Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3048 просмотров

Меньше 13% отелей Казахстана имеют хоть какие-то «звезды»

О последних тенденциях гостиничного бизнеса республики

Фото: Shutterstock/ Soloviova Liudmyla

Гостиничный рынок республики в последние годы характеризуется активным ростом количества мест размещения при низком качестве и заполняемости отелей. В конце 2018 года их общее число достигло более 3,3 тыс. и только 7,8% из них имели звездную категорию.

Прежде чем планировать свой отпуск или поездку в другую страну/город потенциальный клиент обращает внимание на условия проживания в отеле и качество предоставляемых услуг.

В международной практике гостиничного бизнеса показателем запрашиваемых критериев для выбора отеля служит количество звезд. Категория, или звездность, определяется каждым государством по-своему, но за основу можно брать рекомендации Всемирной туристской организации.

На практике присвоение категории проводится отраслевыми ассоциациями совместно с государственными органами. При определении количества звезд в учет берутся минимальные требования к гостинице – к зданию и прилегающей территории, техническому оснащению, номерному фонду, санитарным объектам общего пользования, к помещениям для предоставления услуг питания, к персоналу и его подготовке.

По словам представителя Казахстанской ассоциации гостиниц и ресторанов (КАГиР) Татьяны Ходоровской, сейчас в республике получение категории (определение звездности) проходит на добровольной основе согласно межгосударственным и национальным стандартам. Большинство мест размещения, в том числе отели, являются субъектами частного предпринимательства и вправе принимать решение самостоятельно.

«Предприниматель сам выбирает – нужна ему категория или нет», – пояснила г-жа Ходоровская.

Деятельность гостиниц в стране регулируется законами «О частном предпринимательстве», «О туристской деятельности в Республике Казахстан» и другими нормативными актами и стандартами в части санитарно-эпидемиологических норм, пожарной безопасности, соблюдения миграционного законодательства.

Сейчас большинство казахстанских отелей не стремятся получить категорию, и такой подход, по мнению эксперта КАГиР, вводит в заблуждение потребителя.

«Гость должен понимать, куда он едет, в какой отель, чтобы предъявлять к нему соответствующие требования. Мы рекомендуем предпринимателям пройти процедуру присвоения категории, поскольку она поможет гостиницам узнать свою целевую аудиторию. У каждой категории отелей есть свои клиенты», – объясняет спикер.

По официальной статистике, в Казахстане за последние десять лет количество мест размещения увеличилось в три раза – до 3,3 тыс. единиц в 2018 году. В это число входят не только отели, но и дома отдыха, пансионаты, гостевые дома, хостелы и кемпинги.

Соответственно увеличился номерной фонд – в 2,4 раза, до 71,9 тыс. единиц. Несмотря на бурное развитие гостиничного бизнеса, качество отелей оставляет желать лучшего. По итогам 2018 года из чуть более трех тысяч организаций пять звезд имели только 23, четыре – 79, три – 120, две – 24 и одну – 14 отелей. В совокупности доля оте­лей со звездой составила только 7,8% от общего количества мест размещения.

Средняя заполняемость номерного фонда в казахстанских гостиницах в прошлом году достигла всего 26,7%.

«Если предприятие работает с загруженностью номеров ниже 30%, то оно нерентабельно», – отметила эксперт КАГиР.

Самая большая заполняемость номеров в 2018 году была в пятизвездочных отелях – 42,8%, в гостиницах с четырьмя звездами – 32,6%, в трех звездах – 32,6%, в двух-, одно- и без категории – около 20%. Татьяна Ходоровская объясняет такой расклад отсутствием отдела маркетинга и продаж в отелях низкой категории.

«Но есть случаи, когда некоторые отели первой категории имеют загрузку в 100%, у других же, наоборот, низкая загрузка. Гость будет останавливаться вновь и вновь в одном и том же отеле, если ему предоставят качественный сервис», – продолжила она.

На фоне увеличения турпотока в Казахстан новый тренд гостиничного рынка в стране – сокращение числа туристов, останавливающихся в дорогих отелях. Люди стали больше выбирать проживание в частных домах и хостелах – они уже составляют конкуренцию демократичным гостиницам, хотя стоимость гостиниц в стране не изменилась и остается достаточно лояльной.

В среднем проживание в гостинице в сутки в РК в апреле текущего года стоило 10,4 тыс. тенге. В Алматы – дороже, 18,6 тыс. тенге, а жители и гости Нур-Султана должны были заплатить 14,9 тыс. тенге. Подчеркнем, что это средняя цена по отрасли, цены в пятизвездочных отелях в разы больше.

Сколько стоит проживание в пятизвездочном отеле

Гостиничный рынок Казахстана с более чем 5 тыс. брендированных номеров по уровню развития уступает в СНГ только российскому рынку, уверена руководитель департамента гостиничного бизнеса международной консалтинговой компании JLL Татьяна Веллер. По мнению эксперта JLL, если рассматривать ситуацию по городам республики, то самый развитый гостиничный рынок на сегодня в Алматы, хотя в Нур-Султане количество брендированных гостиничных номеров в период подготовки к ЭКСПО-2017 значительно превысило 1 тыс.

Госпожа Веллер также отметила, что основные гостиничные бренды международного уровня уже представлены в республике, но в последние несколько лет новые отели в стране открываются не так часто в силу экономической ситуации.

«Курсив» сравнил минимальные цены в нескольких пятизвездочных отелях Алматы и Нур-Султана с ценами в гостиницах из этой же сети за рубежом.

По данным Booking.com, в Алматы семь отелей категории «пять звезд»: Rakhat Palace Hotel, The Dostyk Hotel, Donatello Boutique Hotel, Rixos Almaty, Royal Tulip Almaty, Inter Continental Almaty, The Ritz-Carlton.

В Нур-Султане работают Beijing Palace (Пекин Палас) Soluxe Hotel Astana, Rixos President Astana, Hilton Astana, Astana Marriott Hotel, Radisson Hotel Astana, The Ritz Carlton, St. Regis Astana.

Для анализа нами взяты только четыре отеля (по два отеля Алматы и Нур-Султана). Источником информации послужил сайт вooking.com, при условии суточного проживания в отеле с 1 по 2 июня по данным на 17 мая 2019 года.

The Ritz Carlton по праву считается самым дорогим отелем Алматы. Гостиница открыта в городе в ноябре 2013 года, в ней 145 номеров.

Однодневное проживание в отеле с 1 по 2 июня 2019 года обойдется гостям от 110,9 тыс. тенге. Если же взять гостиницу из этой же сети в других странах, то за проживание в те же даты в Токио нужно будет потратить от 410,7 тыс. тенге, в Нью-Йорке чуть меньше – от 364,2 тыс. тенге. В австрийской Вене сутки в отеле стоят от 233,9 тыс. тенге. Меньше чем в Казахстане смогут заплатить гости пекинского The Ritz Carlton – от 82,6 тыс. тенге за сутки.

Стоимость гостиниц в арабских странах летом обычно падает – из-за удушающей жары туристов становится меньше. В Эмиратах в начале июня цена проживания в The Ritz Carlton начинается от 69,6 тыс. тенге.

Следующий объект с большой сетью отелей по всему миру – Intercontinental. В Алматы этот гостиничный бренд появился осенью 2006 года, в отеле 277 номеров.

Суточное проживание в алматинском Intercontinental стоит дороже, чем в Абу-Даби (от 38,3 тыс. тенге), и составляет минимально 64,5 тыс. тенге. В других рассматриваемых нами городах эта цена выше. К примеру, номера в Токио обойдутся в 196,4 тыс. тенге и больше.

Отель Hilton Astana открыт в столице Казахстана в августе 2017 года. Главным дизайнером проекта выступил отечественный архитектор Нурлан Камитов. Количество номеров – 253.

В отеле Hilton за один день проживания нужно заплатить от 36,9 тыс. тенге. В японской столице самый дешевый номер можно забронировать за сумму от 202,5 тыс. тенге. В Нью-Йорке гостю нужно будет раскошелиться как минимум на 136,8 тыс. тенге.

Еще один столичный отель с широкой сетью за рубежом – Marriott. Открыт в Нур-Султане в 2014 году, включает 271 номер. За одни сутки пребывания в нем нужно заплатить минимум 40,2 тыс. тенге. Чуть ниже цена только в Абу-Даби. В остальных странах гораздо выше. К примеру, в Вене нижний порог начинается от 152,4 тыс. тенге.

Из нашего небольшого анализа следует, что стоимость брендированных отелей в Казахстане для иностранных туристов получается сравнительно недорогой.

В целом, по мнению экспертов компании JLL, рынок РК для имеющегося уровня спроса уже насыщен отелями люкс и высокой ценовой категории.

Операционные показатели брендированных отелей высоких ценовых сегментов в Алматы показывают, что спрос скорее предполагает необходимость номеров в среднем ценовом сегменте: ADR (средний тариф) в более дорогих отелях третий год не превышает $130, а загрузка – 60% при среднем RevPAR (доходность на номер) в районе $74, отметили в консалтинговом агентстве.

Теперь, считают в JLL, пришло время развития в среднем ценовом и эконом-сегментах. В 2018 году в Казахстане открылся Mercure (высокий предел среднего сегмента) на 117 номеров в Алматы и Hampton (средний сегмент) на 114 номеров в Нур-Султане.

Многие международные гостиничные бренды продолжают проявлять интерес к Казахстану и готовы расширять свое присутствие на рынке, фокусируясь в основном на рынках «второго эшелона» – региональных центрах с устойчивым бизнес-спросом и на реализации гостиничных проектов среднего и эконом-сегментов, заключили эксперты JLL.

Отели 2-01 (4)_0.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


15264 просмотра

Как в будущем хорошо зарабатывать и быть востребованным в Казахстане

Курсив выяснил какие новые профессии появятся на рынке

Фото: shutterstock/автор Ollyy

Выпускники школ выбирают будущую специальность, прислушиваясь к совету родителей или ориентируясь на текущее положение дел на рынке труда. Часть просто поступает на ту специальность, где можно получить государственный грант. Многие из окончивших вузы работают не по профессии, поскольку не нашли себе места на рынке труда или же специальность, на обучение которой потрачены годы, пришлась не по душе.

Абитуриенты и их родители теряются во множестве специальностей, предлагаемых на образовательном рынке и часто выбирают ту, на которую после обучения или слишком большая конкуренция и нет свободных вакансий, или не устраивает предлагаемая заработная плата, или, что называется, душа не лежит.

«В советское время работала система профориентации с кружками в школах, где проявлялись индивидуальные качества и интересы ребенка. Учащихся не только водили на экскурсии на производство, но и организовывали для них встречи с представителями разных профессий», – регулярно рассказывает начальник образовательного центра BTS Digital, руководитель проекта «Атлас профессий в Казахстане» Саясат Нурбек.

После распада Советского Союза профориентационная модель образования потихоньку стала исчезать. Как результат – нынешние выпускники при поступлении в вуз даже не знают, что представляет собой его будущая специальность.

В еще большем замешательстве они оказываются, когда им предлагают новые специальности, которые возникают по мере изменения технологий.

«Глобальная цифровизация затронула все сферы жизнедеятельности, это касается и профессиональных областей. В условиях цифровой экономики меняется и рынок труда – обновляются старые и появляются новые профессии», – подчеркнули представители портала HeadHunter (hh.kz).

В конце 2018 года министр информации и общественного развития Казахстана Даурен Абаев озвучил прогноз «Института будущего»: в 2030 году в мире будет 85% новых профессий. В списке этой организации детектив по работе с данными, редактор генетического кода, проектировщик путешествий, городской кибер-­аналитик, цифровой портной и менеджер по командной работе людей и машин.

В 2019 году Министерством труда и социальной защиты населения Казахстана был разработан перечень 100 востребованных сервисных и индустриальных профессий в Казахстане. В него вошло 35 востребованных профессий, где нужно иметь высшее образование и 65 – где необходимо техническое и профессиональное образование.

В этот перечень включены десять новых профессий: IT-специалисты, инженеры по 3D-моделированию, по системам межмашинного обучения, по во­зобновляемым источникам энергии, по аддитивным технологиям производства, архитекторы и проектировщики инфраструктуры умного градостроительства, беспилотных авиационных систем и графические и мультимедийные дизайнеры.

Для того чтобы будущим абитуриентам было легче ориентироваться в выборе профессии, в Казахстане начали работу над проектом «Атлас профессий». Идея была позаимствована у россиян.

Российский атлас был опубликован еще в 2014 году. Его методология была разработана на базе технологического форсайта (метод предвидения) Международной организацией труда, Агентством стратегических исследований Российской Федерации и Московской школой управления «Сколково».

Суть форсайта заключается в том, что эксперты из разных отраслей путем исследований и диалога работают над прогнозированием и разработкой тех специальностей, которые могут и должны появиться в будущем, и тех, которые начинают терять свою ценность.

Сам атлас, как заявляют его казахстанские разработчики – компания BTS Digital, будет содержать в себе перечень специальностей, актуальных на ближайшие 10–15 лет. Фактически атлас должен стать путеводителем или методическим пособием для будущих выпускников и их родителей.

Для создания казахстанского атласа профессий определены девять приоритетных для экономики республики отраслей. К их числу относятся нефтедобыча и переработка, машиностроение, сельское хозяйство, горная металлургия, транспорт и логис­тика, IT-технологии, туризм, энергетика и обрабатывающая промышленность.

Атлас в Казахстане, как и его российский аналог, будет состоять из трех категорий профессий: «пенсионеры», трансформирующиеся и новые.

К профессиям-пенсионерам относятся те специальности, которые будут исчезать со временем. Как, к примеру, исчезли профессии телефонистки или машинистки.

Трансформирующимися называются специальности, изменяющиеся вслед за новыми технологиями. Пример такой профессии – оператор горнопроходческой машины под землей. Теперь этот оператор управляет машинами на поверхности земли с помощью специальных джойстиков. Лучшим работником в данном случае может быть человек, который увлекается компьютерными играми, заметили в BTS Digital.

Третья категория – новые профессии (или профессии будущего), которых сейчас нет либо они только зарождаются и через некоторое время станут популярными.

Одной из таких новых профессий, по мнению специалистов hh.kz, является IT-рекрутер. Для того чтобы специализироваться на этом поприще, от обычного HR-специалиста помимо его основных профессиональных качеств потребуются дополнительные ключевые навыки для возможности подбора IT-специалистов.

Опыт работы IT-рекрутера для работодателей крайне важен и составляет от трех до шести лет, рассказали специалисты портала hh.kz. Работодатели предлагают таким специалистам зарплату от 106 тыс. тенге. Но есть и те, кому платят больше – от 333,3 тыс. тенге и выше.

В сфере маркетинга стали востребованы такие специализации, как интернет-маркетолог, контент-менеджер, SMM-менеджер и другие. Минимальная зарплата интернет-маркетологов – от 147,4 тыс. тенге. Хорошие специалисты получают от 500 тыс. тенге. Зарплата контент-менеджеров, SMM-менеджеров ниже, чем у интернет-маркетологов. Минимальная зафиксированная зарплата на HeadHunter составляет 83,5 тыс. тенге.

В профессиональной области «Информационные технологии, интернет, телеком» появилась специализация «инженер по машинному обучению» (machine learning engineer). Работодатели предлагают соискателям зарплату от 475,1 тыс. тенге. По данным HeadHunter, были примеры, когда работодатели предлагали зарплату выше 1,64 млн тенге в месяц.

Пилотный проект

Сейчас единственной компанией, которая решила запустить пилотное форсайт-исследование в рамках проекта «Атлас профессий в Казахстане», стала ERG. Исследование запущено на базе Донского горно-обогатительного комбината АО «ТНК «КазХром» в Актюбинской области.

По результатам первых форсайт-сессий выявлено 45 трендов, влияющих на предприятие, 18 исчезающих профессий, 13 изменяющихся, 14 новых профессий. В исследовании принимали участие 36 экспертов комбината и девять модераторов и аналитиков. Некоторыми результатами первого пилотного исследования на Донском ГОК поделились с «Курсивом» в BTS Digital.

Вариантами новых профессий в горнодобывающей промышленности страны станут такие специальности, как прораб-вотчер, IT-диспетчер, мовер-скутер,digital-технолог.

К вариантам изменяющихся профессий относятся горный мастер открытых разработок, проходчик, машинист экскаватора и его помощник и другие.

К профессиям-пенсионерам горно-металлургической отрасли относятся ламповщик, ремонтник индивидуальных светильников, проходчик, люковой, машинист электровоза, опрокидчик, бункеровщик.

В связи с внедрением методов автоматизированного дистанционного контроля исчезнут профессии, связанные с точечным контролем на рабочих местах, а именно машинист насосных установок, машинист ГБУ, компрессорной установки, подъемных установок, стволовой, горнорабочий на маркшейдерских работах, машинист бульдозера, концентраторщик, сепараторщик, контролер ОТК и другие.

Команда BTS планирует запустить один отраслевой атлас и один региональный. В дальнейшем они послужат образцом для создания атласов других отраслей и областей, которые будут соединены в национальный атлас. Казахстанский атлас планируется закончить к марту 2020 года.

Подготовка специалистов

Пока в стране разрабатывают список профессий будущего, университеты уже готовы обучить новым специальностям.

В КазНУ имени аль-Фараби среди новых программ бакалавриата, ориентированных на получение профессий будущего, запущено обучение по таким направлениям, как актуарная математика, интернет вещей и Big data, киберфизика, химическая инженерия, микробиология, государственная служба, технология фармацевтического производства и другие.

В магистратуре – datе-журналистика, бизнес-аналитика, интернет вещей, IT-генетика, машинное обучение и анализ данных, природно-техногенные риски, биотехнология окружающей среды, нанотехнология пищевой промышленности, робототехнические системы, спортивная психология, фитобиотехнология.

С 2019 учебного года в AlmaU начинается подготовка кадров по направлениям бизнес-аналитика и экономика, HR-менеджмент, государственная и международная политика, урбанистика и сити-менеджмент, бизнес- аналитика и Big Data, туризм и event-менеджмент, бизнес-администрирование в области предпринимательства.

В заключение Саясат Нурбек подчеркнул, что любой специалист, который хочет стать востребованным на рынке труда и зарабатывать большие деньги, должен найти собственную уникальность и оттачивать ее. К примеру, можно быть не просто токарем, а, потратив время на развитие своих способностей и обучившись основам IT, стать хорошим digital-токарем, пояснили представители компании BTS Digital.

профессии копия (2).jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций