Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1254 просмотра

Как в провинции создать и раскрутить бизнес на грибах

Истории из Усть-Каменогорска

Фото: Shutterstock

Выращивание грибов в интернете называют быстроокупаемым агробизнесом. Продавцы мицелия сулят мгновенную прибыль до 200–300%. Но в реальности разведение вешенок в искусственных условиях сопряжено с множеством трудностей, которые могут привести к убыткам.

В магазинах и на рынках Восточного Казахстана круглогодично продают свежие вешенки, выращенные в искусственных условиях. Килограмм грибов стоит от 800 до 1500 тенге. Производители рассказали «Курсиву», насколько выгодно держать грибную ферму и какие подводные камни могут ждать начинающего предпринимателя.

В противовес «купи-продай»

Житель Усть-Каменогорска Александр Лысаков работал супервайзером в сфере торговли. Но на определенном этапе жизни решил, что больше не хочет быть наемным работником и созрел для своего дела. Вариантов бизнес-идей перебрал много, в итоге остановился на выращивании грибов. 

«Всегда хотелось заниматься производством, а не зарабатывать деньги по принципу «купи-продай», которая так распространена у нас в стране. Животноводство не рассматривал, душа не лежит зарабатывать на убийстве скотины. А вот мысль открыть грибную ферму меня увлекла», – рассказывает «Курсиву» Александр Лысаков.

Изначально предприниматель хотел заняться разведением шампиньонов, но выяснил, что такое дело будет выгодным только при условии запуска большого производства на площади не менее 1,5 тыс. квадратных метров. Поэтому в итоге решил сконцентрироваться на вешенках.
Вместе с другом житель Усть-Каменогорска принял участие в госпрограмме. Начинающие предприниматели получили льготный кредит в 1,5 млн тенге на развитие дела.

«Вложили и свои деньги, в целом ушло чуть более 2 млн тенге. По нашим подсчетам, бизнес должен был окупиться за три месяца. Но по факту на это ушло около двух лет. Было немало проблем, из-за которых мы недополучили прибыль в размере 7 млн тенге», – делится предприниматель.

Опыт выращивания вешенок в Восточном Казахстане немалый, но он не обобщен. Несмотря на то, что первые грибные фермы появились в области еще около 10 лет назад, каждый производитель варится в своем соку и, нащупав правильную методику работы, не спешит ею делиться с конкурентами. В соседней России есть платные курсы, на которых рассказывают об особенностях грибной технологии, но обучение стоит около 300 тыс. тенге, что, как отмечает житель областного центра, для начинающего предпринимателя, немало.

Усть-каменогорцы признаются, что именно нехватка опыта стала главным барьером на пути развития их бизнеса. В интернете все схемы выращивания выглядели просто: «набивай мешки субстратом, закладывай мицелий и жди, пока грибница принесет доход». Но в реальности субстрат загнивал, грибы не росли, первый урожай ушел не на прилавки, а в помойку. О том, что на старте грибные блоки приходилось выкидывать, говорят и другие предприниматели, оценивающие свои убытки в сотни, а в отдельных случаях и миллионы тенге.

Грибы в теплице и спальне…

Не сразу бизнесмены смогли найти хорошего поставщика мицелия. Первый партнер привозил некачественный товар, но понять, что грибница мертвая, удалось не сразу. В итоге было упущено немало времени.

«На начальном этапе работы мы рассчитывали, что чистая прибыль будет составлять процентов 50–60 от дохода. Но по факту получили только 10%. Изначально думали о наемных рабочих, однако, учитывая трудности, решили всю работу выполнять самостоятельно, практически жили в цехе», – говорит Александр.

Самым серьезным испытанием для бизнесменов стал процесс создания оптимального микроклимата в их грибном цехе, который они расположили в подвале производственного здания.

Стоит отметить, что производственники выбирают разные помещения для организации грибных ферм. Один из основателей вешенкового бизнеса на востоке страны Бекеза Давуза около 10 лет назад устроил плантацию в заброшенном здании детского сада. Два предпринимателя из Алтая, Сейлжан Тулеков и Александр Шабанов ,выращивали грибы в самодельной теплице. Житель поселка Новая Бухтарма Евгений Юшин организовал ферму в частном деревенском доме, обтянув стены полиэтиленовой пленкой.

По словам усть-каменогорцев, площадь выбранного ими подвала – около 500 квадратных метров. Пространство разделено на две части: в одной проходит процесс инкубации мицелия, в другой грибы вызревают и растут. 

Как поясняют предприниматели, вешенка требовательна не только к температуре и влажности окружающей среды. Помещение, где выращивают урожай, должно хорошо проветриваться: на каждую тонну субстрата нужно подавать 350 кубов свежего воздуха в час.

«Перебрали множество вариантов отопления подвала, печке предпочли воздушные тены, несмотря на высокую стоимость электроэнергии. В нашем цехе можно выращивать до 3 тонн вешенок в месяц, если грибные блоки не болеют. Но половина вырученной с продажи суммы будет уходить на обслуживание помещения», – отмечает Александр Лысаков.

Думали усть-каменогорцы о запуске цеха по переработке грибов, в частности, хотели мариновать вешенки, но, по их данным, в Казахстане не сертифицируют такую продукцию, так как нет соответствующей нормативной базы.

Несмотря на все трудности, спустя почти два года с момента запуска предприниматели говорят, что дело наконец-то налажено. Есть рынок сбыта – овощные ларьки и отделы в магазинах. Накоплен определенный опыт, хотя, по мнению бизнесменов, его все еще недостаточно, до многого приходится доходить путем проб и ошибок.

В целом идею выращивания грибов Александр считает стоящей, но советует новичкам не ждать при ее реализации быстрого дохода и набраться терпения. В числе минусов также отмечает сезонность спроса. Летом вешенки быстро вянут на жаре, и владельцы торговых точек неохотно их берут на реализацию в больших объемах. Осенью же наступает грибной сезон в лесу, и жители предпочитают выращенные в естественных условиях грибы тепличным.
 


479 просмотров

Как открыть бизнес по доставке еды на несформированном рынке

И какие последствия могут ожидать стартапера

фото: shutterstock.com

Как работал первый алматинский бизнес по доставке продуктов и еды из ресторанов и почему закрылся. История Таира Балбаева, который предложил рынку услугу доставки, когда это еще не было массовым трендом.

Первая служба доставки продуктов Friday появилась в Алматы в 2002 году. Ее организовал предприниматель Таир Балбаев. Он арендовал под склады подвал бизнес-центра, расположенного в самом центре Алматы, на пересечении проспектов Абая и Достык. Вдоль стен помещения разместили стеллажи с продуктами, в центре зала посадили операторов, которые принимали звонки на легко запоминающийся телефонный номер... Но первое время по «легкому» номеру звонили крайне редко. Почему?

Как рекламировался стартап в эру «до интернета»

К первым расходам – на аренду (площадь помещения – 250 кв. м, стоимость аренды – $5 за «квадрат»; в ремонт помещения было вложено $5 тыс., их вычли из стоимости аренды) добавились затраты на маркетинговую активность. Доступ к интернету в начале двухтысячных был скорее редкостью, чем правилом, мобильного интернета не было совсем. Так что каталог продукции сделали традиционный для того времени – печатный.

«Этот ход был вынужденный, дорогой и, к сожалению, осознанно убыточный», – вспоминает Таир Балбаев.

Бумага не успевала оперативно отражать регулярно меняющиеся цены. Но другого инструмента, чтобы донести до рынка ценность услуги, не было. Печатный каталог Friday распространяли по салонам красоты и бизнес-центрам. Даже когда на местах оказалось 70% тиража, звонков не было.

«Я выбросил на ветер примерно $15 тысяч. Пришлось перейти на листовки и рекламу в листках супермаркетов», – констатирует г-н Балбаев.

Как уговорить клиента сделать покупку

Решая, как формировать ассортимент и как мотивировать покупателя, Балбаев с командой остановились на варианте различных типов корзин. Например, корзина выходного дня (хлеб, колбаса, яйца, соки), корзины для приема гостей и так далее. Такой подход позволял добиться минимальной солидарной скидки с премиум-товара, который включался в корзину.

Расчет был на психологию покупателя, который предложение оценивает по товарам-маркерам: хлеб, молоко, яйца. Маржа у этих продуктов обычно невысокая. Если ее еще немного снизить за счет маржи другого товара, то автоматически у покупателя возникает ощущение выгодной покупки – он не обращает внимания, что скидки касаются самых доступных товаров, перенося восприятие на корзину в целом. А премиальный товар в корзине позволяет продавцу не только компенсировать скидки с товаров-маркеров, но и заработать.

Идея создателей Friday была в том, чтобы переключить на себя поток платежеспособных людей и создать канал полуоптовой торговли с доставкой.

«Я хотел залезть в 30-процентную маржу супермаркетов, предлагал товар дешевле и без поездок по магазинам», – вспоминает Таир Балбаев.

Из оригинальных сборных предложений от Friday – накануне Нового года компания закупила елки оптом и продавала их в наборе с продуктами. «Новогодний» вариант оказался востребованным.

Время – деньги

Предприниматель выделяет главную проблему проекта – потеря времени, которого тогда уходило слишком много на сбор и доставку товара. Особенно критично это было с доставкой еды.

«Мы договорились с супермаркетом "Меркур" как с основным поставщиком товара, и я тренировал сборщиков по быстрому поиску и сбору товара по полкам супермаркета», – говорит Таир Балбаев (модель сбора товаров с полок супермаркетов активно используется службами доставки до сих пор, хотя появились и службы доставки с собственными складами, созданными именно под задачу быстрого сбора заказа – «Курсив»). Вторая по важности проблема – высокая себестоимость доставки, снизить ее не получалось. Friday пыталась сотрудничать с таксопарками, но это не помогло. Пришлось купить машины, и в службу такси обращались, только если заказов было слишком много.

Рестораны против доставки

Чтобы стимулировать клиента покупать больше, Friday ввела бесплатную доставку при заказе от 7 тыс. тенге. Стали доставлять готовую еду из ресторанов, главными заказчиками выступали крупные предприятия. На этом рынке у Friday был конкурент – «Дастархан», но он развозил только еду собственной сети ресторанов, причем стоимость развозки добавлялась к общему счету.

«Я предложил рынку доставку еды из любого ресторана города», – говорит Таир Балбаев.

Ресторанам это было в новинку, делиться прибылью они не хотели. Тогда Friday стал доставлять готовую еду бесплатно при условии достижения определенной стоимости заказов. Сразу сформировался пул постоянных корпоративных клиентов, проводящих торжества. Позже таким клиентам стала доступна услуга «еда в кредит». Это сработало и увеличило обороты.

«Мне пришлось договариваться и "перевешивать дебиторку" на поставщиков», – говорит Таир Балбаев.

Случались и эксцессы: иногда компания просто переезжала и «забывала» про долги. По словам предпринимателя, в первые четыре месяца ему удалось вывести операционную прибыль компании на уровень $5 тыс., дальше прибыль росла, но не стабильно. В итоге первый алматинский бизнес по доставке был закрыт.

«Я не смог превратить бизнес в системный, оптимизировать и упорядочить процессы в то время оказалось невозможным», – резюмирует Таир Балбаев, чья бизнес-идея явно опередила рынок.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций