Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


992 просмотра

Как в провинции создать и раскрутить бизнес на грибах

Истории из Усть-Каменогорска

Фото: Shutterstock

Выращивание грибов в интернете называют быстроокупаемым агробизнесом. Продавцы мицелия сулят мгновенную прибыль до 200–300%. Но в реальности разведение вешенок в искусственных условиях сопряжено с множеством трудностей, которые могут привести к убыткам.

В магазинах и на рынках Восточного Казахстана круглогодично продают свежие вешенки, выращенные в искусственных условиях. Килограмм грибов стоит от 800 до 1500 тенге. Производители рассказали «Курсиву», насколько выгодно держать грибную ферму и какие подводные камни могут ждать начинающего предпринимателя.

В противовес «купи-продай»

Житель Усть-Каменогорска Александр Лысаков работал супервайзером в сфере торговли. Но на определенном этапе жизни решил, что больше не хочет быть наемным работником и созрел для своего дела. Вариантов бизнес-идей перебрал много, в итоге остановился на выращивании грибов. 

«Всегда хотелось заниматься производством, а не зарабатывать деньги по принципу «купи-продай», которая так распространена у нас в стране. Животноводство не рассматривал, душа не лежит зарабатывать на убийстве скотины. А вот мысль открыть грибную ферму меня увлекла», – рассказывает «Курсиву» Александр Лысаков.

Изначально предприниматель хотел заняться разведением шампиньонов, но выяснил, что такое дело будет выгодным только при условии запуска большого производства на площади не менее 1,5 тыс. квадратных метров. Поэтому в итоге решил сконцентрироваться на вешенках.
Вместе с другом житель Усть-Каменогорска принял участие в госпрограмме. Начинающие предприниматели получили льготный кредит в 1,5 млн тенге на развитие дела.

«Вложили и свои деньги, в целом ушло чуть более 2 млн тенге. По нашим подсчетам, бизнес должен был окупиться за три месяца. Но по факту на это ушло около двух лет. Было немало проблем, из-за которых мы недополучили прибыль в размере 7 млн тенге», – делится предприниматель.

Опыт выращивания вешенок в Восточном Казахстане немалый, но он не обобщен. Несмотря на то, что первые грибные фермы появились в области еще около 10 лет назад, каждый производитель варится в своем соку и, нащупав правильную методику работы, не спешит ею делиться с конкурентами. В соседней России есть платные курсы, на которых рассказывают об особенностях грибной технологии, но обучение стоит около 300 тыс. тенге, что, как отмечает житель областного центра, для начинающего предпринимателя, немало.

Усть-каменогорцы признаются, что именно нехватка опыта стала главным барьером на пути развития их бизнеса. В интернете все схемы выращивания выглядели просто: «набивай мешки субстратом, закладывай мицелий и жди, пока грибница принесет доход». Но в реальности субстрат загнивал, грибы не росли, первый урожай ушел не на прилавки, а в помойку. О том, что на старте грибные блоки приходилось выкидывать, говорят и другие предприниматели, оценивающие свои убытки в сотни, а в отдельных случаях и миллионы тенге.

Грибы в теплице и спальне…

Не сразу бизнесмены смогли найти хорошего поставщика мицелия. Первый партнер привозил некачественный товар, но понять, что грибница мертвая, удалось не сразу. В итоге было упущено немало времени.

«На начальном этапе работы мы рассчитывали, что чистая прибыль будет составлять процентов 50–60 от дохода. Но по факту получили только 10%. Изначально думали о наемных рабочих, однако, учитывая трудности, решили всю работу выполнять самостоятельно, практически жили в цехе», – говорит Александр.

Самым серьезным испытанием для бизнесменов стал процесс создания оптимального микроклимата в их грибном цехе, который они расположили в подвале производственного здания.

Стоит отметить, что производственники выбирают разные помещения для организации грибных ферм. Один из основателей вешенкового бизнеса на востоке страны Бекеза Давуза около 10 лет назад устроил плантацию в заброшенном здании детского сада. Два предпринимателя из Алтая, Сейлжан Тулеков и Александр Шабанов ,выращивали грибы в самодельной теплице. Житель поселка Новая Бухтарма Евгений Юшин организовал ферму в частном деревенском доме, обтянув стены полиэтиленовой пленкой.

По словам усть-каменогорцев, площадь выбранного ими подвала – около 500 квадратных метров. Пространство разделено на две части: в одной проходит процесс инкубации мицелия, в другой грибы вызревают и растут. 

Как поясняют предприниматели, вешенка требовательна не только к температуре и влажности окружающей среды. Помещение, где выращивают урожай, должно хорошо проветриваться: на каждую тонну субстрата нужно подавать 350 кубов свежего воздуха в час.

«Перебрали множество вариантов отопления подвала, печке предпочли воздушные тены, несмотря на высокую стоимость электроэнергии. В нашем цехе можно выращивать до 3 тонн вешенок в месяц, если грибные блоки не болеют. Но половина вырученной с продажи суммы будет уходить на обслуживание помещения», – отмечает Александр Лысаков.

Думали усть-каменогорцы о запуске цеха по переработке грибов, в частности, хотели мариновать вешенки, но, по их данным, в Казахстане не сертифицируют такую продукцию, так как нет соответствующей нормативной базы.

Несмотря на все трудности, спустя почти два года с момента запуска предприниматели говорят, что дело наконец-то налажено. Есть рынок сбыта – овощные ларьки и отделы в магазинах. Накоплен определенный опыт, хотя, по мнению бизнесменов, его все еще недостаточно, до многого приходится доходить путем проб и ошибок.

В целом идею выращивания грибов Александр считает стоящей, но советует новичкам не ждать при ее реализации быстрого дохода и набраться терпения. В числе минусов также отмечает сезонность спроса. Летом вешенки быстро вянут на жаре, и владельцы торговых точек неохотно их берут на реализацию в больших объемах. Осенью же наступает грибной сезон в лесу, и жители предпочитают выращенные в естественных условиях грибы тепличным.
 


1104 просмотра

Как в Казахстане открыть рыбный ресторан

История Руслана Абишева

Фото: Из открытых источников

Владелец ресторанов La Barca Fish&Wine, &meat и кофеен Big Apple Руслан Абишев поделился историей создания рыбного ресторана La Barca.

«Мотивация работает либо от любви, либо от нужды. Это заставляет выйти из зоны комфорта и предпринимать какие-то действия», – убежден Руслан Абишев, владелец ресторана. La Barca – не первый его бизнес.

В 2000-х он успешно работал в строительстве, а к сфере питания пришел через кальянные – это направление деятельности бизнесмен выбрал во время кризиса строительной отрасли. Однако и кальянный бизнес г-н Абишев в определенный момент счел не слишком перспективным для дальнейшего развития.

«Кальянный бизнес разросся, возникла большая конкуренция, пришло понимание, что он может сложиться как карточный домик», – вспоминает он. Поскольку кальяны были одной из дополнительных услуг в ресторанах приятеля, у предпринимателя была возможность познакомиться с некоторыми нюансами ресторанного бизнеса. «Я видел проблемы, нехватку каких-то продуктов, недостатки в сервисной стороне», – говорит он. Но вместо создания своего ресторана Руслан Абишев начал с поставок продуктов в чужие.

Свежий улов

Первую партию продуктов он привез по просьбе друзей. Успешный опыт подтолкнул к идее создать компанию по импорту свежей продукции для ресторанов. Подобные компании на рынке уже существовали, но цены предлагали крайне завышенные.

«Мы подсчитали реальную стоимость, сделали запросы в заведения. Я поехал в Дубаи, привез продукты. И мы их с горем пополам растаможили», – вспоминает Руслан Абишев.

Проблема с растаможкой возникла из-за недостатка опыта – привоз пришелся на праздничные дни, когда таможня фактически не работала, а рыба – продукт скоропортящийся, охлажденный товар может храниться максимум четыре дня. Сложностей добавил и тот факт, что компаний, которые занимаются поставкой товаров категории fresh, в том числе свежей рыбы, – немного, и нюансы таких поставок известны не всем.

«После этого мы досконально изучили все законодательство, подготовили разрешение на импорт категории fresh и начали работать», – говорит Абишев. Так появилась Ocean Fresh – компания по импорту охлажденных морепродуктов для ресторанов.

Поставки поначалу были небольшими – буквально по паре коробок для знакомых. Постепенно стали появляться регулярные запросы от частных лиц и заведений HoReCa. С Ocean Fresh стали работать Esentai Gourmet и известные сети ресторанов – к этому моменту объемы поставок выросли до нескольких тонн.

Заказы поступали со всего Казахстана, но из-за специфики хранения продукции и довольно сложной логистической системы РК рыба и морепродукты поставлялись только в заведения Алматы.

«Поскольку мы обладали продуктом, хотелось его еще и использовать. После мониторинга мы увидели, что на рынке фактически нет рыбного ресторана», – объясняет Руслан Абишев логику создания La Barca Fish & Wine.

Из пекарни в ресторан

На месте La Barca должна была появиться пекарня-кофейня – именно под эту бизнес-идею супруга Руслана Абишева подбирала помещение. Началось проектирование пекарни, но сбыться проекту оказалось не суждено – друзья отговорили супругов Абишевых от такого формата. Уже имеющийся бизнес подталкивал к концепции рыбного ресторана, первоначально – в формате шоу-рума для дегустации продукции Ocean Fresh. Общие инвестиции в проект La Barca составили $150 тыс., хотя порой бизнесмену удавалось
сэкономить – благодаря тем, кто на ресторанном рынке удержаться не смог. «Мы покупали и новые тарелки, и вилки, и б/у товары из закрывшихся ресторанов по совершенно бросовым ценам», – делится Руслан Абишев. К примеру, на столах ресторана можно увидеть роскошные французские мельхиоровые солонки и перечницы, выкупленные в буквальном смысле за копейки – по 120 тенге – у ресторана «Бородино».

С небес на землю

Ресторан открылся в 2014 году. Первые месяцы работы La Barca получились успешными – новый рыбный ресторан пользовался популярностью у любителей морских деликатесов, но эффект новизны пропал, и интерес клиентов к формату снизился. Бизнесмен признает, что ошибок было сделано немало: «Не были просчитаны ни цены, ни средние чеки, ни количество посадочных мест. Фактически не было никакой аналитики, и к новому году мы прикатились к выручке в 60 тыс. в день».

В этот стрессовый для бизнеса период полностью пересматривается подход к работе ресторана. «В результате мы решили уменьшить порцию и цену и сделать блюда более доступными. Мы до сих пор сохраняем этот принцип, следуя идее «справедливая цена за справедливый продукт». Для нас теперь это закон», – рассказывает ресторатор. В результате такой трансформации и цены на блюда, и сами порции стали меньше примерно на 50%. В числе других антикризисных мер был поиск более дешевых продуктов без потери качества. У ресторана поменялись не только поставщики, но и курс развития в целом – в La Barca пересмотрели ассортимент продуктов и приняли решение использовать рыбу и морепродукты не только премиального сегмента. Так в меню появились блюда из дорады и даже зайсанского судака.

В поиске рыбы

Руслан Абишев продал свою долю в Ocean Fresh, и сегодня это лишь один из примерно 20 поставщиков ресторана. «Мы работаем с компаниями, которые занимаются оптовой продажей. В большей степени это импортная продукция: из Турции, Франции, Греции, Мальдив и даже Австралии и США. Но мы не ограничиваемся только ею, к примеру, мы также закупаем у зайсанских поставщиков щуку», – делится ресторатор. Средний чек в La Barca Fish & Wine составляет от 10 до 15 тыс. тенге на человека. Безусловно, есть и очень дорогие позиции, к примеру, французская рыба или лобстеры – но приблизительно такую же цену клиент отдаст за такой деликатес и в европейском ресторанчике.

Руслан Абишев отмечает, что казахстанская продукция потенциально могла бы расширить ассортимент ресторана. «Все блюда, которые есть в наших меню, достаточно конкурентные. Самое популярное из них, пожалуй, соте из морепродуктов. Но мы сами себя мотивируем противопоставить что-то этому блюду. Это заставляет нас творить и развиваться», – говорит он. По словам предпринимателя, ему было бы интересно иметь в наличии каспийского рака, поскольку морской рак очень сильно отличается от озерного или пресноводного как вкусом, так и видом. Помимо этого, привлекательна и каспийская рыба – к примеру, судак, кефаль и даже бычок, который мог бы стать частью меню пивного ресторана. Концепция интересного пивного формата у бизнесмена уже есть.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций