Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1595 просмотров

Как открыть бизнес по чистке картошки в Нур-Султане

И можно ли на этом хорошо зарабатывать?

Фото: Pixabay

Мощность запущенного в столице Казахстана предприятия по очистке овощей – 6 тонн готовой продукции в сутки. После очистки овощи фасуются в вакуумную упаковку, что позволяет сохранить картофель в свежем виде до пяти суток, а морковь – до 10. Главные покупатели такой продукции – донерные.

Проект начал молодой предприниматель Санжар Каримбеков, за плечами которого несколько лет опыта на рынке фастфуда – он был и простым сотрудником донерной, и владельцем подобных точек общепита.

«Я не первый, кто запускает на рынке такое производство, но я первый, у кого пошли продажи и есть хорошие результаты», – рассказывает бизнесмен.

Легкий способ почистить картофель

У 24-летнего предпринимателя – большой опыт работы в общепите небольшого формата. Один из бизнес-проектов, в которых он участвовал – изготовление и продажа фасованных донеров со жвачкой и салфеткой в одной упаковке. Именно тогда Санжар Каримбеков обнаружил, что при приготовлении донеров большая часть времени и усилий тратится на очистку картофеля: «При изготовлении донера самый трудоемкий процесс – сделать фри. Картофель надо чистить, резать. Если в донерной два человека, один из них занимается в основном очисткой картофеля и нарезкой фри».

Так он решил чистить картофель в промышленных масштабах и предлагать донерщикам уже нарезанный и замороженный фри. Ментором Санжара Каримбекова на этом проекте стал бывший вице-министр сельского хозяйства Марат Толибаев.

«Мы полтора месяца работали только по презентации, и он (Марат Толибаев – «Курсив») мне делал замечания. За это я должен был отдать 3% от компании. Потом в команду вошел московский аналитик – я уговорил его инвестировать в проект. Также в капитал вошел финансист, который просчитал продажную цену, на каких объемах мы будем зарабатывать, какова себестоимость», – рассказывает предприниматель, отмечая, что общие инвестиции в проект в итоге составили 30 млн тенге.

В ноябре прошлого года в арендованном помещении было установлено оборудование, которое механически очищает картофель и морковь, а затем очищенные овощи фасуются в вакуумную упаковку.

Идея с продажей готового замороженного фри претерпела изменения – спрос именно на этот продукт оказался невысоким, и предприниматель решил продавать очищенные клубни картофеля. Позднее к ним прибавились очищенная морковь и очищенный уже вручную лук. Владельцам донерных, кафе, ресторанов и столовых оказалось интересно приобретать не только очищенный картофель, но и другие овощи, чтобы не держать работников и площади под очистку и нарезку у себя. Правда, оценили новое бизнес-предложение представители общепита не сразу.

«В соседней России есть крупные предприятия по очистке овощей, и они продают очищенный картофель – в тенговом эквиваленте – по 200 тенге за килограмм. Мы продаем за 115, но нам возражали: «Это дорого, мы неочищенный по 90 тенге покупаем». У меня хороший опыт работы в продажах, и все равно я получил 400 отказов», – делится Санжар Каримбеков.

Ему пришлось убеждать клиентов в том, что потери картофеля при ручной чистке несравнимы с машинной, кроме того, необходимо оплачивать работу того, кто чистит овощи.

«Один человек успевает почистить за день 200 килограммов картофеля при условии, что он хорошо чистит, а это зарплата в 3500 тенге в день», – говорит предприниматель, добавляя, что есть точки, где ежедневно необходимо чистить целую тонну картофеля.

Предприниматель быстро понял, что агитировать на использование нового продукта администраторов – это ошибка. Общаться надо с владельцами донерных. Именно им он стал приводить все цифры по количеству отходов и очищенного картофеля при ручной и машинной чистке. А также показывать на практике – как это работает.

«Мы снимаем все и выкладываем в интернете, приглашаем сюда любого владельца ресторана, чтобы рестораторы понимали», – объясняет он свой подход к продвижению продукции.

Новые клиенты, новая география

До начала поставок на рынок было испорчено четыре тонны картофеля – добивались нужного качества фри. Продажи начались 26 февраля – тогда было продано 100 килограммов продукции, к середине мая общий объем продаж очищенных овощей составлял уже несколько сот тонн. Клиентами производства являются более 30 столичных донерных, ресторанов и столовых. Санжар Каримбеков планирует сохранять стоимость продаваемого очищенного картофеля на уровне 115 тенге за килограмм до середины лета. Его задача – нарастить клиентскую базу, даже несмотря на возможный рост рыночной стоимости сырья.

«В начале марта картофель на рынке можно было найти за 50–55 тенге за килограмм, сейчас – за 80–90 тенге. Лук стоил 75 тенге, даже 50 тенге. В настоящее время цена уже 155 тенге», – напоминает он.

«Сейчас мы получаем около 30 тенге с одного килограмма, когда могли бы 50–60 тенге. Мы поставили такие цены для того, чтобы загрузить производство, показать людям выгоду от использования нашей продукции. И сейчас клиенты начинают осознавать – у них всегда гарантированно есть чистый картофель», – говорит предприниматель.

На данный момент предприятие ежедневно покупает на рынке около тонны картофеля. Ожидается, что спрос будет быстро расти – так, что уже в середине июня цех выйдет на полную мощность в 6 тонн в день. В ближайшее время предприниматель планирует запустить аналогичное производство в Алматы. Многие его столичные клиенты имеют там даже большее число точек, так что проблем со сбытом он не опасается.

«В Нур-Султане одна точка «Базилик», в Алматы – две такие точки, которые ежедневно будут приобретать три тонны очищенных овощей. Если в столице Zheka's Doner два или три, то в Алматы их 14. Поэтому, я думаю, не будет проблем по загруженности производства. Тем более, что мы заходим на рынок с небольшой маржей, а не как наши предшественники, которые сразу выставляли цену в 200–250 тенге за один килограмм очищенного картофеля», – резюмирует предприниматель.

К слову, на связь с ним уже вышли сельхозпроизводители, которые готовы посадить картофель именно под производство по очистке овощей – чтобы иметь гарантированный сбыт осенью.


1508 просмотров

Как стать бизнесменом в Каражале

История Петра Страмкаускаса

Фото: Shutterstock

Петр Страмкаускас за 13 лет прошел путь от челнока и частного извозчика до владельца небольшого цеха и поставщика твердого топлива. На сегодняшний день он обеспечивает углем почти половину населения своего родного города и изготавливает для него корпусную мебель на заказ. 

Где родился… 

30-летний бизнесмен Петр Страмкаускас с рождения живет в Каражале – небольшом промышленном городке в самом центре Карагандинской области. Способность рационально распределять средства ему передалась «по наследству» от родителей и бабушки. Предприниматель признается, что его семья занималась торговлей начиная еще с советских времен. Поэтому после окончания школы у него не возникло сомнений, куда идти работать. 

«В самом начале я возил из Алматы бытовую технику и продавал в Каражале. Для этого арендовал место в магазине. Затем купил фуру и занялся извозом. Ездил за товаром сам и возил коммерсантов. Постепенно построил свой магазин, где по сей день продаю бытовую технику. Им заведуют мои родные. А я изучил рынок спроса и решил открыть свой цех по изготовлению корпусной мебели. Для этого я обратился в палату предпринимателей», – вспоминает Петр Страмкаускас.

В РПП «Атамекен» ему помогли составить бизнес-план для участия в конкурсе грантов акима Карагандинской области. Петр убедил комиссию, что его проект жизнеспособен, и выиграл 3 млн тенге. 

Итальянское качество для каражальцев 

Грантовые средства Петр потратил на приобретение станков из Италии. Денег, конечно, не хватило, и предпринимателю пришлось вложить свои сбережения. Всего для запуска своего мебельного цеха он потратил около 10 млн тенге. Кроме оборудования и самого здания бизнесмен подготовил склад для материалов и заполнил его впрок. 

«Изучив рынок, я пришел к выводу, что итальянские станки наиболее качественные. И намеренно приобрел именно их, ведь, как говорится, скупой платит дважды. Цех у меня небольшой, примерно 100 кв. м. Мы по сей день занимаемся изготовлением корпусной мебели. Рынок сбыта – наш город, мы о другом пока не думаем. У нас заказов хватает, есть свои постоянные клиенты», – отметил предприниматель.

В 2016 году Петр решил расширить свой бизнес. По его мнению, в городе с 18-тысячным населением развивать только одно направление нецелесообразно. В любой момент может наступить финансовый кризис, и люди перестанут покупать бытовую технику и мебель. А вот твердое топливо для каражальцев всегда в списке актуальных покупок, как и щебень, песок, балласт и другие строительные материалы. 

Поэтому бизнесмен приобрел железнодорожный тупик и спецтехнику – погрузчик и самосвал. Они необходимы для реализации угля, а также для оказания услуг по отсыпке и отгрузке сыпучих стройматериалов. 

«Деньги на новую технику мы получили в кредит под 6% на четыре года. Средства выделил крупный промышленный гигант, работающий на территории страны и нашего региона. Они предназначены для финансирования субъектов МСБ в городе Каражале и поселке Жайрем. Я подал бизнес-проект в филиал ПП «Атамекен» по Карагандинской области, и они, изучив его, выделили мне 20 млн тенге на выгодных условиях. Ведь в банках такую сумму под такой процент не займешь», – делится г-н Страмкаускас.

Подводные камни на пути к успеху

Как и у любого бизнесмена, у Петра Страмкаускаса есть свой горький опыт финансовых разочарований. Он не скрывает, что несколько раз прогорал и терял деньги из-за девальвации американского зеленого. В последний раз, когда стоимость доллара выросла до 360 тенге, Петр потерял около 8 млн тенге. 

«Начиная с 2008 года я много раз попадал. Покупал товар под реализацию в Алматы, к примеру, за 100 тысяч тенге, а после скачка доллара приходилось отдавать вдвое больше. Потому что оптовики меняют ценники по курсу. Или сам продавал технику жителям Каражала в долг за одну сумму, а после девальвации и установления новых цен мне приходилось доплачивать за товар из своего кармана. До 2016 года я отдавал свои долги. И только сейчас немного вышел в плюс», – говорит бизнесмен.

Также он рассказал о двухлетней борьбе за право использовать железнодорожный тупик, который выкупил на аукционе. По непонятным причинам прежняя городская администрация не желала передавать земельный участок в частные руки. Лишь после того, как предприниматель обратился за помощью в совет по защите прав предпринимателей, документы на право пользования, по словам Петра Страмкаускаса, были успешно зарегистрированы.

Упорство и труд

Получив положительное решение, он вплотную занялся обустройством своей базы. Предприниматель собирается купить весовую для тупика и дополнительную технику, чтобы не зависеть от человеческого фактора. В свой бизнес он уже привлек всех членов семьи. Также у него трудятся несколько наемных работников.

«Планов у меня много, но они упираются в финансы. Поэтому я не спешу и потихоньку иду к своим целям. Сейчас хочу раскрутить железнодорожный тупик, затем отремонтирую гостиницу, которую купил в городе. Там около 14 номеров, и, скорее всего, в них будут жить командированные люди. У нас ведь город промышленный, к нам часто приезжают работники разных компаний, которым иногда не хватает мест в других отелях. Также я начал строить магазин для реализации своей мебели. Пока стройка заморожена, но в будущем я ее дострою», – резюмировал Страмкаускас.

Предприниматель уверен: в любой работе главное – упорство и труд. Начинающим коллегам он советует не бояться трудностей и рисков: они заставляют понервничать, но и закаляют одновременно.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций