Перейти к основному содержанию


1450 просмотров

Зачем под Риддером строят астрологическую деревню

Проект на 107 млн тенге вполне может окупиться за три года

Фото: Shutterstock

Чайной мануфактурой и астрологической деревней планирует привлечь туристов в таежную глушь Восточного Казахстана предпринимательница из Павлодара. Меньше года назад Татьяна Смола в пяти километрах от Риддера купила заброшенную базу «Березовка». Она уверена, что всего через пару лет сможет удивить и самых искушенных путешественников.

По словам предпринимательницы, именно расположение базы – у подножия Ивановского хребта, на высоте 950 метров над уровнем море, на границе с горно-таежным массивом – стало главной причиной, по которой «Березовка» была куплена чуть больше года назад. Сейчас это несколько хозяйственных построек и три домика на 24 гостевых места.

«Да, база морально и материально устарела, но именно ее месторасположение, горная река и чистый воздух могут стать той изюминкой, которая и людей сюда привлечет, и денег поможет заработать», - уверена Татьяна. 

А строить свой бизнес она собирается с помощью астродеревни, чайной мануфакутры и открытием нескольких мастерских.

«Поверьте мне, людям интересно не только покупать сувениры, но и делать их собственными руками. Мы посчитали, прибыль от производства чая принесет до 6 млн тенге в год, а от производства сувениров и проведения мастер-классов по изготовлению их для наших гостей – более 3 млн тенге, столько же – прибыль от конных маршрутов», - поделилась с «Курсивом» Татьяна Смола. 

Помимо вложения собственных средств в развитие запустить проект «Центр народных ремесел» она рассчитывает на средства, полученные от фонда «Даму». 2 млн тенге пошли на строительство мастерской и покупку гончарного круга. А вот с другими идеями ей помогло участие в проекте фонда «Coca-Cola Белестері», который нацелен на обучение безработных женщин основам зеленых технологий для создания «зеленого» бизнеса на селе. $ 4 тыс. пойдут именно на организацию этого направления. 

Плюс на минус

Даже дорогу, кстати, относительно неплохую по здешним меркам, которая ведет через базу к другим туристическим объектам региона, а также делает базу доступной для желающих отдохнуть и зимой, хозяйка «Березовки» считает плюсом. Серьезными минусами – отсутствие электричества и водопровода.

«Вы же понимаете, что хоть алмазами я тут все выложу, но в следующий раз люди поедут туда, где есть душ с горячей водой и туалет не на улице», - уверена предпринимательница.

Реально оценивая ситуацию, она прекрасно понимает, что база, построенная десять лет назад, к тому же из б/у материалов, особой эстетической ценностью не обладает. Да, на средства хозяйки здесь был проведен косметический ремонт, но нужен капитальный.
 
«Оборотный капитал предприятия не превышает 800 тыс. тенге в месяц. Техническое состояние базы не позволяет увеличивать стоимость услуг и развивать дополнительный пакет. Таким образом, качество и количество оказываемых услуг остается пока на одном и том же низком уровне рентабельности», - рассуждает Татьяна.

То же самое и с электричеством. Так получилось, база была приобретена незадолго до того, как рядом с ней начали проводить линии электропередач. «Березовка» в перечень тех объектов, к которым вскоре проведут электричество, не вошла. Отклониться от утвержденного курса, построить трансформаторную будку и протянуть провода – обойдется в сумму не менее 4 млн тенге. Пока таких средств нет.
 
В этом, надеется бизнес-леди, ей смогут помочь в региональной Палате предпринимателей, где в декабре прошлого года прошла презентация инвестпроектов. Из 52 представленных выбрали 13, среди них – проект Татьяны Смолы «Расширение туристической базы «Березовка». 

Как рассказал «Курсиву» и.о. заместителя директора палаты предпринимателей ВКО Кайрат Мамырбаев, эти 13 проектов были не просто интересны, но абсолютно готовы к реализации и финансированию, то есть у них есть бизнес-планы, имеется залоговое имущество.

С ним согласился и председатель правления АО «НА «Kazakh Tourism» Рашид Кузембаев. Он отметил, что это вполне обоснованные и окупаемые проекты, а потому вполне имеют право на серьезные инвестиции. А поиском инвесторов АО «НА «Kazakh Tourism» как раз и займется. По крайней мере, должно было заняться. 

«Нет, к сожалению, с тех пор со мной даже никто не связывался по этому поводу. Жаль, конечно, очень рассчитывали на поддержку. Поймите, не просто просим дать нам денег, построить мастерскую, завезти к нам туристов. Нам необходима помочь там, где мы сами пока бессильны – довести до нас электричество, к примеру. Вот на подобную поддержку мы рассчитывали», - говорит Татьяна Смола.

Она посчитала, что необходимые для расширения базы 107 млн тенге окупятся за три года.

А пока хозяйка «Березовки» внедряет в жизнь то, что задумала, и ждет лета – основного сезона для туристов и туроператоров.


328 просмотров

Халық өсімінен қалай пайда табуға болады?

Ақсулық кәсіпкердің ісі

Фото: Shutterstock

Ата-анасы сәбиіне ең жақсысын таңдайтыны анық. Бұл өз кезегінде жеңіл өнеркәсіпті, жеке кәсіпкерлік деңгейінде болсын, дамытуға мүмкіндік береді.

Кәсібің – нәсібің

Ақсулық жас кәсіпкер Дарья Ларичева жақында жергілікті әкімдіктің көмегімен қол жеткізген тұрғын-жайды жөндеу жұмысын бітіріп, жаңа туған нәрестелерге арналған киім-кешек тігу ісін жолға қоймақ.

Жас келіншек жеке кәсібін қолынан жақсы келетін шаруадан бастаған. Колледжде тігін ісін игеріп, түрлі ательеде біраз тәжірибе жинақтаған. Енді өзі тігіншілікті мықтап қолға алмақ. Ең маңыздысы – ниша табу болса, Дарьяны өмірдің өзі осы жолға алып келген. 

Бәрі баласына арнап көрпе-жастық тігуден басталды. Жаңа дүние таныс қыз-келіншектерге ұнап, олар да нәрестеге арналған көрпе-жастық тігіп беруін өтінеді. Осылайша алғашқы тапсырыстар түсе бастайды. Жас аналар риза болып, олармен тез тіл табысып кетті. 

Инвестиция қайдан? 

Дарья жеке кәсіп бастау үшін ең алдымен тігін машинасы және біраз мата керек екенін түсінді. Осы мақсатта 500 мың теңге несие алған. Балалар киіміне сапалы, табиғи мата ғана жарайтындықтан, осы талаптарға сай келетін мата сататын дүкенді де тапқан. Қазіргі кезде жас кәсіпкерге мата мен қажетті материалдарды делдалдан алуға тура келіп тұр, десе де ісі біраз алға басқан соң қажетті шикізатты көтерме бағамен сатып алмақ. 

Шеберхана орналасатын орын іздеу екінші қадам болды. Жергілікті биліктің көмегі арқасында жалға алатын арзан бөлме де табылды. Нәтижесінде бұл жерге құрал-жабдығын көшіріп, өз шеберханасын ашып, киім-кешек жөндеумен айналыса бастады. Бәрін өз талғамымен безендіреді. Өзі тігетін киім-кешектің бренд атауын да ойлап қойған, жас кәсіпкер оны алдағы уақытта тіркетпек.
 
«Киім-кешекті үлкен партиямен шығаруға қол жекізген кезде атауын тіркетсем деген ойдамын. Ол үшін ең алдымен ұжым жинап алуым керек. Бұл оңай шешілетін шаруа болмай тұр», – Дарья Ларичева.

Бәрін шешетін – кадр 

Колледжде оқып жүргенде Павлодардағы сәнді киім тігетін кәсіпорында тәжірибеден өткен еді. Оған бас киім тігетін шебер жетекшілік етті. Бұндай киім тігу оның қызығушылығын тудырмады. Есесіне өндірісте жақсы тәжірибе жинақтап, ұжымда қарым-қатынас орнатуды үйренген. Бұл – бизнесте өте қажет қасиет.
 
«Жұмысқа көмекші алайын деп едім, маман тапшылығымен бетпе-бет келдім. Бұл жерде тігін ісін қаншалықты жақсы меңгергенің маңызды емес, ең бастысы – жұмысқа деген көзқарасың. Өзім жалдамалы жұмыста жүргенде, не болса да, өзіңді қалай сезінсең де, тапсырманы орындау қажеттігін түсінетінмін. Осындай өзіңмен рухтас адам табу қиын екен», – дейді кәсіпкер. 

Енді көмекшіні өзі оқыған колледж түлектерінің арасынан іздеп көруді жоспарлап отыр. 

Істің мәні 

Киім тігу – өте ұзақ және бейнетті жұмыс. Бәрі идеядан бастау алады. Ал маркетингтік зерттеуді Дарья өзі жүргізеді екен: нарықты зерттеп, тапсырыс берушілермен байланыс орнатады. 

«Әрине, қандай да бір жаңалықты интернеттен қарап табуға болады, бірақ үлгіні міндетті түрде өз ойыңнан толықтырасың», – дейді Дарья Ларичева. 

Жас кәсіпкердің айтуынша, бұйым тұтынушыға қолжетімді болуы үшін, шикізатты алар кезде баға мен сапаның теңгерімін сақтаған маңызды. 

«Әзірге бұйымдарды аздан тігіп жатырмын. Алдағы уақытта өзге қалалардан «оптовик» тауып, тіккен киімдерімді Ақсуда сататын бағамен өткізсем деген ой бар»,– дейді кәсіпкер.   

Айта кету керек, оның бұйымдары аймаққа шеттен әкелінетін тауарлардан біршама арзан. Жас кәсіпкердің айтуынша, қазір ол үшін ең маңыздысы – нарықта орнығу. Тігінші тігетін киімдер мен бұйымдар 0-3 жастағы сәбилерге арналған.

Балаларға арналған көрпе-төсек жабдығы, кермеше, қолдан тігілген және ортопедиялық жастық тігеді. Одан бөлек, жаңа туған нәрестелердің жейде, көйлек, боди, башмақай және т.б. бар.
 
Дарья Ларичева алдағы уақытта жасөспірімдерге арналған көрпе-жастық жабдығын тіккісі келеді. Әзірге ателье қожайыны жеке франшиза туралы армандап жүр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций