Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3634 просмотра

Как развивается транспортная отрасль Казахстана

Kursiv Research разобрался в основных финансовых показателях транспортной отрасли в республике

Фото: Shutterstock/Suwin

Транспорт всегда был, есть и будет важной отраслью экономической и политической жизни страны. Огромная территория Казахстана, низкая плотность населения, отдаленность населенных пунктов друг от друга, нарастающие процессы интеграции и глобализации в мире делают ее одним из приоритетных направлений развития в стране. 

Казахстан занимает девятое место по площади территорий в мире, и в таких условиях транспорт становится единственным способом преодоления больших расстояний между регионами, это касается как перевозок грузов, так и передвижения людей. Известно также, что страна не имеет выхода к морям и океанам, кроме Каспийского, и как результат - основная доля всех перевозок приходится на сухопутные виды транспорта.

По итогам 2018 года транспортная отрасль обеспечила стране 8,3% от общего объема, произведенного валового внутреннего продукта. По оперативным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, ВВП республики методом производства составил в тот период порядка 58,8 трлн тенге.

В целом по стране, по итогам прошлого года, перевезено 4,1 млрд тонн груза, тогда как по результатам 2008 года объем таких перевозок был почти в два раза меньше.

Количество людей, воспользовавшихся услугами казахстанских перевозчиков, составило 23 млрд человек. Но еще ровно 10 лет назад такой показатель был заметно ниже и достигал только 11,3 млрд человек.

Еще одними из важных показателей этой отрасли являются грузооборот и пассажирооборот.

Так, под грузооборотом понимается объем работы транспорта по перевозкам грузов, который выражается в тонно-километрах (ткм) и определяется как сумма произведений веса каждой партии перевозимого груза на расстояние её перевозки.

В свою очередь, пассажирооборот транспорта определяется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах. Единицей измерения является пассажиро-километр (пкм).

Грузооборот в республике вырос за последние 10 лет с 369,8 млрд ткм на 61,2% до уровня 596,1 млрд ткм в 2018 году.

Пассажирооборот за тот же период 2018 года приравнивался к 281,5 млрд пкм, а в 2008 году только к 127 млрд пкм. Показатели прошлого года выросли аж на 121% по отношению к уровню десятилетней давности.

При анализе некоторых показателей в региональном разрезе стоит отметить, что лидерами по перевозке грузов в ушедшем году стали Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области. Так, на три эти области приходилось почти 43% всего перевезенного груза.

Аутсайдерами стали Туркестанская, Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области. К примеру, в Туркестанской области было перевезено грузов и багажа за год около 71 млн тонн, а в Западно-Казахстанской - порядка 40 млн тонн.

Больше всего пассажиров было перевезено в городах Алматы, Нур-Султане (ранее Астана) и Карагандинской области. В южной столице Казахстана услугами транспорта воспользовались 5,2 млрд человек, а в самой столице 2,6 млрд, в Карагандинской области 2,4 млрд. На эти регионы пришлось 44% всех пассажиров.

Антилидерами в этом рейтинге стали Актюбинская, Атырауская и Мангистауская области.

Отметим, что транспортная отрасль Казахстана также имеет важную социально-экономическую значимость, обеспечивая людей работой. Так, в 2018 году фактическая численность работников отрасли составляла 225,6 тыс. человек.

Заработная плата одного работника, занятого в сфере транспорта и складирования, в тот же период составляла 211,7 тыс. тенге, тогда как среднереспубликанский уровень был ниже и приравнивался к 162,3 тыс. тенге.

Примечателен тот факт, что сотрудники, работающие на морском и прибрежном грузовом транспорте, получали самую высокую зарплату в отрасли, что составляло 784,4 тыс. тенге в месяц, далее следуют работники водного транспорта с оплатой в 626,6 тыс. тенге. Люди, работающие в компаниях по транспортированию по трубопроводам и воздушного пассажирского транспорта, получают порядка 475 тыс. и 420,2 тыс. соответственно.

Самыми низкооплачиваемыми считаются работники предприятий речного грузового и пассажирского железнодорожного транспорта с окладом в 132,8 тыс. тенге и 170,2 тыс. тенге соответственно.

Далее рассмотрим показатели отрасли по разным видам транспорта в отдельности.

Железнодорожный транспорт

shutterstock_658551772 (1).jpg

В силу географических особенностей Казахстана активно используемыми видами транспорта в стране являются железнодорожный и автомобильный. Для обычных пассажиров данный вид перевозок является не только удобным, но и бюджетным вариантом передвижения.

По последним данным Комитета по статистике МНЭ РК, по итогам 2017 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Казахстан (без учета линий, проходящих по территории других государств и линий других государств, проходящих по территории областей РК) составляла 15,8 тыс. км, увеличившись за десять лет с показателя 13,9 тыс. км. В целом, отметился незначительный рост.

При учете всех железнодорожных линий по территории страны и ее дорог вне границ, длина путей уже составляла 16,6 тыс. км в позапрошлом году.

Что касается подвижного состава железнодорожного транспорта, то он включал 1,7 тыс.   локомотивов электровозов и тепловозов, 291 автомотрисов, 2,7 тыс. пассажирских вагонов, 28 багажных вагонов, 54,9 тыс. грузовых вагонов и 75,5 тыс. вагонов, принадлежащих частным компаниям.

По итогам 2018 года всего железнодорожным транспортом перевезено 397,7 млн тонн груза и 22,8 млн человек, тогда как по итогам 2008 года перевезено 271,5 млн тонн и 17,5 млн человек.  Хотя по итогам 2013 года, количество пассажиров было больше итогов 2018 года и достигало 28,5 млн человек.

На сегодняшний день железнодорожные пассажирские перевозки осуществляются по 139 различным маршрутам (охвачены все областные центры), из них, 57 маршрутов межобластные, 82 маршрута внутриобластного сообщения, отметили в Комитете транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Как отметили эксперты национального транспортно-логистического холдинга АО «НК «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ») в официальном ответе «Курсиву», доля пассажирооборота железнодорожным транспортом ежегодно снижается. Так, в 2014 году она составляла 58%, в 2017 году - 49%. При этом существенно увеличивается доля пассажирооборота авиатранспортом: в 2014 году – 26%, в 2017 году – 40%. Снижение доли пассажирооборота связано с усилением конкурентных преимуществ авто- и авиатранспорта, обусловленных значительными инвестициями в развитие автодорожной инфраструктуры и авиаперевозок, сообщили в компании.

Грузооборот этого вида транспорта за десять лет увеличился на 31,6% с 215,11 млрд ткм. В свою очередь, пассажирооборот соответственно за десять лет увеличился на 31% с 14,13 млрд пкм до 18,51 млрд пкм.

Доходы предприятий в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта по итогам 2018 года составили 874,9 млрд тенге, в том числе 771,6 млрд тенге от перевозок грузов и 103,3 млрд тенге от перевозки пассажиров. Они составили 31,1% от совокупных доходов транспортной отрасли.

Стоит отметить, что реальный участник рынка АО «НК «ҚТЖ» по итогам 2018 года перевез 283 млн тонн грузов, что на 11 млн тонн больше, чем в 2017 году. Транзит же компании возрос на 10% и достиг свыше 17 млн тонн, поездами перевезено около 18 млн пассажиров, обновлено более 1 тыс. км ж/д пути, в том числе капитально отремонтировано 867 км.

В компании также поделились, что за период с 2010 по 2018 годы осуществлен капремонт и модернизация свыше 5,5 тыс. км пути. В рамках снижения износа основных активов было обновлено порядка 900 локомотивов, свыше 41 тыс. грузовых вагонов, более 1,4 тыс. пассажирских вагонов.

При этом для обновления подвижного состава в партнерстве с мировыми лидерами Talgo, Alstom, General Electric в Казахстане построены и запущены заводы по выпуску пассажирских вагонов, локомотивов, рельсобалочной продукции. Также в альянсе с партнерами активно развиваются перевозки в направлении Кавказа и Турции, Туркменистана, стран Персидского залива, отметили эксперты.      

Совокупный убыток компании за 2018 год составил 56,9 млрд тенге. Как пояснили представители компании, отрицательный финансовый результат 2018 года был обусловлен долговой нагрузкой компании, в связи с чем в компании принимаются меры по эффективному использованию ресурсов, оптимизации затрат, обеспечению прозрачности процедуры закупок, повышению личной ответственности каждого руководителя. 

Автомобильный и городской электрический транспорт

shutterstock_631093238.jpg

К этой категории транспорта относятся все перевозки автобусами, трамваями, троллейбусами, прочий сухой пассажирский транспорт, в частности, метро, грузовой автомобильный транспорт, а также услуги такси.

Так, по итогам 2018 года, компании смогли нарастить количество перевезенных грузов на 99,9%, по сравнению с 2008 годом до 3,4 млрд тонн.

Количество пассажиров, пользующихся услугами данного вида транспорта, возросло за десять лет в два раза - до 22,9 млрд человек.

Грузооборот по итогам прошлого года составил 172,7 млрд ткм, увеличившись по сравнению с итогами десятилетней давности 2008 года в 2,7 раза. Пассажирооборот в это же время составлял соответственно 246,8 млрд пкм и в 2008 году – 107,3 млрд пкм.

Доходы же предприятий в ушедшем году составили 250,4 млрд тенге, в том числе от перевозки грузов – 148,9 млрд тенге (вся сумма приходится на грузовой автомобильный транспорт) и 101,5 млрд тенге.

В разрезе видов автомобильного транспорта 92% всех доходов от перевозки пассажиров пришлось на перевозки автобусами – 93,2 млрд тенге, 3,5% - на перевозки прочим сухопутным пассажирским транспортом, включительно метрополитеном города Алматы, остальные 4,5% на все остальные виды транспорта. Напомним, что метрополитен города Алматы был введен только в 2011 году. И уже в 2013 году по статье «Прочий сухопутный пассажирский транспорт» отмечен доход в размере 548,1 млн тенге за год.

В 2018 году Правительством Республики Казахстан утверждена Комплексная программа по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы, принимаемые меры в рамках Комплексной программы приведут к сокращению износа парка городских перевозчиков пассажиров до 50%, а также увеличит долю отечественных перевозчиков на международном рынке.

В 2018 году открыто 15 межобластных маршрутов (Кокшетау - Астана, Боровое - Астана, Коргалжын - Астана, Астана - Державенск, Астана - Атбасар, Астана - Шантобе, Астана - Михаиловка, Акколь - Астана, Акимовка - Астана, Астана - Степногорск, Астана - Партизанка, Алматы - Арал и Туркестан - Арал), а также 17 международных маршрутов (в Россию - 5 ед.; Кыргызстан - 3 ед.; Узбекистан - 9 ед.).

Транспортировка по трубопроводам

shutterstock_590235038.jpg

Компании, занимающиеся транспортированием по трубопроводам, обеспечили по итогам прошлого года наибольшую долю в общих доходах отрасли. Так, ими было заработано 1,33 трлн тенге, что составило аж 47,5% всех доходов.

Десять лет назад таким компаниям удалось заработать только 226,4 млрд тенге, что составляло 25,2% от совокупных доходов.

В отчетный период всего перевезено грузов 280,8 млн тонн, в свою очередь грузооборот достиг порядка 138,8 млрд ткм.

Акционерное общество «Национальная компания «КазМунайГаз» обеспечивает 65% транспортировки нефти магистральными нефтепроводами, 77% транспортировки нефти танкерами из порта Актау, а также 95% транспортировки природного газа по магистральным газопроводам.

Транспортировку нефти трубопроводами осуществляет АО «КазТрансОйл», транспортировку газа - АО «КазТрансГаз», танкерные перевозки осуществляет АО «Национальная морская судоходная компания «КазМорТрансФлот».

Так, выручка отдельно по АО «КазТрансОйл» за 2018 год составила 212,5 млрд тенге, что на 1,9% выше аналогичного показателя 2017 года. Чистая прибыль в тот же период составила 51,8 млрд тенге, что на 13,5% выше аналогичного периода позапрошлого года.

Чистая прибыль АО «КазТрансГаз» по итогам прошлого года составила почти 156 млрд тенге.

Воздушный транспорт

shutterstock_132714014.jpg

Данным видом транспорта в стране перевозится наименьшее количество груза: так, в анализируемый период всего 29,14 тыс. тонн груза транспортировано, грузооборот составлял 55,67 млн ткм. Всего около 7,9 млн человек воспользовались услугами авиакомпаний.

Авиакомпании Казахстана обеспечили по итогам прошлого года 343,3 млрд тенге дохода, в том числе 7,3 млрд тенге от перевозки грузов и 336 млрд тенге от перемещения людей.

Неаудированная чистая прибыль «Эйр Астаны» за прошедший год составила $5,3 млн и была обусловлена ростом доходов и стоимости авиатоплива. Общий доход авиакомпании увеличился на 10% по сравнению с 2017 годом и составил $840,8 млн. Провозная емкость увеличилась на 5%, общий пассажиропоток же вырос на 3%, составив 4,3 млн человек. Транзитные перевозки через хабы авиакомпании в городах Астана (ныне Нур-Султан) и Алматы подросли на 48%, что составляет около 40% от совокупного объема международных перевозок. Расходы на эксплуатацию возросли на 14% за счет увеличения стоимости авиационного топлива, в среднем, на 27,5%.

У Qazaq Air рост годового пассажиропотока достиг 22% относительно показателей 2017 года. Авиакомпания перевезла более 307 тыс. пассажиров. Так, общее число пассажиров, перевезенных с начала ее создания летом 2015 года, превысило 750 тыс. человек. Количество выполненных рейсов в прошлом году составило 5,5 тыс., своевременность их выполнения достигла 81%.

«Если рост показателей авиакомпании в 2017 году был связан с большим потоком путешествующих на Международную выставку EXPO-2017, то показатели 2018 года отражают естественный рост деятельности Qazaq Air», – отметил исполняющий обязанности председателя правления, директор коммерческого департамента компании Адель Даулетбек.

Другие виды транспорта

shutterstock_1313394590.jpg

К другим видам транспорта мы отнесли морской и прибрежный транспорт, а также внутренний водный транспорт.

Морским и прибрежным транспортом в стране перевезено 1,8 млрд тонн груза, а внутренним водным транспортом в тот же период - 1,03 млрд тонн. Рост за 10 лет по морскому транспорту составил 6,7%, тогда как по внутреннему транспорту наблюдалось уменьшение таких перевозок на 14,5%. Также отметим некое снижение перевозок грузов морским транспортом в 2018 году по сравнению с 2013 годом - с 4 млн тонн до 1,8 млн тонн.

Данные виды транспорта не распространены в Казахстане как средство передвижения людей. Так, всего за 2018 год их пассажирами стали только 170,43 тыс. человек за год, тогда как еще по итогам 2008 года показатель был в два раза меньше и составлял 88,6 тыс. человек. А грузообороты морского и внутреннего водного транспорта составили 1,4 млрд ткм и 37,5 млн ткм соответственно.

Перевозки Сайт (1).jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


732 просмотра

Казахстанские зрители стали чаще выбирать отечественные фильмы

Kursiv Research выяснил последние тенденции местной киноиндустрии и узнал какие фильмы популярны у соотечественников

Фото: Shutterstock/FabrikaSimf

Из года в год в Казахстане растет количество кинотеатров и кинозалов, удовлетворяя возрастающий спрос со стороны зрителей. За прошедшие пять лет число кинозалов увеличилось с 249 до 320. Одна из тенденций последнего времени – казахстанские зрители стали чаще выбирать фильмы отечественного производства, и происходит это во многом благодаря тому, что казахстанских картин на киноэкраны страны выходит все больше.

В Казахстане в 2018 году работало 112 организаций, которые осуществляли кинопоказ, из них 96 кинотеатров. Это последние данные статистики. Количество кинотеатров практически не изменилось с 2014 по 2018 год, но число кинозалов при этом заметно выросло – до 320, в первую очередь из-за увеличения числа кинозалов в торгово-развлекательных центрах.

Поход в кино – один из наиболее популярных видов досуга для казахстанцев, в среднем они готовы потратить на это 1,2 тыс. тенге.

В вечернее время и во время премьер стоимость одного билета доходит до 3 тыс. тенге и даже больше. В «мертвые дни», которые приходятся на начало недели, средняя цена за сеанс составляет 0,8–1 тыс. тенге, а с различными скидками и бонусами билет может обойтись еще дешевле.

В разных регионах республики – разная средняя цена на билет в кинотеатр. Городами с самыми высокими ценами в марте 2019 года являлись Атырау с ценой билета в 1,9 тыс. тенге, столица страны Нур-Султан – 1,5 тыс. тенге и Шымкент – 1,4 тыс. тенге. В Алматы стоимость одного визита в кино равна среднестатистической цене по республике. Самые недорогие в среднем билеты в Туркестане, там их стоимость была порядка 800 тенге, в Караганде и Уральске – по 965 тенге.

Мало кто, придя в кинотеатр, ограничивается только покупкой билета. Во многих случаях в затраты на кинопросмотр необходимо включить минимальный набор из напитка и поп-корна – на них уйдет еще как минимум 1 тыс. тенге.

Число посетителей кинотеатров в Казахстане в 2018 году достигло 17,8 млн человек, что превысило показатель 2014 года почти в 1,4 раза. В результате роста числа походов в кино увеличились и доходы организаций, осуществляющих кинопоказ. В 2018 году ими было заработано порядка 18,4 млрд тенге против 12,3 млрд тенге пять лет назад.

Куда и на какие фильмы ходят казахстанцы?

Автор Jacob Lund_0.jpg

Автор фото Jacob Lund

Все больше казахстанцев стали выбирать отечественное кино. 14,7 млн человек (82%) из 17,8 млн посетителей сходили на зарубежные фильмы и 3,1 млн человек (18%) – на национальные полнометражки, что можно считать успехом для казахстанской киноиндустрии.

Сейчас существует тенденция поворота зрителя к отечественному кино, подтвердил коммерческий директор сети кинотеатров Chaplin Cinemas Дмитрий Кириенко, отвечая на вопросы «Курсива». 

«Есть тенденция похода на отечественное кино, она замещает в некотором смысле российское кино, интерес к которому снижается. Но зритель все еще воспринимает казахстанское кино как единый жанр», отметил спикер. 

Казахстанские фильмы в большинстве своем – или комедийные, в так называемом «тойском» стиле, или легкие боевики. Много фильмов, эксплуатирующих тему казахстанского менталитета или традиций – они рассказывают о взаимоотношениях свекрови и невестки, сватов, о проблемах «родственного» блата, или, например, организации больших свадеб в кредит. В числе таких картин – «Той любой ценой», «Свадьба на троих», «Свадьба.kz», «Келинка тоже человек», «Келинка Сабина» и др.

За последние пять лет в стране было произведено порядка 1,5 тыс. кинофильмов – правда, это число включает в себя как художественные, так и документальные и анимационные фильмы.

«Сейчас казахстанская киноиндустрия переживает период бурного роста, что, несомненно, положительно сказывается на качестве снятых фильмов. Но существуют и те производители, которые все еще сконцентрированы на количестве, что время от времени роняет общий уровень качества и восприятия фильма зрителем», – отметил Дмитрий Кириенко.

Наиболее узнаваемыми фильмами отечественного производства в прошлом году стали кинокартины «Бизнес по-казахски» и «Каникулы в Таиланде» от Нурлана Коянбаева, «Сиситай» от Баян Алагузовой, «Я – жених» и «Кудалар» от Нуртаса Адамбая, «Класстастар» Асель Садвакасовой. Менее кассовыми, но при этом куда чаще упоминаемыми в СМИ, стали такие фильмы, как «Ночной бог» Адильхана Ержанова, «Тренинг личностного роста» Фархата Шарипова, «Талан» Болата Калымбетова, «Айка» Сергея Дворцевого (снята в копродукции с несколькими странами) – эти картины получили признание на международных кинофестивалях.

По кассовым сборам 2018 года в кинотеатрах Chaplin Cinemas лидировали «Кудалар», «Бизнес по-казахски в Америке» и «Бизнес по-казахски в Африке», что в очередной раз демонстрирует, что зритель пока предпочитает «легкое» кино.

Еще одной свойственной для местного кинематографа чертой коммерческий директор Chaplin Cinemas назвал стремление местных производителей захватить праздничные даты, которое приводит к некоторому хаосу в этом вопросе, и зритель просто не успевает заметить в прокате достойные ленты.

Интересен также тот факт, что 22% из всех 746 тыс. проведенных в стране киносеансов пришлось в прошлом году на детские сеансы. В отличие от фильмов, мультяшная кинематография в Казахстане не может похвастаться количественным ростом. В казахстанском кинопрокате можно было посмотреть только перевод некоторых зарубежных полнометражных мультфильмов на казахский язык.

Из отечественных мультфильмов можно вспомнить только несколько относительно новых короткометражек, к примеру, «Сага о сайге» Махсута Жаримбетова, «Момын и разбойники» Батырхана Дауренбекова, «Охотники» Адая Абельдинова, ну и переснятый 80-серийный знаменитый «Алдар Косе».

Государство в помощь

Кинематография в Казахстане до начала 2019 года регулировалась только несколькими строками в законе о культуре.
В начале 2019 года для поддержки отечественной киноиндустрии был принят закон «О кинематографии», который предусматривает Государственный центр поддержки национального кино. Центр будет финансировать кинопроекты, которые попадут под определение «национальный фильм», организовывать их прокат, способствовать повышению квалификации кадров в отрасли, а также заниматься вопросами субсидирования.

По новому закону, финансирование социально значимых фильмов, дебютных фильмов, фильмов-событий будет составлять до 100% сметной стоимости, при этом 20% дохода от проката будущего фильма должно возвращаться в Государственный центр.

Для игровых фильмов с 1 ян­варя 2019 года возможно финансирование до 90% сметной стоимости их производства, а уже с 1 января 2021 года – только до 70%. В этом случае процент возврата от «прокатного» дохода должен быть пропорционален проценту финансирования с центра.

Для контроля кассовых сборов в стране предполагается создание автоматизированной информационной системы мониторинга фильмов. Эта система будет на руку не только прокатчикам, но и продюсерам фильмов, которые в реальном времени смогут отслеживать данные по кассовым сборам – сейчас возможность получить данные за выходные дни у них появляется только после того, как заработает головной офис кинотеатров. В целом АИС будет способствовать увеличению прозрачности киноиндустрии в РК.

Кроме того, по новому закону предусмотрены субсидии для иностранных кинематографистов. Субсидия – это инвестиции на безвозмездной и безвозвратной основе в размере не менее 130-тысячекратного месячного расчетного показателя (МРП), установленного законом о республиканском бюджете и действующего на дату подачи заявки, но не более 30% стоимости всех затрат. Напомним, что МРП на 2019 год установлен в размере 2 525 тенге. Минимальная сумма субсидий на этот год составляет 328,25 млн тенге.

Зачем субсидировать иностранных кинематографистов?

В рамках соглашения о субсидировании иностранные компании должны снять хотя бы часть фильма на территории Казахстана – власти рассчитывают, что в перспективе это может послужить рекламой республике, стремящейся нарастить въездной турпоток. Еще один плюс от работы зарубежных съемочных групп в РК – ими будут привлечены дополнительные инвестиции, задействованы местные кадры, которые повысят квалификацию благодаря работе с профессионалами из разных стран.

Источник фото в тексте: Shutterstock

Кино 2_2_Монтажная область 1 (5).jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций