Перейти к основному содержанию


26930 просмотров

От чего умирают казахстанцы?

Kursiv Research выяснил, что становится причиной смерти тысяч казахстанцев

Фото: shutterstock.com

Среднегодовая численность населения Казахстана в 2017 году, по данным Комитета по статистике МНЭ РК, составила 18 037 776 человек. Население Казахстана за последние 10 лет выросло на 15,1%, что обусловлено высокими темпами рождаемости и уменьшением показателя смертности (390,2 тысячи родившихся к 129 тысячам умершим в 2017 году). Однако Kursiv Research решил выяснить, из-за чего умирают казахстанцы и при каких обстоятельствах.

Показатель смертности является одним из ключевых индикаторов здоровья населения и социально-экономического благосостояния, считает экономист Всемирного банка по Центральной Азии Азамат Агайдаров. «Традиционно уровень смертности ниже в развитых экономиках против стран с низким уровнем дохода. Это объясняется не только разным уровнем экономического благосостояния стран, но и множеством других факторов, таких как развитость социальной инфраструктуры, доступность и качество медицинского обслуживания и загрязненность окружающей среды», – отметил эксперт.

По словам эксперта, повышение смертности в периоды экономического роста может быть связано с высоким загрязнением окружающей среды, продолжительностью рабочего времени и переутомлением рабочих, а также высокой смертностью на дорогах из-за плотного трафика. «Таким образом, высокое экономическое благосостояние страны не всегда сопряжено с низким уровнем смертности и высокой продолжительностью жизни», – заключил Агайдаров.

Основные причины смертности

По мнению заместителя директора Национального центра общественного здравоохранения МЗ РК Жамили Баттаковой, в настоящее время, как и в других странах мира, в Казахстане особое внимание необходимо уделить профилактике неинфекционных заболеваний: болезней сердечно-сосудистой системы, сахарного диабета, онкологии.

По состоянию на 2017 год в Казахстане больше всего людей умирает от болезней органов системы кровообращения – 24,44% всех умерших, на втором месте – болезни органов дыхания – 12,89%, третье место – от новообразований – 12%, меньше всего казахстанцев погибает от инфекционных и паразитарных болезней – 1,09%.

От болезней системы кровообращения в 2017 году умерло 31 536 человек, в том числе от гипертонической болезни – 856, от ишемической болезни – 11 469, от сосудистого поражения мозга – 11 864 человека.

От болезней органов дыхания скончалось 16 635 человек, из них от гриппа, ОРЗ и пневмонии – 3 670, от туберкулеза – 540 человек.

По данным КазНИИОиР, в структуре смертности населения РК злокачественные новообразования находятся среди ведущих причин. От новообразований в 2017 году умерло 15 479 человек, из них от злокачественных новообразований – 15 133 человек.

По структуре смертности от злокачественного новообразования в 2017 году рак легкого занимает первое место и составляет 13,7 умерших на 100 тысяч населения. Рак желудка находится на втором месте, составляя 9,5 человек на 100 тысяч, рак молочной железы в структуре смертности от ЗНО занимает третье место, где показатель составляет 6,9. Эксперты научно-исследовательского института отмечают, что на показатели смертности влияют уровень заболеваемости, ранняя диагностика злокачественных новообразований, выявление запущенных форм онкологических заболеваний.

От несчастных случаев, отравлений и травм в том же периоде погибло 12 538 человек, из них 908 человек – от убийств, 2 665 – от самоубийств, 2 353 человека – несчастных случаев на транспорте.

От болезней органов пищеварения умерло 11 589 человек, от инфекционных и паразитарных болезней – 1 411 граждан.

Кого в Казахстане умирает больше?

По расчётам Kursiv Research и данным КС МНЭ РК, мужчин в среднем в 1,42 раза умирает больше, чем женщин.

Одной из основных причин смертности мужчин в 2017 году стали несчастные случаи, отравления и травмы, что превышает смертность среди женщин в 3,46 раза, в том числе от самоубийств – в 4,34 раза, от убийств – в 4,16 раза, от транспортных несчастных случаев – в 2,54 раза, отдельно от туберкулеза – в 2,83 раза.

Самоубийств в Казахстане в 2017 году зафиксировано 2 665 случаев, из них на мужчин приходится 2 166 случаев и только 499 инцидентов среди женщин. 908 убийств совершено в стране в том же году, из них мужчин – 732 человека и 176 женщин. Отметим, что городское население лидирует по убийствам в 1,28 раза.

В транспортных несчастных случаях погибло 2 353 человека, в том числе 1 689 мужчин и 664 женщины.

Среди болезней органов дыхания лидирует туберкулез: в Казахстане на конец 2017 года умерло 540 человек, из них 399 мужчин и 141 женщина. Следует отметить, что в городе больше случаев с летальным исходом – 381 человек в сравнении с 159 исходами на селе.

По мнению экспертов МЗ РК, больше 50% всех смертей наблюдается среди мужчин. Так, например, 56% смертности от БСК, 78% несчастных случаев, травм и отравлений и 53% смертности от злокачественных новообразований приходятся на население мужского пола. Как говорят представители министерства, это связано с неправильным образом жизни, распространенностью табакокурения и употребления алкоголя, нездоровым питанием, несоблюдением режима работы и отдыха, техники безопасности на производстве и на дороге, а также низкой физической активностью.

Где в Казахстане умирает больше людей?

В регионах показатель смертности населения заметно отличается. По общей смертности в Казахстане лидирует Северо-Казахстанская область (6 640 умерших к 560 942 человек населения региона), за ней идут, соответственно, Костанайская (8911 к 877 375), Восточно-Казахстанская (14 031 к 1 386 656), Акмолинская (7393 к 736 656) области.

По сведению МЗ РК, наиболее высокие показатели смертности от болезней системы кровообращения наблюдаются в Карагандинской (314,27 умерших на 100 тыс. населения), Акмолинской (259,14), Павлодарской (221,58), Западно-Казахстанской (220,27), Северо-Казахстанской (217,49) областях. Наиболее низкие – в Мангыстауской (59,86), Кызылординской (123,5), Актюбинской (130,03), Атырауской (131,90) областях и в Астане (123,10).

По данным КазНИИОиР, лидирующие позиции среди регионов по высокому уровню смертности по злокачественным новообразованиям принадлежат Павлодарской – 130,8 умерших (на 100 тысяч населения в 2016 году – 142), Восточно-Казахстанской – 126,5 (2016 год – 129,2), Акмолинской – 120,5 (2016 год – 121,6), Северо-Казахстанской – 115,7 (2016 год – 121,6), Карагандинской – 95,5 (2016 год – 99) областям. Как отметили в КазНИИОиР, возрастание показателя смертности относительно 2016 года были зарегистрированы в Южно-Казахстанской области –  53,2 на 100 тысяч населения (2016 год – 48,9) и в Алматы – 86,4 (2016 год – 83,1).

Между тем, как отмечают специалисты, в Казахстане принят Комплексный план борьбы с онкологическими заболеваниями, изучается влияние факторов окружающей среды, образа жизни, вредных привычек, стресса на развитие онкологических заболеваний, анализируется биология опухолей, разрабатываются скрининговые программы и программы ранней диагностики, проводятся популяционные исследования и другие.

Смерть на дороге

Согласно докладу Всемирной организации здравоохранения, дорожно-транспортные происшествия являются одной из ведущих причин смерти в глобальных масштабах и основной причиной смерти среди людей в возрасте 15–29 лет. По прогнозам организации, при отсутствии контрмер дорожно-транспортные происшествия к 2030 году могут стать седьмой по значимости причиной смерти населения.

По сообщению ВОЗ, ДТП обходятся большинству стран в 3% их валового внутреннего продукта. 90% случаев смерти на дорогах происходит в странах с низким и средним уровнем доходов, хотя на эти страны приходится примерно 54% всех транспортных средств в мире.

Как сообщается в докладе ВОЗ, в мире ежегодно в результате дорожно-транспортных аварий умирает более 1,25 миллиона человек. Лица, пострадавшие в результате ДТП, их семьи и страны в целом несут значительные экономические убытки, в том числе стоимость лечения, утраченная продуктивность тех, кто погиб и стал инвалидом из-за травм, а также членов их семей, которым необходимо время, свободное от работы или учебы для ухода.

В Казахстане, по данным КС МНЭ РК, в транспортных несчастных случаях в 2017 году погибло 2 353 человека, в дорожно-транспортных происшествиях умерло 2 086 человек. Большинство погибших в дорожно-транспортных происшествиях находились в возрасте 21-39 лет.

Число дорожно-транспортных происшествий в стране распределилось по следующим видам: наезд на пешехода – 43,5%, столкновения транспортных средств – 35,3%, вследствие опрокидывания – 7,9%, наезд на препятствие – 4,4%, вследствие падения пассажира – 3,3%, наезд на строящиеся транспортные средства – 1,7%, наезд на животных – 0,7%, наезд на велосипедистов – 2,0%, другие виды происшествий – 1,2%.

Как сообщает МНЭ, в 2017 году каждые 30 минут 53 секунды в Казахстане регистрируется ДТП, каждые 4 часа 12 минут один погибший в результате ДТП, каждые 45 часов 23 минуты один погибший в возрасте от 0-17 лет, каждые 17 часов 41 минуту один погибший в возрасте от 18-29 лет.

По словам ведущего специалиста по транспорту Всемирного банка Алии Каракуловой, официальная статистика РК дает информацию только по пяти причинам дорожно-транспортных происшествий. Так, из года в год лидирующей причиной ДТП является превышение скорости (29% от общего числа ДТП в 2017 году), на втором месте – проезд пешеходных переходов (13%), выезд на полосу встречного движения и переход пешеходами проезжей части в неустановленном месте (по 4%), управление транспортных средств в состоянии алкогольного и наркотического опьянения (2%), в остальных 47% причина ДТП указывается как «другие».

По мнению эксперта, для снижения аварийности необходимо знать все причины. «Для этого нужно улучшить сбор данных и учитывать такие параметры, как, например, отвлечение за рулем на чтение СМС, звонки, еду (лидирующая причина аварий в США), дефекты дизайна автотранспортного средства, небезопасное перестроение, вождение в состоянии сонливости, дефекты дорожной инфраструктуры, опасный дизайн дороги, погодные условия, время суток, езда впритык к впереди идущему авто, ямы на дорогах и прочее. Для снижения уровня ДТП и снижения смертности в Казахстане можно использовать программу безопасности на дорогах Vision ZERO», – заключила представитель ВБ по ЦА.

Одной из частых причин ДТП представитель ТОО «Казахавтодор» Азамат Базарбеков считает засыпание и потерю бдительности водителей на дорогах. Эксперт отметил, что в Казахстане проводится активная работа по применению шумовых полос для повышения внимания водителей на аварийно-опасных участках дорог и при подъезде к пешеходному переходу, для оповещения участников движения о состоянии покрытия проезжей части и погодных условий на основных участках автомобильных дорог республиканского значения устанавливаются светодиодные дорожные знаки с меняющейся информацией: «Дождь», «Снег», «Туман», «Гололед».

«В 2018 году предусмотрено устройство информационного табло в количестве 22 штук для измерения фактической скорости движения автомобиля», – сообщил Базарбеков.

Смерть_cайт.jpg


2130 просмотров

Какие новые направления перелетов стали доступны казахстанцам

Об авиакомпаниях и самих маршрутах

Фото: shutterstock/автор Denis Belitsky

На рынке авиаперевозок в Казахстане оживление. Создана отечественная бюджетная авиакомпания, новые иностранные организации получают аккредитацию и запускают свои маршруты.

По данным Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, за прошлый год отечественными авиакомпаниями было перевезено 7,9 млн человек и 21,9 тыс. тонны груза.

Регулярные пассажирские рейсы в стране совершают восемь отечественных авиакомпаний – Air Astana, SCAT, Bek Air, Qazaq Air, «Южное небо», «Жетысу», «Жезказган-Эйр» и новичок рынка Fly Arystan.

Fly Arystan – это низкобюджетная авиакомпания, парк которой состоит из двух самолетов Airbus 320-232 на 180 посадочных мест. Средний возраст самолетов шесть лет.

«К 2022 году планируется увеличение авиапарка как минимум на 15 воздушных судов, которые будут базироваться в разных городах республики», – сообщила пресс-служба авиакомпании «Курсиву».

Fly Arystan летает из Алматы в шесть городов Казахстана – в Нур-Султан (стоимость билетов от 6 999 тенге в один конец), Тараз (от 3 999 тенге), Караганды (от 5 999 тенге), Уральск (от 12 999 тенге), Павлодар (от 6 999 тенге), в Шымкент (от 4 999 тенге) и в обратном направлении.

По словам представителей лоукостера, в четвертом квартале 2019 года планируется расширение воздушного флота до четырех самолетов Airbus A-320 и расширение маршрутной сети не только внутри страны, но и выход на международные направления. В ближайшем будущем Fly Arystan планирует начать рейсы в Ташкент. Авиакомпания минимизирует расходы за счет классического подхода бюджетного перевозчика: билеты этой авиакомпании можно купить только онлайн, рейсы являются прямыми, техническое обслуживание самолета производится очень быстро – он практически не простаивает, пассажиры оплачивают отдельно провоз багажа более пяти килограммов (в зависимости от пакета) и питание на борту.

По данным Комитета гражданской авиации, в 2018 году казахстанскими авиаперевозчиками было открыто несколько новых маршрутов, в том числе Атырау – Франкфурт, Нур-Султан – Тюмень, Нур-Султан – Казань, Нур-Султан – Вильнюс, Нур-Султан – Челябинск, Нур-Султан – Краснодар, Нур-Султан – Томск, Нур-Султан – Сочи.

Зарубежные авиалинии

Новые международные направления появились в 2018 году за счет иностранных авиакомпаний. По информации Международного аэропорта Алматы, в апреле 2018 года в Казахстан зашла латвийская компания Air Baltic с маршрутом Рига – Алматы – Рига. Маршрут действовал только в период весенне-летней навигации, в этом году Air Baltic возобновила полеты по тому же маршруту, только с июня. Напомним, ранее латвийская авиакомпания уже присутствовала на казахстанском рынке и покинула его из-за низкого спроса на полеты. Цены на билеты Air Baltic начинаются от 159 евро в одном направлении.

В июне прошлого года на отечественный рынок зашла российская компания «Ангара», которая два раза в неделю соединяла два города России с Казахстаном (прямой рейс Красноярск – Алматы – Красноярск плюс рейс из Иркутска с пересадкой в Красноярске). «Ангара» отлетала по этому маршруту сезон весенне-летней навигации и решила закрыть данный рейс.

Еще один перевозчик из соседней страны – «Уральские авиалинии» – в декабре 2018 года получил разрешение на выполнение полетов по маршруту Жуковский (Москва) – Алматы – Жуковский. Рейс выполняется и сейчас, пять раз в неделю, с понедельника по пятницу на типе воздушного судна Аirbus 319/320/321.

В марте 2019 года, после двухгодичного перерыва, на рынок РК вернулась иранская Mahan Air, которая в 2017 году вынуждена была уйти из-за экономических трудностей. Компания летает по маршруту Тегеран – Алматы – Тегеран один раз в неделю. С июня этого года компания стала осуществлять не только пассажирские перевозки, но и грузовые, например мяса. Первая партия мяса составила пять тонн, сейчас его перевозит­ся вдвое больше, отметили в пресс-службе Международного аэропорта Алматы.

Азербайджанские авиалинии Azerbaijan Airlines (Azal) с весны текущего года летают по маршруту Баку – Алматы – Баку два раза в неделю. По словам руководителя управления маркетинга, коммерции и производства Azal Фуада Юсифова, новое направление авиаперевозчика стало весьма успешным, и с каждым новым рейсом наблюдается увеличение загрузки по обоим направлениям. Вылет из Баку осуществляется по вторникам и субботам, из Алматы – по средам и воскресеньям.

Совсем недавно, в июне 2019 года, прямые рейсы из Алматы в Салоники (Греция) начала авиакомпания Ellin Air. Airbus A319 греческой авиакомпании летает два раза в неделю. Время полета – примерно шесть часов.

Кроме того, российская «Ир Аэро» получила свидетельство об аккредитации в Казахстане для выполнения регулярных пассажирских перевозок по маршрутам Жуковский – Караганда – Жуковский, Жуковский – Кокшетау – Жуковский, Жуковский – Петропавловск – Жуковский и уже летает в эти три казахстанских города.

Кроме того, согласно данным Комитета гражданской авиации, в стране открыты новые авиамаршруты Москва – Кызылорда (авиакомпания «Аэрофлот»), Хельсинки – Нур-Султан (Finn Air).

В июне 2019 года был совершен один прямой рейс Новосибирск – Павлодар (авикомпанией S7 Airlines), поделились в аэропорту города Павлодара.

Об открытии летом новых рейсов в Казахстан заявляла и российская авиакомпания Nordwind Airlines – в мае этого года Комитетом гражданской авиации выдано свидетельство об аккредитации в стране этой российской авиакомпании.

Регулярный рейс должен был выполняться между Самарой и Алматы с частотой один раз в неделю в период весенне-летней навигации. Стоимость билетов должна была составлять примерно 60 тыс. тенге в зависимости от выбранного класса обслуживания. А в конце сентября компания собиралась открыть еще два направления из Алматы – в Москву и Сочи с пересадкой в Самаре.

Однако все эти планы так и остались нереализованными. В ответ на запрос «Курсива» в авиакомпании ответили, что «по данному направлению отменена полетная программа, в связи с чем рейсы отменены и не выполняются. Информация о возоб­новлении рейсов по данному направлению на данный момент отсутствует».

Также в 2019 году на местный рынок должны были зайти две индийские авиакомпании – Indi Go и Spiсe Jet из Алматы в Дели и обратно. Это крупные игроки, по итогам прошлого года компании занимали около 43% и 13% индийского рынка перевозок.

Spiсe Jet планировала первый рейс на 10 июня и собиралась летать между Алматы и столицей Индии шесть раз в неделю. Как сообщили в Международном аэропорту Алматы, договор между сторонами еще не подписан, но намерения есть.

В прошлом году на рынок перевозок, но уже грузовых, вернулась германская Luftgansa Cargo, которая уже летала в Алматы, но затем перенесла промежуточную посадку в Новосибирск. Lufthansa Cargo – грузовое подразделение авиакомпании Lufthansa с штаб-квартирой во Франкфурте.

В январе 2019 года первый грузовой рейс совершила Qatar Airways Cargo. Этот груз включал в себя лекарства, электронику и запчасти. Qatar Airways Cargo летает в Казахстан дважды в неделю. 

Крупнейший грузовой перевозчик Китая SF Airlines начал грузовое сообщение между Китаем и Казахстаном буквально несколько дней назад, 4 июля.

САМОЛЕТЫ копия.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является рекламой данных организаций.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций