Перейти к основному содержанию


1975 просмотров

Как миграционные ограничения мешают развитию туризма в Казахстане

Иностранные граждане регулярно сталкиваются с проблемой регистрации

Фото: Shutterstock

Рекламная кампания по продвижению Казахстана как туристического направления в разгаре – профессионально сделанные видеоролики, демонстрирующие бескрайние степи Сарыарки, величественные горы Заилийского Алатау, а также ультрасовременную архитектуру Нур-Султана и Алматы крутят в эфире таких телеканалов, как Euronews или BBC.

Время от времени эти ролики всплывают на популярных сервисах в интернете. Наконец, свою роль по привлечению гостей из дальнего и ближнего зарубежья играет и возрастающая мировая популярность казахстанских звезд спорта и шоу-бизнеса. 

Особого роста не наблюдается

Несмотря на пропагандирующую привлекательность Казахстана масштабную рекламную кампанию и введенный на 2016–2017 годы безвизовый въезд для граждан 60 стран мира, говорить о резком увеличении потока туристов не приходится. По данным нацкомпании Kazakh Tourism, в 2018 году Республику Казахстан в общей сложности посетили 8,5 млн человек, что на 10% больше по сравнению с «эталонным» 2017 годом, когда в столице страны проводилась специализированная международная выставка EXPO-2017. В то же время, заполняя миграционную карту при въезде в Казахстан, цель визита «туризм» указали лишь 81 635 зарубежных граждан. 

Одна из причин, которая препятствует увеличению турпотока из-за рубежа, – существующая в Казахстане практика обязательной регистрации иностранцев непосредственно в миграционной полиции в течение пяти дней после въезда в страну.

Подобные нормы есть и в ряде других стран мира, например, в России, Беларуси, Узбекистане и даже в Австрии. Но это скорее исключение из правил. В большинстве государств приезжающие туристы если и заполняют миграционные карты, то только непосредственно при пересечении границы. Дополнительного посещения представительств ведущих учет иностранных граждан органов внутренних дел от них не требуется. 

История Мариты

Справедливости ради надо заметить, что и в Казахстане преду­смотрена регистрация только на пограничных пропускных пунктах. Для этого на бортах авиакомпаний, которые выполняют рейсы в нашу страну, за несколько минут до посадки раздаются бланки миграционных карт. Но, судя по публикациям как в зарубежных изданиях, так и в социальных сетях, в Казахстане иностранные граждане регулярно сталкиваются с проблемой регистрации: с последующими штрафами, запретами на въезд и невозможностью вернуться домой в течение нескольких дней. 

В подобную историю попала гражданка Боливии Марита Патиньо, которая поведала о своих злоключениях в Казахстане на Alanexmundo – популярной в испаноязычных странах блог-платформе о путешествиях. Она пишет, что, решив в 2018 году съездить на Рождество в Казахстан, не могла и предположить, с чем столкнется в своем путешествии. «К сожалению, моя поездка была омрачена проблемой с миграцией. Никто не сказал мне, что я должна зарегистрироваться в миграционной службе в течение четырех дней после прилета. Когда я об этом узнала, шел уже 10-й день. Я сразу пошла в миграционную службу в Алматы, но там никого не было. Потом оказалось, что там могут говорить только на английском языке. Я стала искать переводчика, чтобы провести процедуру регистрации. Никто мне не стал помогать. Меня привели в суд, который принял решение о моей депортации. Теперь я не смогу поехать туда в течение пяти лет», – поделилась Марита Патиньо. Другие ее замечания касались того, что в Казахстане плохо устроен сервис по осмотру достопримечательностей, а работающие в государственных органах люди совершенно не дружелюбны. 

Можно, конечно, сказать, что путешественница из фешенебельных кварталов Сукре сама виновата в возникших у нее проблемах – информация о том, что при въезде в Казахстан необходимо заполнить миграционную карту, есть на всех интернет-ресурсах, посвященных путешествиям не только в нашу страну, но и в Узбекистан и Кыргызстан. Не заметить эту информацию невозможно, поскольку обычно она соседствует с инструкциями о соблюдении правил личной безопасности для туристов, то есть советами, как избежать в Казахстане кражи, грабежа, мошенничества или незаконных полицейских проверок. Но есть нюансы. К примеру, на странице «Казахстан: информация о путешествиях и безопасности» официального сайта МИДа ФРГ в разделе «миграционная карта» ничего не говорится о необходимости проходить регистрацию в отделениях миграционной полиции.

«При пересечении границы иностранные граждане должны предоставить так называемую миграционную карту. Миграционная карта обычно выдается авиакомпанией или находится на пограничном посту. Она должна быть заполнена путешественником и находиться при нем до выезда из страны. Пограничный орган подтверждает регистрацию иностранца в Казахстане печатью на миграционной карте. При отъезде карта снова предоставляется пограничной службе», – подчеркивается в памятке МИДа Германии.

Аналогичные строки можно увидеть в рекомендациях от внешнеполитических ведомств Великобритании, Франции, Испании и других стран. 

Путешествие бразильцев

На практике туристы сталкиваются с требованием не только заполнить миграционную карту, но и посетить миграционную полицию. Совсем свежая история: в конце мая с особенностями миграционного законодательства Казахстана столкнулись путешественники из Бразилии. Увидев рекламный ролик с предложением посетить нашу страну, они решили своими глазами посмот­реть на те самые величественные горы, бескрайные степи и современные города с уникальной архитектурой. Посмотрели, все это действительно понравилось. Но вот при выезде из республики выяснилось, что поставленные при въезде печати в миграционной карте недействительны, поскольку надо было пройти процедуру регистрации еще и непосредственно в миграционной полиции.

Бразильцев, которые до этого в течение десяти месяцев без проблем путешествовали по всему миру, снимают с авиарейса на Омск, а их дело передается в суд, который назначает штраф за отсутствие регистрации. В итоге путешественниками потеряны нервы, время и приличная сумма денег – на проживание и новые, более дорогие авиабилеты. Более того, после разлетевшегося по соц­сетям рассказа о злоключениях бразильцев выяснилось, что в подобные истории в нашей стране регулярно попадают граждане разных стран, и зачастую это именно туристы, которые не ожидали, что в миграционном законодательстве РК есть нюансы. 

В ожидании «лучших времен»

По мнению бывшего ведущего сотрудника казахстанского МИДа РК Казбека Бейсебаева, главной причиной возникновения конфликтных ситуаций с иностранными туристами является несогласованность действий между МИДом и МВД.

«Внешнеполитическое ведомство делает все возможное, чтобы привлечь в страну туристов из-за рубежа. Ради этого установлен безвизовый режим для граждан некоторых государств Европы, Америки и Азии. Перед МВД стоит задача обеспечить контроль над пребыванием иностранных граждан в Казахстане. На мой взгляд, проблемы, которые возникают в нашей стране у иностранцев, связаны с фактическим отсутствием четкой согласованности между этими двумя министерствами. Возможно, между ними не на достаточном уровне поставлена информационная работа. Как решить проблему? Во-первых, ту же регистрацию, из-за которой на границе периодически возникают конфликтные ситуации, можно перевести в режим online. Во-вторых, если мы действительно хотим развивать в своей стране туризм и ставим это в число своих приоритетов для граждан тех стран, которым мы уже дали безвизовый режим, вообще отменить регистрацию как таковую», – поделился своим мнением с «Курсивом» Казбек Бейсебаев. 

Со стороны МИД РК и МВД РК журналисту «Курсива» получить комментарии не удалось. Даже понять отношение ведомств к конфликтным ситуациям, возникающим при выезде иностранных граждан из Казахстана из-за отсутствия правильной регистрации, невозможно – ведомства хранят молчание, предпочитая не разбирать публично эти случаи. На неприятную тему представители МВД и МИД не захотели беседовать даже на условиях анонимности.

Между тем офтальмолог из чилийского города Саламанка Диамели Фабиола, которая, услышав голос Димаша Кудайбергена, заочно влюбилась в Казахстан, после прочтения публикации о проблемах с регистрацией решила отложить свою поездку в нашу страну «до лучших времен».
 


229 просмотров

Демалыста жұмысты ойламау үшін не істеу керек?

Бірнеше пайдалы кеңес

Фото: Shutterstock

Әркім ештеңеге алаңдамай, жұмыс туралы еш ойламастан демалғысы келеді. Алайда бұл кез-келгеннің, әсіресе басшылықтағы, компаниядағы маңызды  қызметтегі адамдардың қолынан келе бермейді. Осы орайда «Курсив» «KazTransCom» АҚ  HR-бизнес-серіктесі Кристина Теннің өзіңіз жоқта да командаңыздың жұмысы тиімді болуы үшін не істеу қажеттігі жөніндегі бірнеше кеңесін ұсынады.

1. Ізбасар тәрбиелеңіз

Жақсы басшыны жұмысы мен жетістігінен ғана емес, командасынан, қасындағы қызметтестерінен  де таниды. Ал ізбасар тәрбиелей алу – жақсы басшының қажетті дағдысы. 

Ізбасар деген кім? Бұл жетекшінің бүкіл тәжірибесін қабылдап, кез-келген уақытта компанияға залал келтірместен басшыны алмастыратын, тіпті кейбір жағдайда оның тиімділігін арттыра алатын адам. Өз ізбасарыңыздың барлық жобалардан  хабардан екеніне, бүкіл бөлімдермен қарым-қатынас орната алатынына, ең бастысы – сенімнен шығатын жан екеніне көз жеткізіңіз. 

Ізбасар тәрбиелеуден қорықпаңыз, өйткені ізбасардың жетістігі – табысты жетекшінің еңбегі. Өз біліміңіз және тәжірибеңізбен үнемі бөлісіп, командаңыздың сеніміне кіріп, оның тиімділігін арттырыңыз. 

2. Команданың шешім шығаруына мүмкіндік беріңіз 

Өз командаңызбен әрқашан ақылдасып, пікір алмасып тұрыңыз. Адамдар өз пікірін айтудан қорықпауы керек. Осыдан бірнеше жыл бұрын қызметкерлердің  ойы ескерілмей, барлығын тек басшылар шешетін еді. Алайда қазір заман басқа, бүгінде «бастамашыл» қызметкерлердің бәсі жоғары. Қандай да бір қиындық туса, оны шешуге өзіңіз кірісіп кетпей, қызметкерлерге мәселенің түйінін бірге шешуге мүмкіндік беріңіз. Командаңызға жауапкершілікті өзгеге аудармай, өз мойнына алуды үйретіңіз. 

Демалысқа кетердің алдында, қандай мәселелерде өздігінен шешім шығара алатындарын нақтылаңыз.  

3.Тапсырманы команда мүшелерінің біліктілігін ескере отырып бөліңіз

Бәрін өз мойныңызға артпаңыз. Басшының міндеті – атқару емес, басқару. Міндеттерді дұрыс бөлу үшін, командаңызды жақсы білуіңіз шарт. Олармен тығыз қарым-қатынас орнатып, әрқайсының жақсы қабілетін табыңыз, олардың дамуына жағдай жасаңыз. 

Міндет пен тапсырма команда мүшелері арасында олардың икемін, мықты жақтарын ескере отырып бөлінуі керек. 

Міндеттерді дұрыс бөлгенде ғана команда мүшесі жұмыстың өзіне қатысты бөлігіне жауапты болады да, басшы тек іс барысын қадағалайды. Ал қызметкерлер өзіне қажетті бүкіл ақпаратты алып отырады. 

Әр қызметкерге нақты тапсырма беріп, оны жүзеге асыру уақытын белгілеңіз. Қызметкерлеріңіз сізді толық түсінетініне көз жеткізіңіз. 

4. Командаңызға сенім артыңыз

Сіз оларға сенім артқан сайын, олар жауапкершілікті сезіне түседі. Оның үстіне сіз артқан сенім қызметкерлер тарапынан материалдық емес мотивация ретінде қабылданып, басшылыққа деген ниеттестігін арттырады. Қызметкерлердің біліктілігіне сенетініңізді, олар бір жерде қате жіберсе де, оны жөндеуге көмектесуге дайын екеніңізді байқатыңыз.

Сонымен, демалысқа кетпес бұрын,  ұялы телефоныңыз сөндірулі болатыны немесе почтаға жауап бере алмайтыныңызды ескертіңіз. 

Сіз жоқ кезде өзіңізді алмастыратын адамды міндетті түрде ұжым мен әріптестеріңізге таныстырып кетіңіз. Стратегиялық маңызды мәселелердің бәрін демалысқа кетпей тұрып, өзіңіз шешіп кеткеніңіз  жөн. Өйткені орныңызда қалған адамға бұндай мәселені шешу қиынға соғуы мүмкін.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций