Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


832 просмотра

Как открыть бизнес по чистке картошки в Нур-Султане

И можно ли на этом хорошо зарабатывать?

Фото: Pixabay

Мощность запущенного в столице Казахстана предприятия по очистке овощей – 6 тонн готовой продукции в сутки. После очистки овощи фасуются в вакуумную упаковку, что позволяет сохранить картофель в свежем виде до пяти суток, а морковь – до 10. Главные покупатели такой продукции – донерные.

Проект начал молодой предприниматель Санжар Каримбеков, за плечами которого несколько лет опыта на рынке фастфуда – он был и простым сотрудником донерной, и владельцем подобных точек общепита.

«Я не первый, кто запускает на рынке такое производство, но я первый, у кого пошли продажи и есть хорошие результаты», – рассказывает бизнесмен.

Легкий способ почистить картофель

У 24-летнего предпринимателя – большой опыт работы в общепите небольшого формата. Один из бизнес-проектов, в которых он участвовал – изготовление и продажа фасованных донеров со жвачкой и салфеткой в одной упаковке. Именно тогда Санжар Каримбеков обнаружил, что при приготовлении донеров большая часть времени и усилий тратится на очистку картофеля: «При изготовлении донера самый трудоемкий процесс – сделать фри. Картофель надо чистить, резать. Если в донерной два человека, один из них занимается в основном очисткой картофеля и нарезкой фри».

Так он решил чистить картофель в промышленных масштабах и предлагать донерщикам уже нарезанный и замороженный фри. Ментором Санжара Каримбекова на этом проекте стал бывший вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев.

«Мы полтора месяца работали только по презентации, и он (Марат Толибаев – «Курсив») мне делал замечания. За это я должен был отдать 3% от компании. Потом в команду вошел московский аналитик – я уговорил его инвестировать в проект. Также в капитал вошел финансист, который просчитал продажную цену, на каких объемах мы будем зарабатывать, какова себестоимость», – рассказывает предприниматель, отмечая, что общие инвестиции в проект в итоге составили 30 млн тенге.

В ноябре прошлого года в арендованном помещении было установлено оборудование, которое механически очищает картофель и морковь, а затем очищенные овощи фасуются в вакуумную упаковку.

Идея с продажей готового замороженного фри претерпела изменения – спрос именно на этот продукт оказался невысоким, и предприниматель решил продавать очищенные клубни картофеля. Позднее к ним прибавились очищенная морковь и очищенный уже вручную лук. Владельцам донерных, кафе, ресторанов и столовых оказалось интересно приобретать не только очищенный картофель, но и другие овощи, чтобы не держать работников и площади под очистку и нарезку у себя. Правда, оценили новое бизнес-предложение представители общепита не сразу.

«В соседней России есть крупные предприятия по очистке овощей, и они продают очищенный картофель – в тенговом эквиваленте – по 200 тенге за килограмм. Мы продаем за 115, но нам возражали: «Это дорого, мы неочищенный по 90 тенге покупаем». У меня хороший опыт работы в продажах, и все равно я получил 400 отказов», – делится Санжар Каримбеков.

Ему пришлось убеждать клиентов в том, что потери картофеля при ручной чистке несравнимы с машинной, кроме того, необходимо оплачивать работу того, кто чистит овощи.

«Один человек успевает почистить за день 200 килограммов картофеля при условии, что он хорошо чистит, а это зарплата в 3500 тенге в день», – говорит предприниматель, добавляя, что есть точки, где ежедневно необходимо чистить целую тонну картофеля.

Предприниматель быстро понял, что агитировать на использование нового продукта администраторов – это ошибка. Общаться надо с владельцами донерных. Именно им он стал приводить все цифры по количеству отходов и очищенного картофеля при ручной и машинной чистке. А также показывать на практике – как это работает.

«Мы снимаем все и выкладываем в интернете, приглашаем сюда любого владельца ресторана, чтобы рестораторы понимали», – объясняет он свой подход к продвижению продукции.

Новые клиенты, новая география

До начала поставок на рынок было испорчено четыре тонны картофеля – добивались нужного качества фри. Продажи начались 26 февраля – тогда было продано 100 килограммов продукции, к середине мая общий объем продаж очищенных овощей составлял уже несколько сот тонн. Клиентами производства являются более 30 столичных донерных, ресторанов и столовых. Санжар Каримбеков планирует сохранять стоимость продаваемого очищенного картофеля на уровне 115 тенге за килограмм до середины лета. Его задача – нарастить клиентскую базу, даже несмотря на возможный рост рыночной стоимости сырья.

«В начале марта картофель на рынке можно было найти за 50–55 тенге за килограмм, сейчас – за 80–90 тенге. Лук стоил 75 тенге, даже 50 тенге. В настоящее время цена уже 155 тенге», – напоминает он.

«Сейчас мы получаем около 30 тенге с одного килограмма, когда могли бы 50–60 тенге. Мы поставили такие цены для того, чтобы загрузить производство, показать людям выгоду от использования нашей продукции. И сейчас клиенты начинают осознавать – у них всегда гарантированно есть чистый картофель», – говорит предприниматель.

На данный момент предприятие ежедневно покупает на рынке около тонны картофеля. Ожидается, что спрос будет быстро расти – так, что уже в середине июня цех выйдет на полную мощность в 6 тонн в день. В ближайшее время предприниматель планирует запустить аналогичное производство в Алматы. Многие его столичные клиенты имеют там даже большее число точек, так что проблем со сбытом он не опасается.

«В Нур-Султане одна точка «Базилик», в Алматы – две такие точки, которые ежедневно будут приобретать три тонны очищенных овощей. Если в столице Zheka's Doner два или три, то в Алматы их 14. Поэтому, я думаю, не будет проблем по загруженности производства. Тем более, что мы заходим на рынок с небольшой маржей, а не как наши предшественники, которые сразу выставляли цену в 200–250 тенге за один килограмм очищенного картофеля», – резюмирует предприниматель.

К слову, на связь с ним уже вышли сельхозпроизводители, которые готовы посадить картофель именно под производство по очистке овощей – чтобы иметь гарантированный сбыт осенью.


1149 просмотров

Бургеры без мяса идут нарасхват

Альтернативное мясо в США доступно в почти 20 тыс. ресторанов

Фото: PIXABAY

Рестораны быстрого питания спешат включить в свое меню бургеры без мяса в надежде, что эти альтернативные продукты с высокой стоимостью помогут им привлечь новых посетителей и больше заработать. В результате поставщики такой продукции испытывают трудности с выполнением всех поступающих заказов.

По данным компаний Beyond Meat и Impossible Foods, альтернативное мясо их производства в США доступно в почти 20 тыс. ресторанов. Согласно исследованию компании Technomic, изучившей меню шести тысяч ресторанов быстрого питания, в марте текущего года 15% из них предлагали своим посетителям вегетарианские бургеры, что на 3% больше, чем годом ранее. Рестораны с удовольствием вводят в меню вегетарианские блюда – это отражение высокой конкуренции между сетями быстрого питания за внимание молодых посетителей, для которых важны экологическая составляющая продукта и его полезность для здоровья.

«Мы хотим быть в тренде», – говорит Джейми Ричардсон, вице-президент по корпоративным отношениям компании White Castle System.

White Castle System – одна из первых крупных сетей, которая начала в прошлом году использовать в своих сэндвичах заменитель говядины производства Impossible Foods. Через два месяца после появления в меню «невероятных сэндвичей» сеть зафиксировала в ресторанах рост продаж на 4%, что сам Ричардсон во многом связывает именно с нововведением.

За последние полтора года продукцию Beyond Meat и Impossible Foods в свои меню также включили такие компании, как TGI Fridays, Del Taco Restaurants, рестораны Carl’s Jr. (принадлежат CKE Restaurant Holdings) и Red Robin Gourmet Burgers. 

Для Beyond Meat и Impossible Foods быстрый рост спроса стал серьезной проверкой. Тем не менее инвесторы по-прежнему верят в то, что и та, и другая компании смогут сделать заменители мяса на растительной основе продуктом массового рынка. После IPO в мае акции Beyond Meat выросли в четыре раза, а общая стоимость компании возросла до $6 млрд. Со своей стороны Impossible Foods также в мае привлекла дополнительные $300 млн частных инвесторов и таким образом увеличила общую сумму привлеченных с 2011 года средств до $750 млн.

Как утверждают создатели нового поколения альтернативных бургеров (в них используется растительный белок, крахмал и другие ингредиенты), они значительно превосходят ранние образцы, сделанные из сои и грибов. В результате альтернативные бургеры и другие подобные продукты жарятся как настоящая говяжья котлета, получаются такими же сочными и имеют схожую румяную корочку.

Производство нового продукта по-прежнему остается дорогостоящим, хотя и для выращивания скота требуется корм, много воды и энергии. Как правило, цена бургера Beyond Meat вдвое выше бургера со стандартной котлетой, говорит руководитель компании Итан Браун. Бургер от Impossible Foods также стоит дороже, чем привычная котлета, что не скрывает и сама компания.

Однако бургеры на растительной основе помогли ресторанам привлечь новых посетителей на фоне наблюдаемого в США падения посещаемости сетей быстрого питания. Когда в апреле ряд ресторанов Burger King начал предлагать «Невероятный Воппер», месячная посещаемость в них выросла на 17%. Хотя, по данным исследовательской компании inMarket, в целом по сети этот показатель наоборот снизился на 2%.

Как рассказала представитель Burger King, в тех ресторанах компании, где подается «Невероятный Воппер», количество гостей возрастает. В свою очередь Хосе Сил, глава компании Restaurant Brands International Inc. владеющей Burger King, в недавнем интервью заявил о том, что в будущем ожидает дальнейшего роста продаж заменителей мяса.

И все же не все рестораны уверены в том, что высокая стоимость бургеров с котлетой из заменителей мяса оправдана. Как отмечает Роб Линч, президент Arby’s Restaurant Group, представляемый им бренд соперничает с конкурентами, предлагая потребителю настоящее мясо, а не его заменители. «Думаю, люди не готовы платить больше за то, что хуже на вкус», – заявил г-н Линч в интервью. Корпорация McDonald’s, которая недавно включила веганские блюда в меню в ресторанах в Финляндии и Швеции, сообщила о том, что пока не планирует предлагать в США блюда из альтернативного мяса.

Бургеры White Castle, приготовленные с котлетами от Impossible Foods, стоят на доллар дороже 90-центовых сэндвичей, и это еще не самый большой разрыв цен. Правда, средний чек обеда с «Невероятными бургерами» чаще всего выше, в том числе и потому, что «мясоеды» зачастую добавляют их в заказ к обычным сэндвичам, говорит г-н Ричардсон.

Компания Little Caesars Pizza в мае начала использовать сосиски от Impossible Foods в качестве начинки. По мнению Эда Глейча, главного менеджера компании по инновациям, со временем более высокие издержки, связанные с переходом на альтернативное мясо, уйдут в прошлое.

При этом некоторые покупатели готовы переплачивать за вегетарианские блюда в меню.

«Вкус такой, что просто пальчики оближешь. Каждый раз, когда я заказываю это, мне кажется, что произошла ошибка и мне принесли настоящий бургер из говядины», – говорит Челси Донован, 31-летняя художница из Джексонвилла, штат Флорида. 

Прошлым летом рестораны сети A&W Food Services of Canada Inc. распродали бургеры Beyond Meat всего за несколько недель. Этой весной рестораны, включая заведения American Wild Burger в окрестностях Чикаго, ощутили дефицит «Невероятных бургеров».

Как рассказывает Люк Дерхейм, операционный директор сети, включающей три ресторана, рестораны Craft & Crew Hospitality в Миннеаполисе не могли получить от местного дистрибьютора запланированные поставки «Невероятных бургеров» в течение нескольких недель.

«Несмотря на высокую стоимость в $4, что намного дороже стандартной говяжьей котлеты, «Невероятный бургер» стал вторым по популярности блюдом в меню, – говорит г-н Дерхейм. – Тот факт, что они не поддерживают своих первых клиентов, не может не огорчать», – посетовал он. 

Impossible Foods уже извинилась перед ресторанами за нехватку продукции. Как заявила представитель компании, Impossible Foods не разделяет сети на большие и малые. В то же время компания продает свои бургеры через почти 400 дистрибьюторов, которые самостоятельно управляют продажами и Impossible Foods не контролирует дистрибуцию продукции.

Компания пока не озвучивает конкретных сроков, когда проблема дефицита будет решена. В конце мая Impossible Foods даже наняла дополнительно 25 человек, чтобы увеличить производство.

«Чтобы вновь синхронизировать заказы и поставки, нам потребуется некоторое время», – говорит Дэвид Ли, главный финансовый директор Impossible Foods.

По словам главы Beyond Meat Итана Брауна, за прошедший год компания открыла новый завод в Миссури и заключила соглашения с тремя другими производителями продуктов питания с целью утроить свои производственные мощности для поставок продукции в 11 тыс. ресторанов.

«Мы просто стремимся удовлетворить спрос», – говорит он.

По данным Beyond Meat и Impossible Foods, масштабирование производства позволит им снизить издержки. В ближайшее пять лет, по словам г-на Брауна, стоимость бургера Beyond Meat сравняется со стоимостью котлеты из говядины или другого привычного мяса.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций