия, чтобы предприятия были заинтересованы вывозить свою продукцию за пределы. В этом плане весь мир давно продвинулся вперед, только мы по- прежнему живем по принципу: спасение утопающих – дело рук самих утопающих. Если хочешь, отправляй на экспорт, мы здесь ни при чем, и предприятия соответственно не очень заинтересованы. Особенно это касается малого и среднего бизнеса. Крупные предприятия у нас в основном занимаются вывозом сырья и хорошо возмещает свои затраты по вывозу сырья за границу, а вот для производителей из числа субъектов малого и среднего бизнеса таких условий, к сожалению, до сих пор не было.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций