Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1464 просмотра

Электросамолетам разрешили взлет

Возможность модернизации существующего авиапарка вызывает интерес стартапов и крупных производителей

Фото: Shutterstock

Недавно под Лос-Анджелесом в небо взмыл самолет с пятью пассажирами. Стандартный в общем-то полет, если бы не одна деталь: самолет был на электротяге.

Борт, которому по паспорту почти 50 лет, был модернизирован калифорнийским стартапом Ampaire. В нем по-прежнему стоит штатный двигатель внутреннего сгорания, который приводит в движение передний пропеллер в носовой части. Однако второй двигатель инженеры заменили на электромотор, приводящий в движение винт в задней части самолета.

«Это своего рода гибридный автомобиль с подключаемым блоком», – говорит Кевин Ноерткер, сооснователь и исполнительный директор Ampaire.

Для переделки самолета действительно использовались некоторые детали, изначально предназначенные для автомобилей.

«Мы идем по тому же пути, что и электромобили», – отмечает Ноерткер.

Сегодня аэрокосмические гиганты и стартапы разрабатывают электрические самолеты, которые способны самостоятельно ориентироваться в пространстве, вертикально взлетать и приземляться и которые уже в ближайшие десятилетия, вероятно, смогут перевозить тысячи пассажиров по городам и пригородам. Например, Uber Technologies планирует к 2023 году запустить транспортный сервис с использованием электрических самолетов с вертикальным взлетом.

По мнению некоторых предпринимателей, электрические самолеты смогут подняться в небо намного раньше – нужно лишь просто начать модернизировать существующий авиапарк. Стартап Ampaire заявляет, что самолеты компании будут готовы к коммерческому использованию уже к концу 2021 года.

electrosamolet.PNG

Ampaire и другие подобные компании рассчитывают, что регуляторные органы США разрешат использование модифицированных самолетов быстрее, чем аналогичное решение будет принято в отношении новых электросамолетов. Кроме того, ставка делается и на то, что модифицированные самолеты помогут небольшим авиакомпаниям и чартерным авиакомпаниям значительно сэкономить на топливе и расходах на техобслуживание. Первый модернизированный самолет, который может быть как гибридным, так и полностью электрическим, вероятно, сможет перевозить не более 20 пассажиров и преодолевать на одной зарядке от 100 до 200 миль. Этого вполне достаточно, чтобы обеспечить авиасообщение между небольшими аэропортами в регионах, где передвижение на автомобиле затрудняют плотное движение или естественные преграды, говорит Ноерткер.

Однако монтаж электрических компонентов на существующие модели самолетов весьма непростая задача, и многие игроки отрасли не уверены, что ставка лишь на модернизацию – это выигрышная стратегия. Самолеты, оснащенные тяжелыми батареями и генераторами, могут быстро морально устареть, когда появится новый, полностью электрический самолет, который, как ожидается, будет более эффективным и с большей дальностью полета.

«Самолет, построенный на базе ДВС, обычно тяжело конвертировать в электрический или гиб­ридный. Намного проще сосредоточиться на создании такого самолета с нуля», – утверждает Эрик Барч, генеральный директор авиационного стартапа VerdeGo Aero, базирующегося в Дейтона-Бич, штат Флорида. 

По данным Федерального управления гражданской авиа­ции США (FAA), прохождение процедуры одобрения изменений конструкции самолета может занять несколько лет. Все видоизменения «будут тщательно изучены, после чего управление определит, какие новые стандарты безопасности могут потребоваться в связи с новой технологией», говорится в заявлении ведомства.

Тем не менее, по данным PitchBook, начиная с 2017 года инвесторы, среди которых есть и венчурное подразделение JetBlue Airways, вложили в стартапы, связанные с электросамолетами, свыше $250 млн. По словам Ноерткера, компания Ampaire привлекла необходимые средства из венчурных источников, в виде государственных грантов, а также от авиационной промышленности, в том числе от производителя двигателей Continental Aerospace Technologies.

Дин Донован, управляющий директор инвестиционной компании DiamondStream Partners, работающей в сфере авиации и туризма, считает, что нормативные препятствия для модернизации самолетов не являются непреодолимыми. По его словам, фирма уже сейчас рассматривает возможность инвестирования в некоторые концепции модернизации стандартных самолетов.

Когда речь идет о переделке, то «вы уже точно знаете, что самолет летает. Все, что вам остается сделать, – это заменить двигатель», говорит Донован.

Ampaire заявила, что уже получила разрешение FAA на полеты своего самолета в экспериментальных целях. В конце текущего года компания планирует перевезти модернизированный самолет на Гавайи для проведения дополнительных испытаний. В частности, самолет будет совершать полеты между главным аэропортом города Кахулуи на острове Мауи и небольшим аэропортом городка Хана на восточной оконечности острова. По словам Роба МакКинни, президента местной авиакомпании Mokulele Airlines, этот 15-минутный рейс будет следовать по тому же маршруту, что и лайнеры Mokulele, которая уже заинтересовалась возможностью переоборудования своего авиапарка из девяти пассажирских самолетов.

По мнению Ноерткера из Ampaire, гибридный самолет (изначально Cessna Skymaster) будет потреблять на 55% меньше топлива, чем немодифицированный. Стоимость обслуживания при этом снизится почти на 50%, а дальность полета составит 200 миль. Еще один стартап из Калифорнии – Wright Electric, который уже поддержан венчурными инвесторами, намерен модернизировать девятиместный самолет, сделав его гибридным. Такой самолет, по словам Джеффа Энглера, генерального директора компании, прекрасно подойдет для прыжков с парашютом. По его оценкам, в этом случае удастся сэкономить до 20% топлива.

Возможности модернизации самолетов также изучают и крупные авиапроизводители. Концерн Airbus SE заявил о том, что заменит один из четырех турбодвигателей реактивного лайнера малой дальности на электрический двигатель, испытания планируется провести до 2021 года. Главная цель – продемонстрировать новую технологию, коммерческое производство конкретно этой модели Airbus не планирует.

Некоторые небольшие авиакомпании уже модернизируют свой парк. В Ванкувере авиакомпания Harbor Air Seaplanes сняла один из своих самолетов с хранения, чтобы установить на нем электрический двигатель мощностью 750 лошадиных сил. Двигатель разработан компанией MagniX, которая около года назад перенесла свою штаб-квартиру из Австралии в район Сиэтла. Первый испытательный полет запланирован на ноябрь.

«В ближайшие пять лет вы увидите модифицированных самолетов гораздо больше, чем новых. Существует много авиаперевозчиков, обслуживающих короткие маршруты, для которых такая модернизация была бы выгодной», – говорит Рой Ганзарски, генеральный директор компании MagniX, за которой стоит мощный сингапурский конгломерат Clermont Group.

Грег Макдугалл, исполнительный директор и основатель Harbor Air, считает, что, поскольку у электродвигателей меньше движущихся частей и они производят меньше тепла, чем турбинные двигатели, которые сейчас используются в его авиакомпании, это делает их более дешевыми в обслуживании. Кроме того, уже в ближайшем будущем батареи обеспечат достаточную дальность полета для лайнеров авиакомпании, учитывая, что в среднем такой полет длится менее получаса.

«Я бизнесмен, а не просто мечтатель, – говорит Макдугалл, чья авиакомпания обслуживает рейсы в прибрежные районы рядом с Ванкувером, и добавляет: – Если я вижу экономическую целесо­образность в чем-то, то почему бы мне это не реализовать?»
 

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1603 просмотра

Как летать с 90%-ной скидкой

Устраивайтесь в авиакомпанию

Фото: shutterstock

Авиаперевозчики предлагают перелеты на выгодных условиях своим сотрудникам и даже представителям конкурентов.

Слетать в Париж на выходные или провести день на пляже вдали от зимнего холода? А, может быть, вы никогда не были в Черногории, на Таити или в Южной Дакоте? Если так, то вперед!

Все, что требуется, – просто работать в авиакомпании. Большинство из них позволяют своим сотрудникам летать бесплатно, а сотрудникам своих конкурентов – почти бесплатно. Некоторые льготы также распространяются на детей и родителей сотрудников и тех работников авиакомпаний, кто уже вышел на пенсию.

Возможно, эта самая лучшая служебная привилегия (не называйте это дополнительной выплатой – она не облагается налогом). Более того, ни в одной другой отрасли компании не предоставляют столь щедрые льготы сотрудникам своих конкурентов. Это как если бы компания Ford раздавала своим сотрудникам бесплатные автомобили, а работникам General Motors предоставляла скидку до 90%.

Более 200 авиакомпаний по всему миру имеют соглашения, позволяющие сотрудникам конкурентов, начиная от бухгалтеров и заканчивая работниками склада, совершать перелеты без подтвержденного места примерно за 10% от стоимости билета. Возможность получить билет на льготных условиях позволяет сотрудникам авиакомпаний вести совершенно иной образ жизни, если, конечно, они свой шанс используют. Но даже если сотрудники путешествуют изредка, сама мысль о том, что они могут слетать в Лондон просто на выходные, становится действенным бонусом.

«Моя жена не раз мне говорила, что разведется со мной, если я решу уйти из Hawaiian Airlines или если меня оттуда уволят», – рассказывает Дамиан Балиновский, менеджер по внутренним коммуникациям авиакомпании Hawaiian Airlines.

Он часто бывает в Европе, а по выходным летает на остров Мауи.

«То, чем мы оба дорожим, – это гибкость», – отмечает Балиновский.

Путешествующие без подтвержденного места сотрудники авиакомпаний – их называют некоммерческими пассажирами – применяют столь сложные стратегии, что они способны смутить даже самых опытных путешественников. Имея наготове резервные планы B, C, D и E, они регистрируются одновременно на три-четыре рейса, стремясь попасть хотя бы на один из них. Они не бронируют номер в оте­ле и не используют Airbnb до тех пор, пока самолет не начнет выруливать на взлетную полосу, поскольку всегда есть риск потерять место в самую последнюю секунду. И в основном именно из-за них свободное место рядом с вами вдруг оказывается занятым за мгновение до закрытия двери самолета.

В течение своего первого года работы в United Airlines Джасприт Сингх провел дома в Чикаго только четыре выходных из 52. Всего за три года работы в авиакомпании старший аналитик по развлекательным программам на борту совершил 500 авиарейсов, преодолев 700 тыс. миль.

Иногда 25-летний Сингх отправляется в Канзас-Сити, штат Миссури, чтобы покосить газон у своей матери. В другой раз он проводит выходные в Лондоне, Брюсселе или в каком-нибудь городе в Германии. Чтобы избежать зимних холодов, он улетает на западное побережье.

«Я просто появляюсь в аэропорту, смотрю на расписание вылетов и понимаю, где, скорее всего, будут свободные места», – говорит он.

По данным Southwest, с начала года до 15 июля авиакомпания перевезла около двух миллионов некоммерческих пассажиров. Почти 1,5 миллиона из них – это работники авиакомпании и члены их семей, 487 тыс. других пассажиров – представители конкурентов, сообщил Роб Дюссо, старший менеджер Southwest, отвечающий за мотивацию сотрудников и организацию подобных поездок.

Примечательно, что Southwest не имеет с другими авиакомпания ни код-шеринговых соглашений, ни договоренностей по интерлайну, по которым оставшиеся без места пассажиры могут улететь с другим перевозчиком. Однако у компании есть соглашения со 140 авиакомпаниями на поездки сотрудников.

«Это серьезно влияет на жизнь людей», – говорит Дюссо, который уже 20 лет руководит в Southwest подобными поездками и возглавляет ассоциацию путешествующих сотрудников.

Сам он тоже активно летает по миру в свободное время – только в этом году он совершил 46 перелетов, преодолев общее расстояние в 45 451 милю. «Просто я подумал, что у меня должны быть хорошие воспоминания», – признается он.

Существуют разные теории о том, с чего началась эта практика. Исторически в среднем авиакомпании заполняли лишь три четверти имеющихся мест. Поэтому могли позволить себе привлекать на работу (в индустрию, где уровень оплаты труда был не слишком высоким) людей, используя бонусы в виде бесплатных перелетов.

Те, кто работает в отрасли давно, полагают: перевозчики хотят, чтобы офисные работники могли лично проверить продукт компании, и отслеживали при этом деятельность конкурентов. Также считается, что авиакомпании хотели бы убедить сотрудников в том, что на работу можно добираться и на самолете, и это сейчас уже происходит.

Благодаря практике бесплатных перелетов сотрудники авиакомпаний могут позволить себе более гибкий график отдыха, например, продлить свое пребывание где-то еще на несколько дней, что редко бывает доступно обычным коммерческим пассажирам. Как правило, за билеты на международные рейсы сотрудники платят только налоги и государственные сборы. Если полет совершается на борту авиа­компании-конкурента, то оплачивается еще так называемый тариф ZED (зональная скидка для сотрудников), размер которого рассчитывается в зависимости от расстояния. Он может составлять от $15 до $179 в случае, если маршрут пролегает через половину земного шара.

Правда, сегодня, когда авиакомпании продают практически все свободные места, путешествовать с неподтвержденным местом становится все сложнее. По данным авиакомпаний, заплатившие за билет пассажиры, как правило, обладают большим приоритетом, нежели некоммерческие пассажиры из числа сотрудников. Однако в случае, когда речь идет о представителях руководства или членах экипажа, которым необходимо срочно вылететь куда-либо, наивысший приоритет может быть отдан им. Во многих авиакомпаниях позицию в листе ожидания определяет ранг сотрудников. В других все зависит от времени регистрации на рейс. Однако всегда приоритет отдается сотрудникам собственной авиакомпании, тогда как представители конкурентов попадают в конец листа ожидания.

Из-за отсутствия гарантий, что свободное место будет, некоммерческие путешественники заранее просматривают данные по бронированию билетов и отслеживают определенные тенденции, например, какие рейсы обычно заполняются уже непосредственно перед вылетом. Для этого сотрудники используют доступ к данным по бронированию билетов в своей авиакомпании, а также при помощи специального приложения узнают о наличии свободных мест у других перевозчиков. Кроме того, они могут получить прогнозные данные о степени успешности запланированного полета без подтверждения места.

«Путешествие без подтверждения места – это своего рода игра, требующая определенной стратегии, энергии и азарта», – говорит Дюссо из Southwest.

Любой некоммерческий пассажир, кто летает достаточно часто, может рассказать историю о ночи, проведенной на полу в аэропорту, или о сумасшедших маршрутах, которые пришлось построить, чтобы вовремя успеть вернуться на работу. Так, сотруднику Hawaiian Airlines Алексу Да Силва пришлось преодолеть 2700 миль по пути в Лос-Анджелес (минуя Гавайские острова), затем в Лас-Вегас и лишь потом в родной Гонолулу.

В 2017 году сотрудники авиакомпании Jet Blue, увлеченные игрой в путешествия без подтверждения места, организовали собственное соревнование в стиле реалити-шоу Amazing Race, где три команды из трех человек узнают о месте назначения в три часа дня в пятницу в штаб-квартире авиакомпании в Нью-Йорке.

Эрик Таннер, сетевой планировщик Jet Blue и автор идеи конкурса, выиграл уже две таких гонки. Когда в одной из них пунктом назначения был назван испанский Сан-Себастьян, Таннер сразу понял: игру выиграет тот, кто первым попадет в Испанию вообще. Его команда зарегистрировалась на рейсах Нью-Йорк – Мадрид сразу двух авиакомпаний – Iberia и American, после чего члены команды разместились в разных терминалах. Вылет Iberia был в 17:15, все билеты на рейс были проданы, однако игроки не теряли надежды. И действительно, десять человек на рейс не явились, и команда отправилась в путь.

Для некоммерческих пассажиров у Jet Blue есть только одно условие: они должны помочь навести порядок на борту самолета после завершения полета.

«Для меня это интересный опыт и отличный способ помочь коллегам», – говорит Таннер.

Марианна Дао начала понимать, что такое путешествие без подтверждения места, уже в первую неделю работы в Jet Blue, когда в пятницу ее босс появился в офисе с чемоданом, заполненным купальными принадлежностями и свитерами. Она тоже отправилась в аэропорт в поисках свободного места на борту.

Менее чем за четыре года Дао, аналитик по стратегическому сорсингу, путешествуя без подтверждения места, посетила 36 стран. На выходные в День независимости США она отправилась на несколько дней на Бермудские острова, затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы вместе с коллегами полететь на черногорские пляжи. Она оставила рюкзак, с которым ездила на Бермуды, в аэропорту, поскольку заранее приготовила чистую одежду для поездки в Европу.

По ее словам, это путешествие было чрезвычайно захватывающим и увлекательным.

«Я буду продолжать делать это до тех пор, пока позволяет здоровье», – говорит Дао.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций