Перейти к основному содержанию


47156 просмотров

Сколько лет надо копить на квартиру в Казахстане?

Реально ли «среднестатическому» казахстанцу накопить на квартиру с текущими ценами при средней зарплате?

Kursiv Research решил выяснить, как долго в Казахстане нужно копить на покупку квартиры, имея среднюю зарплату по региону и расходы на проживание в размере прожиточного минимума. Наиболее доступное относительно доходов жилье наблюдается в западных регионах страны.

В мае текущего года 1 кв. м жилья в новостройке в среднем по Казахстану стоил 263,9 тыс. тенге. По сравнению с аналогичным месяцем предыдущего года новая недвижимость подорожала на 2,8%.

Согласно последним данным Комитета по статистике МНЭ РК, средняя заработная плата в стране в I квартале 2018 года составила 152,44 тыс. тенге, а средняя стоимость 1 кв. м жилья – 263,85 тыс. тенге. При таком раскладе среднестатистический гражданин может позволить себе покупку лишь 0,58 кв. м жилья, используя при этом весь месячный заработок, указывает аналитик департамента исследований Halyk Finance Эльмира Арнабекова. Однако в последние два года на фоне экономического подъема этот показатель несколько восстанавливается, возвращаясь к цифрам 2011–2012 годов после резкого провала в 2015 году.

Судя по соотношению заработной платы и цены недвижимости, покупательная способность зарплаты несколько выше среднего значения по стране в западных регионах РК: в городах Актау, Атырау и Актобе. Показатель в городе Алматы – на уровне среднего по стране (0,58 кв. м), в Астане из-за более высокого среднего заработка значение выше (0,67 кв. м).

Реально ли «среднестатическому» казахстанцу накопить на квартиру с такими ценами при нынешней зарплате?

Если учитывать, что с ежемесячного дохода будет потрачена лишь минимальная сумма, равная прожиточному минимуму (28 284 тенге согласно закону о республиканском бюджете 2018 года), копить на «двушку» в новостройке площадью 60 кв. м придется 128 месяцев, или 10,6 лет. Откладывая всю зарплату, купить квартиру можно за 8,7 лет.

На однокомнатную квартиру площадью 40 кв. м с учетом минимальных расходов нужно будет копить чуть больше семи лет, откладывая 100% от заработной платы – почти шесть лет.

На вторичном рынке жилье чуть более доступно. Здесь, по официальным данным, квадратный метр жилья в среднем по Казахстану стоит 186,6 тыс. тенге. Накопить на квартиру площадью 60 кв. м во «вторичке» можно за 73 месяца, или 6,1 лет, с учетом расходов в размере прожиточного минимума – за 90 месяцев, или 7,5 лет. На однокомнатную квартиру в старом доме нужно откладывать всю зарплату чуть больше четырех лет, с учетом минимальных расходов – ровно пять лет.

Труднее всего накопить на новую квартиру со средней зарплатой в Шымкенте. Средняя зарплата в Туркестанской области в I квартале текущего года составила 102,8 тыс. тенге. Цена двухкомнатной квартиры (60 кв. м) в городе республиканского значения в среднем составляет 17,79 млн тенге. С учетом ежемесячных расходов в объеме прожиточного минимума на «двушку» здесь придется копить 20 лет. Однокомнатную квартиру можно будет купить через 13,4 лет.

Высокая стоимость жилья относительно доходов наблюдается и в Кокшетау. Здесь при средней по области зарплате в 110,4 тыс. тенге стоимость одного квадратного метра в новом доме составляет 199,9 тыс. тенге. Собрать на двухкомнатную квартиру с минимальными расходами на проживание удастся за 12,2 лет, на однокомнатную нужно копить 8,1 лет.

На третьем месте оказался Усть-Каменогорск, где средняя зарплата в начале текущего года составила 126,59 тыс. тенге, а цена квадратного метра жилья в новом доме достигла 231 тыс. тенге. Чтобы скопить на квартиру площадью 60 кв. м за вычетом прожиточного минимума с зарплаты, в Усть-Каменогорске понадобится 11,7 лет, на 40 кв. м копить придется 7,8 лет.

В пятерку рейтинга по новостройкам вошли также Костанай и Алматы. Среднестатическому жителю Костаная, чтобы купить двухкомнатную квартиру в новом доме, необходимо 10,8 лет откладывать почти всю зарплату, в Алматы для этого понадобится 10,2 лет.

Южная столица к тому же лидирует по стоимости жилья на вторичном рынке – 340 тыс. тенге при среднем уровне дохода 187,79 тыс. тенге. Чтобы скопить на квартиру в благоустроенном доме в Алматы, нужно 9,1 лет откладывать всю зарплату либо 10,7 лет копить с учетом минимальных расходов. Неподъемные цены на жилье относительно среднего уровня дохода населения наблюдаются и в Петропавловске. Зарплаты в регионе одни из самых низких по стране – 102,25 тыс. тенге, тогда как стоимость недвижимости во вторичном рынке на среднем уровне – 183,9 тыс. тенге за «квадрат». Получается, чтобы скопить на двухкомнатную квартиру в благоустроенном доме в Петропавловске, нужно 12,4 лет, вычитая прожиточный минимум из зарплаты, или 9 лет, откладывая всю зарплату целиком.

Схожая ситуация в Таразе и Талдыкоргане. В первом, чтобы купить «двушку» в старом доме, нужно копить 12,1 лет, расходуя на себя лишь минимум средств, во втором на это понадобится 11,5 лет.

В Актау, где недвижимость стоит дорого, она все же является наиболее доступной по республике, учитывая высокие доходы населения. Так, один квадратный метр жилья в новостройке в областном центре Мангистауской области в среднем оценивается в 284,6 тыс. тенге, тогда как номинальная зарплата по региону составляет 282 тыс. тенге. Чтобы купить двухкомнатную квартиру в новом доме, даже с учетом расходов на прожиточный минимум, здесь понадобится всего 5,6 лет, а на однокомнатное жилье площадью 40 кв. м можно скопить за 3,7 года.

Относительно подъемные цены на недвижимость и в других регионах Западного Казахстана. К примеру, в ЗКО средняя зарплата составляет 146 тыс. тенге, один квадратный метр нового жилья в Уральске продается за 147,9 тыс. тенге. С учетом минимальных затрат купить двухкомнатную квартиру можно за 6,3 лет, однокомнатную – за 4,2 года. В Атырау самое дорогое жилье в новостройках после столицы – 326,3 тыс. тенге. В то же время уровень дохода здесь позволяет скопить на недвижимость площадью 60 кв. м за 6,5 лет, а 40 «квадратов» можно купить за 4,3 года.

Астана оказалась в центре рейтинга. Средняя зарплата в столице в I квартале текущего года зафиксирована в размере 223,53 тыс. тенге, стоимость жилья в новостройках, как говорилось ранее, самая высокая по стране – 335,6 тыс. тенге. Накопить на жилье 60 кв. м. в столице при таких цифрах можно за 8,6 лет, учитывая минимальные расходы на проживание. На 40 «квадратов» копить придется 5,7 лет.

Стоит отметить, что вышеизложенные сценарии накопления довольно оптимистичны, так как существовать на прожиточный минимум в Казахстане нереально.

Наиболее репрезентативным показателем дохода в стране могла бы быть не средняя заработная плата, а ее медианное значение, отмечает Эльмира Арнабекова. По результатам последнего обследования в июне 2017 года (которое проводится раз в два года) медиана зарплат была на уровне 83 тыc. тенге. В таком случае, вычитая расходы на потребление, для покупки жилья понадобится в среднем около более 16 лет.

В целом, если учитывать потребительские и другие расходы, семья из трех человек, в которой два человека получают среднюю по стране заработную плату, по расчетам Halyk Finance, может накопить на квартиру площадью 50 кв. м через девять лет (около 40% от общего дохода двух человек будут направлены на сбережения для жилья). По европейским меркам расходы на жилье, равные 40% и более от располагаемых доходов, считаются сверхобременительными.

«Если речь идет о средней зарплате и квартирах в Астане и Алматы стоимостью 13 млн тенге, то накопить даже на первоначальный взнос будет крайне сложно, – говорит обозреватель сайта «Крыша» Алина Буравцева. – Особенно если всю семью обеспечивает один человек. В случае, если есть необходимость в аренде, а поскольку нет собственного жилья, его нужно снимать, то на сбережения ничего не остается».

Исследование научно обоснованных норм потребления продуктов и их стоимости показало, что на базовое питание в месяц необходимо порядка 33 тыс. тенге на человека (для ребенка продукты в пределах рекомендуемых норм потребления обойдутся в 24 тыс. тенге), отмечает эксперт. При этом в список не входят многие элементарные товары, которые есть в каждом доме. Если взять во внимание транспортные расходы, минимальные средства гигиены, самые доступные лекарства, связь и прочие скромные потребности, то один месяц жизни в городах (Астана и Алматы) будет стоить около 120 тыс. тенге на человека.

Чтобы при средней заработной плате снимать квартиру, хотя бы самую бюджетную, придется отказывать себе и семье во всем, в том числе в самом необходимом. Ни о каких сбережениях в таком случае речи идти не может. По нашим расчетам, за аренду казахстанцы ежемесячно отдают более половины заработной платы. Наиболее высокая арендная плата относительно доходов зафиксирована в Петропавловске – стоимость аренды двухкомнатной квартиры здесь соответствует 75,8% средней официальной зарплаты по региону, аренда однокомнатной квартиры «съест» около половины всего дохода. Высокий уровень стоимости аренды жилья относительно дохода также наблюдается в Алматы и Астане.

Самая доступная аренда в нефтяных регионах страны. В Атырау, чтобы снимать двухкомнатную квартиру, в среднем нужно потратить 35,5% от зарплаты, в Актау – 42,9% и в Уральске – 45,1%.

Чтобы начать копить на что-либо, необходим доход хотя бы от 200 тыс. тенге, указывает Алина Бурцаева. Однако собрать первоначальный взнос при такой заработной плате также затруднительно – уйдет десятилетие. Если семья зарабатывает чуть больше и способна откладывать порядка 50 тыс. тенге ежемесячно, то первоначальный взнос в пределах 4 млн тенге будет собран за пять лет (при условии, что деньги будут вноситься на депозит регулярно, а его доходность составит не менее 10% в год).

Соответственно, купить однокомнатную квартиру без кредита при актуальных ценах получится лет через 20. Разумеется, это лишь теоретические расчеты, в которых не учитываются инфляция и ежегодное удорожание продуктов. Механизмов, позволяющих приобрести жилье без первоначального взноса, на сегодняшний день нет, соответственно накопления необходимы, и лучше о них задуматься заранее. Эксперт посчитал, что для того, чтобы быстро, в течение 1,5–2 лет, накопить на первоначальный взнос или за четыре-шесть лет собрать сумму для покупки квартиры без ипотеки (порядка 13 млн), необходимо откладывать ежемесячно по 150–200 тыс. тенге. Соответственно, доход должен составлять не менее 400–500 тыс. тенге. Разумеется, такой уровень оплаты существенно выше среднего.

Альтернативным способом приобретения желанной крыши над головой в таком случае может служить покупка жилья в ипотеку по привлекательной ставке (планируемая программа 7-20-25), либо участие в государственных жилищных программах, что могло бы несколько снизить уровень затрат, пишут в Halyk Finance.

Например, согласно условиям планируемой программы 7-20-25, учитывая, что 20% первоначального взноса было оплачено, максимальный срок ипотеки составит 25 лет, ставка – 7%, для покупки квартиры в 50 кв. м (по цене 263,5 тыс. тенге за квадрат) ежемесячный взнос должен составить около 74,6 тыс. тенге. Для дохода семьи, состоящей из двух человек, имеющих доход на уровне средней по стране зарплаты, уровень расходов на жилье тогда составит 25% от суммарного месячного заработка, что несколько облегчает покупку собственного жилья.

В свою очередь, в Жилстройсбербанке отмечают, что система жилищных строительных сбережений в Казахстане действует уже 15 лет, и она доступна для всех слоев населения. Даже имея небольшой доход и делая накопления, можно спустя несколько лет приобрести свое жилье, говорят специалисты банка.

Чтобы получить доступный кредит на покупку недвижимости, вкладчик банка должен накопить на своем счете 50% от стоимости жилья. К примеру, если приобретаемая недвижимость стоит 10 млн тенге, то клиенту банка необходимо накопить не менее 5 млн тенге за период не менее трех лет, выполнив при этом условия достижения оценочного показателя – это своего рода коэффициент финансовой дисциплины. Для его достижения необходимо делать регулярные ежемесячные взносы.

При накоплении банк предлагает эффективную ставку по вкладам – до 13,3%. Такая ГЭСВ при базовой ставке в 2% достигается за счет премии государства в размере 20%. Она начисляется на сумму, не превышающую 200 МРП (481 тыс. тенге). Максимальная сумма государственной премии в год – 96 200 тенге. Если сумма накопленных на депозите средств превышает 200 МРП, то остаток не поощренных средств будет учитываться при начислении премии государства в следующем году.

Важно знать, что трехлетний срок накопления – это необходимый минимум, который гарантирует кредит по ставке 5% годовых, подчеркивают в ЖССБК. Вкладчик банка может копить и дольше, в зависимости от своих возможностей. Например, если он копит четыре года, то процентная ставка по займу снизится до 4,8%. С увеличением срока накоплений будет пропорционально расти оценочный показатель и соответственно снижаться ставка вознаграждения по займу. Самая минимальная ставка по займам – 3,5% годовых.

Основной возраст, когда казахстанцы задумываются о приобретении жилья и приходят в ЖССБК открывать депозиты – от 20 до 30 лет. Средний возраст заемщиков – 42 года. В половине случаев клиенты банка предпочитают приобретать недвижимость на вторичном рынке. Средняя сумма займа – 6 млн тенге. Обычно кредит берут на 6,5–7 лет. Ежемесячная сумма выплаты по кредиту составляет 55–82 тыс. тенге. Средний ежемесячный доход клиента при этом равняется 153–200 тыс. тенге.

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является предложением или рекомендацией совершать какие-либо сделки с ценными бумагами и иными активами указанных организаций.


2150 просмотров

Какие новые направления перелетов стали доступны казахстанцам

Об авиакомпаниях и самих маршрутах

Фото: shutterstock/автор Denis Belitsky

На рынке авиаперевозок в Казахстане оживление. Создана отечественная бюджетная авиакомпания, новые иностранные организации получают аккредитацию и запускают свои маршруты.

По данным Комитета гражданской авиации Министерства индустрии и инфраструктурного развития Казахстана, за прошлый год отечественными авиакомпаниями было перевезено 7,9 млн человек и 21,9 тыс. тонны груза.

Регулярные пассажирские рейсы в стране совершают восемь отечественных авиакомпаний – Air Astana, SCAT, Bek Air, Qazaq Air, «Южное небо», «Жетысу», «Жезказган-Эйр» и новичок рынка Fly Arystan.

Fly Arystan – это низкобюджетная авиакомпания, парк которой состоит из двух самолетов Airbus 320-232 на 180 посадочных мест. Средний возраст самолетов шесть лет.

«К 2022 году планируется увеличение авиапарка как минимум на 15 воздушных судов, которые будут базироваться в разных городах республики», – сообщила пресс-служба авиакомпании «Курсиву».

Fly Arystan летает из Алматы в шесть городов Казахстана – в Нур-Султан (стоимость билетов от 6 999 тенге в один конец), Тараз (от 3 999 тенге), Караганды (от 5 999 тенге), Уральск (от 12 999 тенге), Павлодар (от 6 999 тенге), в Шымкент (от 4 999 тенге) и в обратном направлении.

По словам представителей лоукостера, в четвертом квартале 2019 года планируется расширение воздушного флота до четырех самолетов Airbus A-320 и расширение маршрутной сети не только внутри страны, но и выход на международные направления. В ближайшем будущем Fly Arystan планирует начать рейсы в Ташкент. Авиакомпания минимизирует расходы за счет классического подхода бюджетного перевозчика: билеты этой авиакомпании можно купить только онлайн, рейсы являются прямыми, техническое обслуживание самолета производится очень быстро – он практически не простаивает, пассажиры оплачивают отдельно провоз багажа более пяти килограммов (в зависимости от пакета) и питание на борту.

По данным Комитета гражданской авиации, в 2018 году казахстанскими авиаперевозчиками было открыто несколько новых маршрутов, в том числе Атырау – Франкфурт, Нур-Султан – Тюмень, Нур-Султан – Казань, Нур-Султан – Вильнюс, Нур-Султан – Челябинск, Нур-Султан – Краснодар, Нур-Султан – Томск, Нур-Султан – Сочи.

Зарубежные авиалинии

Новые международные направления появились в 2018 году за счет иностранных авиакомпаний. По информации Международного аэропорта Алматы, в апреле 2018 года в Казахстан зашла латвийская компания Air Baltic с маршрутом Рига – Алматы – Рига. Маршрут действовал только в период весенне-летней навигации, в этом году Air Baltic возобновила полеты по тому же маршруту, только с июня. Напомним, ранее латвийская авиакомпания уже присутствовала на казахстанском рынке и покинула его из-за низкого спроса на полеты. Цены на билеты Air Baltic начинаются от 159 евро в одном направлении.

В июне прошлого года на отечественный рынок зашла российская компания «Ангара», которая два раза в неделю соединяла два города России с Казахстаном (прямой рейс Красноярск – Алматы – Красноярск плюс рейс из Иркутска с пересадкой в Красноярске). «Ангара» отлетала по этому маршруту сезон весенне-летней навигации и решила закрыть данный рейс.

Еще один перевозчик из соседней страны – «Уральские авиалинии» – в декабре 2018 года получил разрешение на выполнение полетов по маршруту Жуковский (Москва) – Алматы – Жуковский. Рейс выполняется и сейчас, пять раз в неделю, с понедельника по пятницу на типе воздушного судна Аirbus 319/320/321.

В марте 2019 года, после двухгодичного перерыва, на рынок РК вернулась иранская Mahan Air, которая в 2017 году вынуждена была уйти из-за экономических трудностей. Компания летает по маршруту Тегеран – Алматы – Тегеран один раз в неделю. С июня этого года компания стала осуществлять не только пассажирские перевозки, но и грузовые, например мяса. Первая партия мяса составила пять тонн, сейчас его перевозит­ся вдвое больше, отметили в пресс-службе Международного аэропорта Алматы.

Азербайджанские авиалинии Azerbaijan Airlines (Azal) с весны текущего года летают по маршруту Баку – Алматы – Баку два раза в неделю. По словам руководителя управления маркетинга, коммерции и производства Azal Фуада Юсифова, новое направление авиаперевозчика стало весьма успешным, и с каждым новым рейсом наблюдается увеличение загрузки по обоим направлениям. Вылет из Баку осуществляется по вторникам и субботам, из Алматы – по средам и воскресеньям.

Совсем недавно, в июне 2019 года, прямые рейсы из Алматы в Салоники (Греция) начала авиакомпания Ellin Air. Airbus A319 греческой авиакомпании летает два раза в неделю. Время полета – примерно шесть часов.

Кроме того, российская «Ир Аэро» получила свидетельство об аккредитации в Казахстане для выполнения регулярных пассажирских перевозок по маршрутам Жуковский – Караганда – Жуковский, Жуковский – Кокшетау – Жуковский, Жуковский – Петропавловск – Жуковский и уже летает в эти три казахстанских города.

Кроме того, согласно данным Комитета гражданской авиации, в стране открыты новые авиамаршруты Москва – Кызылорда (авиакомпания «Аэрофлот»), Хельсинки – Нур-Султан (Finn Air).

В июне 2019 года был совершен один прямой рейс Новосибирск – Павлодар (авикомпанией S7 Airlines), поделились в аэропорту города Павлодара.

Об открытии летом новых рейсов в Казахстан заявляла и российская авиакомпания Nordwind Airlines – в мае этого года Комитетом гражданской авиации выдано свидетельство об аккредитации в стране этой российской авиакомпании.

Регулярный рейс должен был выполняться между Самарой и Алматы с частотой один раз в неделю в период весенне-летней навигации. Стоимость билетов должна была составлять примерно 60 тыс. тенге в зависимости от выбранного класса обслуживания. А в конце сентября компания собиралась открыть еще два направления из Алматы – в Москву и Сочи с пересадкой в Самаре.

Однако все эти планы так и остались нереализованными. В ответ на запрос «Курсива» в авиакомпании ответили, что «по данному направлению отменена полетная программа, в связи с чем рейсы отменены и не выполняются. Информация о возоб­новлении рейсов по данному направлению на данный момент отсутствует».

Также в 2019 году на местный рынок должны были зайти две индийские авиакомпании – Indi Go и Spiсe Jet из Алматы в Дели и обратно. Это крупные игроки, по итогам прошлого года компании занимали около 43% и 13% индийского рынка перевозок.

Spiсe Jet планировала первый рейс на 10 июня и собиралась летать между Алматы и столицей Индии шесть раз в неделю. Как сообщили в Международном аэропорту Алматы, договор между сторонами еще не подписан, но намерения есть.

В прошлом году на рынок перевозок, но уже грузовых, вернулась германская Luftgansa Cargo, которая уже летала в Алматы, но затем перенесла промежуточную посадку в Новосибирск. Lufthansa Cargo – грузовое подразделение авиакомпании Lufthansa с штаб-квартирой во Франкфурте.

В январе 2019 года первый грузовой рейс совершила Qatar Airways Cargo. Этот груз включал в себя лекарства, электронику и запчасти. Qatar Airways Cargo летает в Казахстан дважды в неделю. 

Крупнейший грузовой перевозчик Китая SF Airlines начал грузовое сообщение между Китаем и Казахстаном буквально несколько дней назад, 4 июля.

САМОЛЕТЫ копия.jpg

Ограничение ответственности

Kursiv Research обращает внимание на то, что приведенный выше материал носит исключительно информационный характер и не является рекламой данных организаций.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций