Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


695 просмотров

Сложно ли на севере Казахстана заниматься цветочным бизнесом

И какая проблема для "цветочников" является самой острой

Фото: Shutterstock

Основной проблемой для североказахстанских цветочников является логистика. Собственных плантаций в регионе с резко континентальным климатом нет, поэтому цветы приходится везти из-за рубежа. Ближайший пункт в Казахстане, где можно закупить гвоздики и розы, расположен в Степногорске. Насколько рентабельным в таких условиях может быть бизнес, в интервью «Курсиву» рассказала руководитель петропавловской студии флористики FloweROM Елена Романова.

– Северо-Казахстанская область из-за сложных погодных условий не слишком подходит для круглогодичного разведения цветов. Какие сложности из-за этого испытывают те, кто посвятил себя этому виду деятельности?

– Сложность цветочного бизнеса в СКО заключается в доставке цветов до Петропавловска. Соответственно, их состояние при транспортировке ухудшается и цена за счет аренды дополнительного транспорта увеличивается. К примеру, в Алматы, Нур-Султане, российском Екатеринбурге цветы доставляют прямиком из Голландии самолетом. Чтобы привезти цветы из точек реализации в Петропавловск в целости и сохранности, необходимо нанимать машину с рефрижератором. Также в крупных городах есть свои плантации, где можно приобрести хороший местный цветок. Но отсюда ближайшая находится в Степногорске, там выращивают розы и гвоздики. Еще в теплое время года бизнесмены закупают тюльпаны у местных жителей. В Екатеринбурге есть крупные плантации, куда я могу приехать в любой день, выбрать и срезать свежий цветок и отправить в Петропавловск. Так будет гораздо быстрее и дешевле, и цветы останутся свежими. Но, конечно, Голландия и Эквадор отличаются огромным выбором экзотических цветов. Поэтому основной закуп происходит там.

– Как транспортная нагрузка сказывается на конечной стоимости цветов?

– Стоимость цветка складывается на нескольких этапах. Это торги на аукционах в Голландии, доставка до транспортной компании, авиаперевозка, доставка поставщиком до нашего магазина. И каждый получает свой определенный процент. А наша наценка остается неизменной. Учитывается и то, что у каждого цветка есть сезонность. Например, многие хотят пионы, но сейчас не их время. Но если на свадьбу невеста очень хочет заполучить эти цветы, то мы, конечно, их заказываем. Тогда цена будет в 3 раза дороже. В сезон пионы стоят 350–500 тенге за штуку, в межсезонье – до 1,5–2 тыс. тенге за единицу. 
На данный момент дорогим цветком считается гортензия. Вчера мы привезли ее по цене 3,5 тыс. тенге за штуку, тогда как ранее ее цена достигала 5 тыс. тенге за один цветок. Часть цветов стараемся закупать на местах. Это в уже упомянутом выше Степногорске и у местных бабушек. Сейчас у них растут тюльпаны. Многие, кстати, каждый год специально для местных цветочных магазинов высаживают сортовые тюльпаны, которые уже в мае готовы к продаже. 

– Насколько сильна сегодня на внутреннем рынке конкуренция между цветочниками и в чем она проявляется? Имеются ли факты демпинга?

– Конкуренция, конечно, есть. Когда я только открывала студию, четыре года назад, было очень сложно пробиться и конкуренты могли создать проблемы. Да и сама ошибалась. Потому что многие цветы не подходили под наш климат. Демпингуют же в основном новые студии, которые только-только открылись. Им надо наработать клиентуру, и поэтому они сильно снижают цены, могут даже по себестоимости отдавать. Но так долго не проработаешь, и, соответственно, они через полгода закрываются. Уже две студии рядом с нами закрылись. Они неплохо поработали на 8 Марта, но бывают ведь и периоды затишья. Видимо, не выдержали этого. Среди студий флористики конкуренция в основном происходит в социальных сетях. Акции, скидки, интересные предложения – проявляется она таким образом.

– Ваша студия находится в Петропавловске, сами вы перебрались на ПМЖ в российский Екатеринбург. Насколько велика разница в ведении цветочного дела в казахстанской провинции и в городе-миллионнике?

– Хочу сказать, что в Петропавловске можно гораздо быстрее успешно стартануть. О тебе могут узнать буквально за неделю, если создать интересный проект. А вот переехав в Екатеринбург, я поняла, что там бешеная конкуренция и работать так, как на малой родине, у меня уже не получится. Екатеринбург состоит из семи районов. Один район по размеру такой, как Петропавловск. И в каждом уже есть свои наработанные точки. В Петропавловске, если людям нравятся мои букеты, то они приедут ко мне в студию со всех уголков города, так как это недалеко и поэтому незатруднительно. В уральской столице вряд ли кто поедет ко мне в другой район, потому что поблизости таких, как я, у них очень много. Могут заказать, конечно, доставку, но огромные пробки могут растянуть этот процесс на пять часов. Тогда как в Петропавловске любой букет можно доставить в течение 10–15 минут. Поэтому в Екатеринбурге люди выбирают то, что им удобнее и проще всего, там, где поближе, не особенно полагаясь на бренды и репутацию. Тем не менее планирую открыть студию флористики и в этом городе – сегодня занимаюсь изучением рынка и разработкой тактики бизнеса.


1258 просмотров

Бургеры без мяса идут нарасхват

Альтернативное мясо в США доступно в почти 20 тыс. ресторанов

Фото: PIXABAY

Рестораны быстрого питания спешат включить в свое меню бургеры без мяса в надежде, что эти альтернативные продукты с высокой стоимостью помогут им привлечь новых посетителей и больше заработать. В результате поставщики такой продукции испытывают трудности с выполнением всех поступающих заказов.

По данным компаний Beyond Meat и Impossible Foods, альтернативное мясо их производства в США доступно в почти 20 тыс. ресторанов. Согласно исследованию компании Technomic, изучившей меню шести тысяч ресторанов быстрого питания, в марте текущего года 15% из них предлагали своим посетителям вегетарианские бургеры, что на 3% больше, чем годом ранее. Рестораны с удовольствием вводят в меню вегетарианские блюда – это отражение высокой конкуренции между сетями быстрого питания за внимание молодых посетителей, для которых важны экологическая составляющая продукта и его полезность для здоровья.

«Мы хотим быть в тренде», – говорит Джейми Ричардсон, вице-президент по корпоративным отношениям компании White Castle System.

White Castle System – одна из первых крупных сетей, которая начала в прошлом году использовать в своих сэндвичах заменитель говядины производства Impossible Foods. Через два месяца после появления в меню «невероятных сэндвичей» сеть зафиксировала в ресторанах рост продаж на 4%, что сам Ричардсон во многом связывает именно с нововведением.

За последние полтора года продукцию Beyond Meat и Impossible Foods в свои меню также включили такие компании, как TGI Fridays, Del Taco Restaurants, рестораны Carl’s Jr. (принадлежат CKE Restaurant Holdings) и Red Robin Gourmet Burgers. 

Для Beyond Meat и Impossible Foods быстрый рост спроса стал серьезной проверкой. Тем не менее инвесторы по-прежнему верят в то, что и та, и другая компании смогут сделать заменители мяса на растительной основе продуктом массового рынка. После IPO в мае акции Beyond Meat выросли в четыре раза, а общая стоимость компании возросла до $6 млрд. Со своей стороны Impossible Foods также в мае привлекла дополнительные $300 млн частных инвесторов и таким образом увеличила общую сумму привлеченных с 2011 года средств до $750 млн.

Как утверждают создатели нового поколения альтернативных бургеров (в них используется растительный белок, крахмал и другие ингредиенты), они значительно превосходят ранние образцы, сделанные из сои и грибов. В результате альтернативные бургеры и другие подобные продукты жарятся как настоящая говяжья котлета, получаются такими же сочными и имеют схожую румяную корочку.

Производство нового продукта по-прежнему остается дорогостоящим, хотя и для выращивания скота требуется корм, много воды и энергии. Как правило, цена бургера Beyond Meat вдвое выше бургера со стандартной котлетой, говорит руководитель компании Итан Браун. Бургер от Impossible Foods также стоит дороже, чем привычная котлета, что не скрывает и сама компания.

Однако бургеры на растительной основе помогли ресторанам привлечь новых посетителей на фоне наблюдаемого в США падения посещаемости сетей быстрого питания. Когда в апреле ряд ресторанов Burger King начал предлагать «Невероятный Воппер», месячная посещаемость в них выросла на 17%. Хотя, по данным исследовательской компании inMarket, в целом по сети этот показатель наоборот снизился на 2%.

Как рассказала представитель Burger King, в тех ресторанах компании, где подается «Невероятный Воппер», количество гостей возрастает. В свою очередь Хосе Сил, глава компании Restaurant Brands International Inc. владеющей Burger King, в недавнем интервью заявил о том, что в будущем ожидает дальнейшего роста продаж заменителей мяса.

И все же не все рестораны уверены в том, что высокая стоимость бургеров с котлетой из заменителей мяса оправдана. Как отмечает Роб Линч, президент Arby’s Restaurant Group, представляемый им бренд соперничает с конкурентами, предлагая потребителю настоящее мясо, а не его заменители. «Думаю, люди не готовы платить больше за то, что хуже на вкус», – заявил г-н Линч в интервью. Корпорация McDonald’s, которая недавно включила веганские блюда в меню в ресторанах в Финляндии и Швеции, сообщила о том, что пока не планирует предлагать в США блюда из альтернативного мяса.

Бургеры White Castle, приготовленные с котлетами от Impossible Foods, стоят на доллар дороже 90-центовых сэндвичей, и это еще не самый большой разрыв цен. Правда, средний чек обеда с «Невероятными бургерами» чаще всего выше, в том числе и потому, что «мясоеды» зачастую добавляют их в заказ к обычным сэндвичам, говорит г-н Ричардсон.

Компания Little Caesars Pizza в мае начала использовать сосиски от Impossible Foods в качестве начинки. По мнению Эда Глейча, главного менеджера компании по инновациям, со временем более высокие издержки, связанные с переходом на альтернативное мясо, уйдут в прошлое.

При этом некоторые покупатели готовы переплачивать за вегетарианские блюда в меню.

«Вкус такой, что просто пальчики оближешь. Каждый раз, когда я заказываю это, мне кажется, что произошла ошибка и мне принесли настоящий бургер из говядины», – говорит Челси Донован, 31-летняя художница из Джексонвилла, штат Флорида. 

Прошлым летом рестораны сети A&W Food Services of Canada Inc. распродали бургеры Beyond Meat всего за несколько недель. Этой весной рестораны, включая заведения American Wild Burger в окрестностях Чикаго, ощутили дефицит «Невероятных бургеров».

Как рассказывает Люк Дерхейм, операционный директор сети, включающей три ресторана, рестораны Craft & Crew Hospitality в Миннеаполисе не могли получить от местного дистрибьютора запланированные поставки «Невероятных бургеров» в течение нескольких недель.

«Несмотря на высокую стоимость в $4, что намного дороже стандартной говяжьей котлеты, «Невероятный бургер» стал вторым по популярности блюдом в меню, – говорит г-н Дерхейм. – Тот факт, что они не поддерживают своих первых клиентов, не может не огорчать», – посетовал он. 

Impossible Foods уже извинилась перед ресторанами за нехватку продукции. Как заявила представитель компании, Impossible Foods не разделяет сети на большие и малые. В то же время компания продает свои бургеры через почти 400 дистрибьюторов, которые самостоятельно управляют продажами и Impossible Foods не контролирует дистрибуцию продукции.

Компания пока не озвучивает конкретных сроков, когда проблема дефицита будет решена. В конце мая Impossible Foods даже наняла дополнительно 25 человек, чтобы увеличить производство.

«Чтобы вновь синхронизировать заказы и поставки, нам потребуется некоторое время», – говорит Дэвид Ли, главный финансовый директор Impossible Foods.

По словам главы Beyond Meat Итана Брауна, за прошедший год компания открыла новый завод в Миссури и заключила соглашения с тремя другими производителями продуктов питания с целью утроить свои производственные мощности для поставок продукции в 11 тыс. ресторанов.

«Мы просто стремимся удовлетворить спрос», – говорит он.

По данным Beyond Meat и Impossible Foods, масштабирование производства позволит им снизить издержки. В ближайшее пять лет, по словам г-на Брауна, стоимость бургера Beyond Meat сравняется со стоимостью котлеты из говядины или другого привычного мяса.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций