Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


897 просмотров

Современное искусство Казахстана возвращается в родные степи

В Шымкенте проходит выставка «Истории Великой степи»

Фото автора

На выставке современного искусства Казахстана Uly Dala Hikayalary («Истории Великой степи») представлены работы 11 знаменитых казахстанских художников. В их числе члены легендарной шымкентской группы «Кызыл трактор», с творчества которой принято начинать отсчет казахстанского контемпорари-арта

Цвет казахстанского контемпорари-арта

На выставке, открывшейся в шымкентском Музее изобразительного искусства в преддверии Наурыза, можно увидеть около 100 работ известных отечественных художников: Алмагуль Менлибаевой, Сауле Сулейменовой, Рашида Нурекеева, Асхата Ахмедьярова, Сауле Дюсенбиной, Алибая Бапанова, Молдакула Нарымбетова, Виталия Симакова, Саида Атабекова, Смаила Баялиева и Арыстанбека Шалбаева.

Как отметила международный куратор выставки Лиза Ахмади, это топ лучших 11 художников современного Казахстана. Все они широко известны, популярны и признаны за рубежом, но познакомиться с их работами жители регионов Казахстана до этого не имели возможности.

«В Алматы и Нур-Султане культурная жизнь арт-сообщества очень активная, выставки проходят постоянно. Сами художники много выставляются в других странах и объездили чуть ли не весь мир. Однако в регионах своей страны практически не выставлялись. Поэтому мы решили восполнить этот пробел и показать современное казахстанское искусство в других городах страны. Для нас было очень важно собрать и сделать такую выставку именно в регионе», – рассказала «Курсиву» одна из организаторов выставки Динара Амангильдина.

«Наши художники выступают на ведущих мировых площадках, их работы украшают ведущие мировые музеи, но не знакомы нашей публике, особенно в регионах. Жители большинства городов даже не знают о существовании казахстанского контемпорари-арта. Это – замечательная инициатива, своего рода легитимизация феномена мирового значения, коим он является», – сказала в свою очередь куратор выставки Юлия Сорокина.

Уникальный проект

Динара Амангильдина отметила, что это самая крупная региональная выставка и самый крупный региональный арт-проект в истории современного Казахстана. Как подчеркнула собеседница, очень знаково, что такой проект начался с Шымкента. «Для нас очень важно было показать в полном составе группу «Кызыл трактор», – сказала она. – Потому что родоначальником, основоположником казахстанского контемпорари-арта был именно Молдакул Нарымбетов с группой «Кызыл трактор». Все пошло именно отсюда, из Шымкента. Поэтому можно сказать, что прогрессивное казахстанское искусство сейчас находится на своей Родине».

На выставке были представлены архивы Молдакула Нарымбетова, а также музея-заповедника «Иссык», передвижного виртуального музея Astral Nomads, Музея яблока. В этом организаторы видят ее уникальность и особенность. Как подчеркнула Динара Амангильдина, уникальный прецедент выставки еще и в том, что в качестве международного куратора была приглашена звезда мирового арт-сообщества – авторитетный эксперт, директор ежегодной нью-йоркской Недели азиатского современного искусства (ACAW) Лиза Ахмади. Кстати, она была куратором прошлогодней выставки «Кызыл трактора» в США.

Владеют международным языком

На открытии выставки Лиза Ахмади призналась: через воздух Шымкента она почувствовала, что значит вдохнуть запах Центральной Азии. Меж тем само искусство казахстанских художников она воспринимает не в региональном, а глобальном контексте.

«Сказать, что это только казахское искусство, нельзя. Потому что сейчас каждое произведение искусства – нечто большее, чем что-то национальное, так как все вокруг друг с другом взаимосвязано и подвергается взаимовлиянию. Разницы между современным зарубежным и казахстанским искусством как таковой не существует в том плане, что современное искусство – это международный язык. И казахстанские художники контемпорари-арта владеют этим языком. Их работы сделаны на международном уровне. Конечно, любой художник в той или иной точке мира вовлекает определенные контексты, исторические моменты, традиции и т. д. То есть образы художников взяты отсюда, они местные, аутентичные. Отличаются и материалы, которые традиционно используются здесь. Но в целом по качеству и исполнению – это работы международного уровня. Именно поэтому я здесь», – отметила эксперт.

Обращаясь к зрителям, г-жа Ахмади сказала, что им очень повезло. «Не всегда возможно увидеть художника вживую, поговорить с ним, что-то понять для себя, – пояснила она. – За рубежом художники – звезды и невозможно просто так соприкоснуться с ними. Здесь есть такая возможность».

Лицезреть вживую один из образцов популярного среди казахстанских художников жанра – перформанса – собравшиеся смогли сразу же после официальной церемонии открытия. Алмагуль Менлибаева продемонстрировала перформанс «Мой Шелковый путь к тебе», в котором была задействована актриса местного театра Молдир Зияева. В ярком красном одеянии она декларировала отрывки из произведений казахских писателей разных времен, посвященных доле казахской женщины.

Сама Алмагуль Менлибаева впоследствии поясняла журналистам многогранный смысл действа и его названия. Как она отметила, в перформансе затрагивается тема экономики и женщины в истории. Впрочем, добавила автор, каждый найдет что увидит: женщина и экономика, традиции и современность, проблемы прошлого и настоящего и т. д. «Мы живем в современном мире и сейчас часто возвращаемся к прошлому, ищем наши корни, истоки, определяем ценности», – сказала художница. И посоветовала воспринимать и искать смысл ее творения и художественных поисков именно в таком ракурсе.

Грани Великой степи

Между тем сама идея национальной идентификации была положена в основу концепции всей выставки. «Все, кто здесь представлен, уже больше 25 лет ищут пути нашей идентификации в большом и разнообразном мире, – сказала куратор Юлия Сорокина. – Чем мы отличаемся от других народов, культур других стран, где и в чем перекликаемся. 25-летние усилия были услышаны и отражены в статье Нурсултана Назарбаева «Семь граней Великой степи». Произведения, представленные на выставке, опосредованно визуализируют основные постулаты этой статьи. Они рассказывают истории, связанные с обозначенными в статье «семью гранями», такими как: всадническая культура, древняя металлургия Великой степи, звериный стиль, Золотой человек, колыбель тюркского мира, Великий шелковый путь, Казахстан – родина яблок и тюльпанов».

Как считает искусствовед, традиция повествования на нашей земле никогда не пресекалась: «Акыны, жырау, кюйши, сказочники, поэты, писатели, режиссеры и художники – сейчас, как и сотни лет назад, рассказывают свои истории о жизни и о себе, расшифровывая людям сущность вещей и явлений, приметы времени и их значение. Сейчас новые повествователи несут в мир истории Великой степи, говоря новым языком современного искусства».

Характерным примером тому служат работы Сауле Сулейменовой. Семь из 14 привезенных в Шымкент произведений относятся к направлению, в котором она работает последние пять лет, – так называемой целлофановой живописи, то есть использованию пластиковых пакетов на пластиковой основе.

«Это серия «Где-то в Великой степи», – рассказала она «Курсиву». – Я называю ее «Көкжиек», потому что это – линия горизонта в Великой степи. Линия горизонта – это главное, то, от чего мы определяем свое существование здесь, в Казахстане. Для нас важно видеть көкжиек. И линия горизонта на этих работах, изображающих разные времена года, везде присутствует».

Еще одной объединяющей их чертой и, соответственно, частью пейзажа стали пакеты цвета травы. «Это – уже наша реальность. Выедете в степь – везде увидите пакеты, баклажки, они болтаются, смешиваются с землей, летают. Мы берем пакет, используем его 20 минут, потом выкидываем, и он никак не перерабатывается. Потом отправляется на свалки, где так и остается, откуда улетает. Это – наша трагедия. Я пытаюсь обратить внимание на то, какая у нас потрясающая природа, степь. И тут же лежат такие пакеты. Они уже везде. Если мы так и будем дальше продолжать относиться к окружающему миру, не думать о будущем наших детей, то лет через 50 вся наша степь будет полна пакетами…».

В Шымкенте выстрелило, что дальше?

В целом, помимо традиционных скульптур, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, экспозиция насыщена произведениями, выполненными в жанрах современного искусства, – инсталляция, объект, перформанс, видео и медиа-арт. Наиболее масштабно – как в количественном, так и пространственном значении, пожалуй, представлены шымкентские «трактористы». Буквально при входе в галерею зрителей поражают размерами и озадачивают авторским замыслом безымянная инсталляция из несчетного количества бесиков Саида Атабекова и свисающие с потолка фирменные лошадиные головы из кошмы Смаила Баялиева (инсталляция «Табун 2»).

К слову, лидер группы Виталий Симаков поделился, что не может вспомнить, когда «Кызыл трактор» выставлялся в Казахстане совместно в последний раз. Потому считает происходящее важным шагом в истории коллектива. Саму выставку он назвал большим событием, подчеркнув, что его значимость состоит именно в том, что арт-проект проводится в регионе, а не в двух столицах. «Это большой сдвиг, большой импульс как для зрителей, так и для нас, художников, особенно молодых, – отметил Виталий Симаков. – Думаю, что это всколыхнет культурную жизнь и региона, и в целом страны».

Как добавил художник и педагог, Шымкенту стоит подумать над тем, чтобы сделать ответный шаг – устроить аналогичную выставку в столице и других городах. По словам организаторов выставки «Истории Великой степи», она изначально задумывалась в качестве передвижной. И если примеру шымкентского акимата, взявшего на себя полное финансирование проекта, последуют другие города страны, то современное искусство Казахстана у себя в своем родном городе увидят миллионы казахстанцев. Тогда реально воплотится в жизнь красивая и впечатляющая фраза из пресс-релиза выставки: «Современное искусство Казахстана – своеобразный феномен, признанный на самых престижных мировых площадках – музеях, галереях, биеннале – теперь возвращается в родные степи, чтобы рассказать свои истории казахстанцам».


375 просмотров

Что общего у казахстанского кино и киновселенной Marvel

И это не Санжар Мади

Кадр из фильма «Кровавый транзит»

В прокат выходит монгольский боевик «Кровавый транзит» с Санжаром Мади и Жандосом Айбасовым в главных ролях. Режиссером картины выступил американец Дрю Томас, а работала над ней интернациональная команда из кинематографистов Америки, Канады, Великобритании, Казахстана, Монголии, Турции и Германии.

В Монголии «Транзит» вышел под названием The Mongolian connection. Случилось это чуть менее года назад. Только в начале мая фильм, наконец, добрался и до казахстанского зрителя.

Если вы смотрели «16 кварталов» Ричарда Доннера с Брюсом Уиллисом или «Телохранителя для киллера» Патрика Хьюза с Райаном Рейнольдсом и Сэмюэлем Л. Джексоном, то сюжет «Транзита» не станет для вас сюрпризом. В разных вариациях, но суть в этих фильмах одна: доставить важного свидетеля на суд до определенного времени (с точностью практически до секунды), иначе процесс будет закончен, дело закрыто, а главный мафиози опять избежит наказания. Конечно же, этот самый главный мафиози сделает все, чтобы свидетель не то что до суда не добрался в срок, а чтобы он в принципе больше никуда не добрался и никому ничего не сказал. Разумеется, на его стороне будут не только бандиты, но и продажные полицейские, а свидетелю придется активно помогать своим конвоирам хотя бы просто для того, чтобы выжить.

Герой Санжара Мади – тот самый свидетель Серик Ибраев, которому после дачи показаний самому светит скамья подсудимых – действительно крут. На него приятно посмотреть. И дело тут вовсе не в харизме актера. Просто его персонаж, пожалуй, единственный, кто вызывает уважение. Во всяком случае, на фоне агента ФБР и монгольского полицейского… Санжар Мади блестяще выдает ту самую «нулевую реакцию», которая и отличает самых крутых и брутальных парней. Причем самое интересное заключается в том, что конвоиры для него скорее обуза, чем сопровождение. Более того, он не сбегает только потому, что сам испытывает неприязнь к большому мафиозному боссу. И решение дать показания – это именно его решение.

Не менее интересен персонаж Жандоса Айбасова Тенжин. Это друг детства в прошлом, а ныне антагонист Серика. Именно он должен сделать все, чтобы не допустить появления свидетеля на суде. Не зря говорят, что нет худшего врага, чем бывший друг. Тенжин бьет по самым уязвимым местам Серика и делает это максимально жестоко.

Все в этом противостоянии было бы достоверно, если бы не финальный бой. Практически дуэль. Разве что не на шпагах, а на ножах. Конечно же, с диалогом на тему «а помнишь, брат», который и испортил все впечатления – диалоги вообще не самая сильная сторона этого фильма. Если говорить о конвое Серика, то фэбээровец Уэйд Далтон (Кайви Лиман) в первую очередь вызывает недоумение. Это такой прямолинейный техасский рейнджер. Как и положено эталонному американцу, помешанный на теории демократии и вселенской справедливости, но при этом редко включающий голову. Местами он забавный, но чаще всего слишком картонный. В этом смысле персонаж звезды монгольского кино Балжиннямына Амарсайхана более убедителен. По крайней мере, мотивы поступков монгольского офицера полиции более логичны.

Картонность некоторых персонажей – еще одна проблема картины, как и некая монотонность. Возможно, в этом и заключается эстетика монгольского кино, но поскольку это все же боевик, то экшена хотелось бы побольше.

Ради справедливости надо признать – сцены боев все же хороши. Что неудивительно: их ставил голливудский каскадер и актер Лойд Бейтман, на счету которого около 200 проектов, в том числе «Мстители: Война бесконечности».

Что в сухом остатке… Интересное с точки зрения картинки и кастинга кино. Несколько монотонное, но в целом вполне логичное. Если вам нравится Санжар Мади, то смотреть его определенно стоит – он тут действительно хорош. Впрочем, даже если вам не нравится Санжар Мади… Вы когда-нибудь смотрели монгольское кино?

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

Цифра дня

Почти 900 млн
тенге
пожертвовали казахстанцы кандидатам в президенты РК

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Home Credit Bank

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций