Перейти к основному содержанию


5807 просмотров

Как развивается транспортная отрасль Казахстана

Kursiv Research разобрался в основных финансовых показателях транспортной отрасли в республике

Фото: Shutterstock/Suwin

Транспорт всегда был, есть и будет важной отраслью экономической и политической жизни страны. Огромная территория Казахстана, низкая плотность населения, отдаленность населенных пунктов друг от друга, нарастающие процессы интеграции и глобализации в мире делают ее одним из приоритетных направлений развития в стране. 

Казахстан занимает девятое место по площади территорий в мире, и в таких условиях транспорт становится единственным способом преодоления больших расстояний между регионами, это касается как перевозок грузов, так и передвижения людей. Известно также, что страна не имеет выхода к морям и океанам, кроме Каспийского, и как результат - основная доля всех перевозок приходится на сухопутные виды транспорта.

По итогам 2018 года транспортная отрасль обеспечила стране 8,3% от общего объема, произведенного валового внутреннего продукта. По оперативным данным Комитета по статистике Министерства национальной экономики РК, ВВП республики методом производства составил в тот период порядка 58,8 трлн тенге.

В целом по стране, по итогам прошлого года, перевезено 4,1 млрд тонн груза, тогда как по результатам 2008 года объем таких перевозок был почти в два раза меньше.

Количество людей, воспользовавшихся услугами казахстанских перевозчиков, составило 23 млрд человек. Но еще ровно 10 лет назад такой показатель был заметно ниже и достигал только 11,3 млрд человек.

Еще одними из важных показателей этой отрасли являются грузооборот и пассажирооборот.

Так, под грузооборотом понимается объем работы транспорта по перевозкам грузов, который выражается в тонно-километрах (ткм) и определяется как сумма произведений веса каждой партии перевозимого груза на расстояние её перевозки.

В свою очередь, пассажирооборот транспорта определяется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах. Единицей измерения является пассажиро-километр (пкм).

Грузооборот в республике вырос за последние 10 лет с 369,8 млрд ткм на 61,2% до уровня 596,1 млрд ткм в 2018 году.

Пассажирооборот за тот же период 2018 года приравнивался к 281,5 млрд пкм, а в 2008 году только к 127 млрд пкм. Показатели прошлого года выросли аж на 121% по отношению к уровню десятилетней давности.

При анализе некоторых показателей в региональном разрезе стоит отметить, что лидерами по перевозке грузов в ушедшем году стали Карагандинская, Восточно-Казахстанская и Костанайская области. Так, на три эти области приходилось почти 43% всего перевезенного груза.

Аутсайдерами стали Туркестанская, Северо-Казахстанская и Западно-Казахстанская области. К примеру, в Туркестанской области было перевезено грузов и багажа за год около 71 млн тонн, а в Западно-Казахстанской - порядка 40 млн тонн.

Больше всего пассажиров было перевезено в городах Алматы, Нур-Султане (ранее Астана) и Карагандинской области. В южной столице Казахстана услугами транспорта воспользовались 5,2 млрд человек, а в самой столице 2,6 млрд, в Карагандинской области 2,4 млрд. На эти регионы пришлось 44% всех пассажиров.

Антилидерами в этом рейтинге стали Актюбинская, Атырауская и Мангистауская области.

Отметим, что транспортная отрасль Казахстана также имеет важную социально-экономическую значимость, обеспечивая людей работой. Так, в 2018 году фактическая численность работников отрасли составляла 225,6 тыс. человек.

Заработная плата одного работника, занятого в сфере транспорта и складирования, в тот же период составляла 211,7 тыс. тенге, тогда как среднереспубликанский уровень был ниже и приравнивался к 162,3 тыс. тенге.

Примечателен тот факт, что сотрудники, работающие на морском и прибрежном грузовом транспорте, получали самую высокую зарплату в отрасли, что составляло 784,4 тыс. тенге в месяц, далее следуют работники водного транспорта с оплатой в 626,6 тыс. тенге. Люди, работающие в компаниях по транспортированию по трубопроводам и воздушного пассажирского транспорта, получают порядка 475 тыс. и 420,2 тыс. соответственно.

Самыми низкооплачиваемыми считаются работники предприятий речного грузового и пассажирского железнодорожного транспорта с окладом в 132,8 тыс. тенге и 170,2 тыс. тенге соответственно.

Далее рассмотрим показатели отрасли по разным видам транспорта в отдельности.

Железнодорожный транспорт

shutterstock_658551772 (1).jpg

В силу географических особенностей Казахстана активно используемыми видами транспорта в стране являются железнодорожный и автомобильный. Для обычных пассажиров данный вид перевозок является не только удобным, но и бюджетным вариантом передвижения.

По последним данным Комитета по статистике МНЭ РК, по итогам 2017 года эксплуатационная длина железнодорожных путей общего пользования Республики Казахстан (без учета линий, проходящих по территории других государств и линий других государств, проходящих по территории областей РК) составляла 15,8 тыс. км, увеличившись за десять лет с показателя 13,9 тыс. км. В целом, отметился незначительный рост.

При учете всех железнодорожных линий по территории страны и ее дорог вне границ, длина путей уже составляла 16,6 тыс. км в позапрошлом году.

Что касается подвижного состава железнодорожного транспорта, то он включал 1,7 тыс.   локомотивов электровозов и тепловозов, 291 автомотрисов, 2,7 тыс. пассажирских вагонов, 28 багажных вагонов, 54,9 тыс. грузовых вагонов и 75,5 тыс. вагонов, принадлежащих частным компаниям.

По итогам 2018 года всего железнодорожным транспортом перевезено 397,7 млн тонн груза и 22,8 млн человек, тогда как по итогам 2008 года перевезено 271,5 млн тонн и 17,5 млн человек.  Хотя по итогам 2013 года, количество пассажиров было больше итогов 2018 года и достигало 28,5 млн человек.

На сегодняшний день железнодорожные пассажирские перевозки осуществляются по 139 различным маршрутам (охвачены все областные центры), из них, 57 маршрутов межобластные, 82 маршрута внутриобластного сообщения, отметили в Комитете транспорта Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана.

Как отметили эксперты национального транспортно-логистического холдинга АО «НК «Қазақстан темір жолы» (АО «НК «ҚТЖ») в официальном ответе «Курсиву», доля пассажирооборота железнодорожным транспортом ежегодно снижается. Так, в 2014 году она составляла 58%, в 2017 году - 49%. При этом существенно увеличивается доля пассажирооборота авиатранспортом: в 2014 году – 26%, в 2017 году – 40%. Снижение доли пассажирооборота связано с усилением конкурентных преимуществ авто- и авиатранспорта, обусловленных значительными инвестициями в развитие автодорожной инфраструктуры и авиаперевозок, сообщили в компании.

Грузооборот этого вида транспорта за десять лет увеличился на 31,6% с 215,11 млрд ткм. В свою очередь, пассажирооборот соответственно за десять лет увеличился на 31% с 14,13 млрд пкм до 18,51 млрд пкм.

Доходы предприятий в сфере предоставления услуг железнодорожного транспорта по итогам 2018 года составили 874,9 млрд тенге, в том числе 771,6 млрд тенге от перевозок грузов и 103,3 млрд тенге от перевозки пассажиров. Они составили 31,1% от совокупных доходов транспортной отрасли.

Стоит отметить, что реальный участник рынка АО «НК «ҚТЖ» по итогам 2018 года перевез 283 млн тонн грузов, что на 11 млн тонн больше, чем в 2017 году. Транзит же компании возрос на 10% и достиг свыше 17 млн тонн, поездами перевезено около 18 млн пассажиров, обновлено более 1 тыс. км ж/д пути, в том числе капитально отремонтировано 867 км.

В компании также поделились, что за период с 2010 по 2018 годы осуществлен капремонт и модернизация свыше 5,5 тыс. км пути. В рамках снижения износа основных активов было обновлено порядка 900 локомотивов, свыше 41 тыс. грузовых вагонов, более 1,4 тыс. пассажирских вагонов.

При этом для обновления подвижного состава в партнерстве с мировыми лидерами Talgo, Alstom, General Electric в Казахстане построены и запущены заводы по выпуску пассажирских вагонов, локомотивов, рельсобалочной продукции. Также в альянсе с партнерами активно развиваются перевозки в направлении Кавказа и Турции, Туркменистана, стран Персидского залива, отметили эксперты.      

Совокупный убыток компании за 2018 год составил 56,9 млрд тенге. Как пояснили представители компании, отрицательный финансовый результат 2018 года был обусловлен долговой нагрузкой компании, в связи с чем в компании принимаются меры по эффективному использованию ресурсов, оптимизации затрат, обеспечению прозрачности процедуры закупок, повышению личной ответственности каждого руководителя. 

Автомобильный и городской электрический транспорт

shutterstock_631093238.jpg

К этой категории транспорта относятся все перевозки автобусами, трамваями, троллейбусами, прочий сухой пассажирский транспорт, в частности, метро, грузовой автомобильный транспорт, а также услуги такси.

Так, по итогам 2018 года, компании смогли нарастить количество перевезенных грузов на 99,9%, по сравнению с 2008 годом до 3,4 млрд тонн.

Количество пассажиров, пользующихся услугами данного вида транспорта, возросло за десять лет в два раза - до 22,9 млрд человек.

Грузооборот по итогам прошлого года составил 172,7 млрд ткм, увеличившись по сравнению с итогами десятилетней давности 2008 года в 2,7 раза. Пассажирооборот в это же время составлял соответственно 246,8 млрд пкм и в 2008 году – 107,3 млрд пкм.

Доходы же предприятий в ушедшем году составили 250,4 млрд тенге, в том числе от перевозки грузов – 148,9 млрд тенге (вся сумма приходится на грузовой автомобильный транспорт) и 101,5 млрд тенге.

В разрезе видов автомобильного транспорта 92% всех доходов от перевозки пассажиров пришлось на перевозки автобусами – 93,2 млрд тенге, 3,5% - на перевозки прочим сухопутным пассажирским транспортом, включительно метрополитеном города Алматы, остальные 4,5% на все остальные виды транспорта. Напомним, что метрополитен города Алматы был введен только в 2011 году. И уже в 2013 году по статье «Прочий сухопутный пассажирский транспорт» отмечен доход в размере 548,1 млн тенге за год.

В 2018 году Правительством Республики Казахстан утверждена Комплексная программа по развитию автобусных перевозок на 2018-2020 годы, принимаемые меры в рамках Комплексной программы приведут к сокращению износа парка городских перевозчиков пассажиров до 50%, а также увеличит долю отечественных перевозчиков на международном рынке.

В 2018 году открыто 15 межобластных маршрутов (Кокшетау - Астана, Боровое - Астана, Коргалжын - Астана, Астана - Державенск, Астана - Атбасар, Астана - Шантобе, Астана - Михаиловка, Акколь - Астана, Акимовка - Астана, Астана - Степногорск, Астана - Партизанка, Алматы - Арал и Туркестан - Арал), а также 17 международных маршрутов (в Россию - 5 ед.; Кыргызстан - 3 ед.; Узбекистан - 9 ед.).

Транспортировка по трубопроводам

shutterstock_590235038.jpg

Компании, занимающиеся транспортированием по трубопроводам, обеспечили по итогам прошлого года наибольшую долю в общих доходах отрасли. Так, ими было заработано 1,33 трлн тенге, что составило аж 47,5% всех доходов.

Десять лет назад таким компаниям удалось заработать только 226,4 млрд тенге, что составляло 25,2% от совокупных доходов.

В отчетный период всего перевезено грузов 280,8 млн тонн, в свою очередь грузооборот достиг порядка 138,8 млрд ткм.

Акционерное общество «Национальная компания «КазМунайГаз» обеспечивает 65% транспортировки нефти магистральными нефтепроводами, 77% транспортировки нефти танкерами из порта Актау, а также 95% транспортировки природного газа по магистральным газопроводам.

Транспортировку нефти трубопроводами осуществляет АО «КазТрансОйл», транспортировку газа - АО «КазТрансГаз», танкерные перевозки осуществляет АО «Национальная морская судоходная компания «КазМорТрансФлот».

Так, выручка отдельно по АО «КазТрансОйл» за 2018 год составила 212,5 млрд тенге, что на 1,9% выше аналогичного показателя 2017 года. Чистая прибыль в тот же период составила 51,8 млрд тенге, что на 13,5% выше аналогичного периода позапрошлого года.

Чистая прибыль АО «КазТрансГаз» по итогам прошлого года составила почти 156 млрд тенге.

Воздушный транспорт

shutterstock_132714014.jpg

Данным видом транспорта в стране перевозится наименьшее количество груза: так, в анализируемый период всего 29,14 тыс. тонн груза транспортировано, грузооборот составлял 55,67 млн ткм. Всего около 7,9 млн человек воспользовались услугами авиакомпаний.

Авиакомпании Казахстана обеспечили по итогам прошлого года 343,3 млрд тенге дохода, в том числе 7,3 млрд тенге от перевозки грузов и 336 млрд тенге от перемещения людей.

Неаудированная чистая прибыль «Эйр Астаны» за прошедший год составила $5,3 млн и была обусловлена ростом доходов и стоимости авиатоплива. Общий доход авиакомпании увеличился на 10% по сравнению с 2017 годом и составил $840,8 млн. Провозная емкость увеличилась на 5%, общий пассажиропоток же вырос на 3%, составив 4,3 млн человек. Транзитные перевозки через хабы авиакомпании в городах Астана (ныне Нур-Султан) и Алматы подросли на 48%, что составляет около 40% от совокупного объема международных перевозок. Расходы на эксплуатацию возросли на 14% за счет увеличения стоимости авиационного топлива, в среднем, на 27,5%.

У Qazaq Air рост годового пассажиропотока достиг 22% относительно показателей 2017 года. Авиакомпания перевезла более 307 тыс. пассажиров. Так, общее число пассажиров, перевезенных с начала ее создания летом 2015 года, превысило 750 тыс. человек. Количество выполненных рейсов в прошлом году составило 5,5 тыс., своевременность их выполнения достигла 81%.

«Если рост показателей авиакомпании в 2017 году был связан с большим потоком путешествующих на Международную выставку EXPO-2017, то показатели 2018 года отражают естественный рост деятельности Qazaq Air», – отметил исполняющий обязанности председателя правления, директор коммерческого департамента компании Адель Даулетбек.

Другие виды транспорта

shutterstock_1313394590.jpg

К другим видам транспорта мы отнесли морской и прибрежный транспорт, а также внутренний водный транспорт.

Морским и прибрежным транспортом в стране перевезено 1,8 млрд тонн груза, а внутренним водным транспортом в тот же период - 1,03 млрд тонн. Рост за 10 лет по морскому транспорту составил 6,7%, тогда как по внутреннему транспорту наблюдалось уменьшение таких перевозок на 14,5%. Также отметим некое снижение перевозок грузов морским транспортом в 2018 году по сравнению с 2013 годом - с 4 млн тонн до 1,8 млн тонн.

Данные виды транспорта не распространены в Казахстане как средство передвижения людей. Так, всего за 2018 год их пассажирами стали только 170,43 тыс. человек за год, тогда как еще по итогам 2008 года показатель был в два раза меньше и составлял 88,6 тыс. человек. А грузообороты морского и внутреннего водного транспорта составили 1,4 млрд ткм и 37,5 млн ткм соответственно.

Перевозки Сайт (1).jpg

Фото в тексте: Shutterstock

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


16146 просмотров

Как абитуриентам выбрать университет в 2019 году

Kursiv Research сделал рейтинг вузов Казахстана по стоимости обучения

Фото: shutterstock/Inspiring

Актуальный вопрос, стоящий сейчас перед каждым выпускником, – выбор профессии и университета. Не все абитуриенты понимают, кем они хотят стать в будущем, и часто принимают решение под влиянием внешних факторов, самые важные из которых – мнение родителей, престижность вуза и цена на образовательные услуги.

У казахстанских выпускников большой выбор учебных заведений. В 2018 году в республике было 124 вуза. Треть из них сосредоточена в Алматы – 41 организация, в столице их только 14. Меньше всего высших учебных заведений зарегистрировано в Мангистауской, Северо-Казахстанской и Туркестанской областях.

Каждый год конкуренция за абитуриентов среди вузов возрастает. Сегодня не только частные вузы, большая часть бюджета которых зависит от оплаты за обучение, но и государственные активно рекламируют себя на рынке образовательных услуг.

В силу неравных стартовых возможностей частные вузы в Казахстане не всегда могут предоставить своим студентам такую же инфраструктуру, как государственные. Не все частные учебные заведения, например, владеют собственными спортивными сооружениями и общежитиями.

С другой стороны, в эпоху цифровизации такой расклад дает определенные преимущества – на балансе частного университета нет такого большого количества имущества, как это бывает в национальных вузах, и, соответственно, не стоит вопрос эффективного использования этого имущества, объясняет доцент факультета экономических наук Казахстанско-Немецкого университета, доктор PhD Даурен Аскаров.

Эксперт сожалеет о том, что сейчас в Казахстане сложилась система, при которой государство больше финансирует национальные вузы, хотя частные университеты смогли бы распорядиться полученными средствами эффективнее, а сам процесс расходования бюджетных средств был бы прозрачнее.

Даурен Аскаров проработал пять лет в национальном вузе и примерно столько же в частном, и часто спрашивал у студентов, почему они выбрали тот или иной университет.

«Большинство студентов, выбравших национальные университеты, говорили о стабильности, большем количестве грантов (и стипендий), а также выделяли наличие общежитий», – рассказывает он.

Студенты уверены, что таким крупным вузам, как Казахский Национальный университет им. аль-Фараби (КазНУ), Казахский Национальный педагогический университет им. Абая (КазНПУ) или Казахский Национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова (КазНМУ), не грозят приостановка деятельности или реорганизация.

Студентами, выбравшими частные вузы, в основном являются жители Алматы и других крупных городов, не владеющие государственным языком на хорошем уровне. Они чаще всего объясняли свой выбор отсутствием коррупции при поступлении и обучении, небольшим количеством студентов, простой системой коммуникаций с преподавателями и руководством.

Еще одним трендом в условиях глобализации становится конкуренция извне. Вузы соседних стран (Россия, Беларусь и Китай), стран Западной и Восточной Европы, а также США, Японии и Австралии активно участвуют в образовательных выставках, предлагая льготы (поступление без ЕНТ), интересные образовательные программы и культурный досуг.

«Наиболее агрессивную политику проводят российские вузы, которые начинают «вербовать» наших абитуриентов еще с седьмых-восьмых классов, обещая практически бесплатное поступление. По данным на 2018 год, 25% от всех иностранных студентов в российских университетах составляют казахстанцы», – рассказывает собеседник.

Почему так происходит? По мнению ученого, у казахстанских школьников в большинстве случаев хорошая подготовка, следовательно, иностранному вузу не придется много тратиться на обучение основам по выбранной специальности. Российские заведения предоставляют возможность бесплатного обучения и проживания, плюс более широкий выбор специальностей, чем в Казахстане. Еще один фактор – в России оставили заочное образование, а в РК его отменили, при этом не все казахстанские вузы могут заменить его дистанционной формой обучения.

В случае с Европой, продолжил наш собеседник, дело обстоит немного по-другому. Основной причиной, по которой европейские страны проявляют интерес к казахстанским выпускникам, является старение населения, а как результат – уменьшение работоспособного населения и увеличение давления на бюджет за счет роста пенсионных выплат. Молодежь из Казахстана после обучения остается в Европе, привлеченная большей степенью демократизации общества, уважением прав человека и возможностью карьерного роста без коррупционной составляющей.

«Китай, скорее всего, нацелен на распространение своего влияния через культуру и смешанные браки», – говорит Аскаров о мотивах еще одной страны, заинтересованной в казахстанских выпускниках.

Выбор специальности

В республике по-прежнему высок спрос на специалистов в сфере IT, в области международных отношений, логистики и экономики.

«Среди экономических специальностей особенно можно выделить маркетинг и менеджмент, которые в меньшей степени, нежели учет и аудит или финансы, подвержены риску «захвата» со стороны искусственного интеллекта. К тому же, с учетом того, что в крупных городах страны весьма активно развивается сфера услуг, очень востребованными на рынке труда остаются специалисты в области управления продажами, СММ, связей с общественностью», – добавил доцент Аскаров.

С трудом проникают на рынок образовательных услуг Казахстана новые образовательные программы, которых нет в классификаторе. Такой расклад наш эксперт объясняет консерватизмом в предпочтениях потребителей, которые, по инерции, все еще выбирают право и финансы. При этом на образовательных выставках уже представлены новые программы: энергетическая и экологическая техника, интегрированное управление водными ресурсами и ресурсосберегающая производственная логистика.

Рейтинги вузов

Казахстанские высшие учебные заведения активно участвуют не только в национальных рейтингах, но и в глобальных (к примеру, рейтинг университетов мира QS). Независимое казахстанское агентство по обеспечению качества в образовании составило ежегодный Национальный рейтинг-2019 вузов Казахстана. Методология расчета базируется на трех составляющих: первая – это оценка качества академических ресурсов вуза, на которую приходится 70% от общего числа баллов, вторая – экспертная оценка качества его деятельности (15%), третья – оценка на основе проведения соцопроса работодателей и госорганов (15%).

В список лучших многопрофильных университетов вошли 18 вузов. Лидером стал КазНУ им. аль-Фараби, набрав 99,72% из возможных 100%. На втором месте расположился Евразийский Национальный университет им. Л. Гумилева (ЕНУ) – 84,72%. Третье место замыкает Карагандинский государственный университет им. Е. Букетова – 53,89%.

Среди технических вузов отличились Satbayev University – 95,78%, Казахстанско-Британский технический университет (КБТУ) – 91,9% и Карагандинский государственный технический университет – 89,37%.

Топовыми гуманитарно-экономическими университетами названы КИМЭП – 92%, Карагандинский экономический университет Казпотребсоюза – 91,34%, Алматы Менеджмент Университет – 71,53%.

Лучшим вузом искусства признан Казахский Национальный университет искусств в Нур-Султане – 100% из 100%.

Среди медицинских учреждений лидером стал КазНМУ им. С. Асфендиярова – 100%, среди педагогических – КазНПУ им. Абая (100%).

«Курсив» составил свой рейтинг топ-20 университетов по стоимости обучения на очном отделении бакалавриата, предварительно отобрав лучшие вузы согласно баллам, присвоенным в Национальном рейтинге вузов этого года.

Самым дорогим по стоимости оказался университет КИМЭП. В настоящее время цена одного года обучения там составляет в среднем 2,9 млн тенге.

Цена одного кредита в КБТУ в этом году равняется 45–60 тыс. тенге. Всего за четыре года студентами должно быть освоено 146 кредитов. Получается, что за один год обучения родители должны заплатить в среднем от 1,6 до 2,2 млн тенге.

Алматы Менеджмент Университет тоже относится к категории дорогих вузов. Стоимость обучения за анализируемый период достигает в среднем 1,1 млн тенге.

Цены в КазНУ им. аль-Фараби на этот учебный год неизвестны, но в 2018–2019 учебном году они находились в интервале от 974 тыс. до 1,18 млн тенге (максимальные цены приходились на специальность «Финансы», «Юриспруденция» и др.).

Оплата обучения в прошлом учебном году в КазНМУ им. С. Асфендиярова варьировалась от 762,9 тыс. тенге («Технология фармацевтического производства») до 1,2 млн тенге («Стоматология»). Для сравнения, цена за обучение в медицинском университете в городе Семей составляет 800 тыс. тенге на все специальности.

В известных алматинских университетах, не попавших в наш рейтинг, стоимость обучения варьируется: в Университете им. С. Демиреля – от 450 тыс. тенге на специальности «История» до 1,25 млн тенге на «Международных отношениях», в Университете международного бизнеса средняя стоимость на русском отделении составляет 750 тыс. тенге, английское отделение стоит дороже – 850 тыс. тенге.

Общий тренд – более высокая стоимость обучения в вузах наблюдается на специальностях, где готовят будущих финансистов и юристов. Вопросы, насколько эти специалисты будут обеспечены работой после окончания вуза и окажутся ли оправданы затраты на обучение, остаются открытыми.

В условиях рыночной экономики, напоминает Даурен Аскаров, основными факторами оценки качества образования в вузе должны быть уровень трудоустройства, размер заработной платы, который компания готова предложить выпускнику того или иного высшего учебного заведения, а также динамика роста заплаты выпускника вуза в первые три года работы.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является рекламой данных организаций.

вузы.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций