Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


1 просмотр

Экибастузские коммунальщики попытались повысить тарифы и проиграли

Теперь им придется экономить на ремонте инфраструктуры

Фото: Shutterstock

В северном регионе компания решила не следовать тенденции сдерживания цен на коммунальные услуги. «Экибастузтеплоэнерго» заявило о намерении удвоить тариф, ссылаясь на производственную необходимость. Власти идею не поддержали, и дискуссия завершилась в суде. Не в пользу предприятия.

Проси больше – дадут меньше

В специализированном меж­районном экономическом суде Павлодарской области завершился спор между департаментом Комитета по регулированию естественных монополий и защите конкуренции (ДКРЕМ и ЗК) и ТОО «Экибастузтеплоэнерго». 

Это предприятие из структуры АО «Павлодарэнерго» – дочерней компании «Центрально-Азиатской электроэнергетической корпорации» (ЦАЭК). Оно занимается производством, передачей и распределением теплоэнергии в Экибастузе. Цены на данные услуги являются составляющими конечного тарифа для жителей этого города. Счета с учетом снабженческой надбавки предъявляет еще одно предприятие группы – «Павлодарэнергосбыт». 

Удорожание любой части тарифа приведет к его росту. В «Экибастузтеплоэнерго» заявили, что это необходимо для того, чтобы удержать квалифицированных сотрудников и провести полноценный ремонт изношенного генерирующего оборудования и сетей. Согласно расчету представителей предприятия, необходимо увеличить цену на выработку и распределение теплоэнергии с 4,74 тыс. до 8,81 тыс. тенге за гигакалорию – почти вдвое. Впервые это было озвучено в конце прошлого года на общественных слушаниях. Но тогда инициатива совпала со временем охватившей страну кампании по снижению тарифов и захлебнулась.

Жители города, которых возмутил аппетит монополиста, праздновали локальную победу, но предприятие настаивало на своем. 

В марте текущего года ТОО подало соответствующую заявку в региональный департамент по регулированию естественных монополий. А 1 апреля вышел приказ госоргана об утверждении с 1 мая текущего года по 30 апреля 2020 года тарифа, который остался на уровне прошлогоднего. Предприятие сочло свои права нарушенными и отправило своих юристов в суд оспаривать приказ государственного органа. Впрочем, сделать это не удалось.

Доводы против аргументов

Представители антимонопольного органа привели суду аргументы, которые тот посчитал убедительными и законодательно подкрепленными. Предприятие намеревалось добиться включения в статью расходов повышения заработной платы для административного и производственного персонала. В расчеты заложили численность сотрудников и средний размер заработной платы в регионе, сложившийся в отрасли за предыдущий год. Департамент настаивал на схеме, применяемой для комбинированных энергостанций, вырабатывающих и тепло, и электричество. Согласно ей заработная плата производственного и административного персонала, ранее учтенная в тарифах, индексируется на величину инфляции, то есть на 6%.

Таким образом, по мнению госоргана, она должна составлять для сотрудников экибастузского предприятия в среднем 99,2 тыс. и 104,6 тыс. тенге соответственно. Доводы истца о том, что станция не совсем соответствует категории комбинированных и такими зарплатами сотрудники довольны быть не могут, не были приняты во внимание.

Что касается сумм на капитальный ремонт, то приказом ДКРЕМ и ЗК заявленный объем также урезан – с 1,3 млрд до 591 млн тенге. Антимонопольщики разъяснили суду, с чем связана существенная корректировка. Дело в том, что ТОО «Экибастузтеплоэнерго» было создано в октябре 2018 года путем слияния активов, входивших в «Павлодарэнерго» Экибастузской ТЭЦ и «Экибастузских тепловых сетей». И расходы на капремонт, не приводящие к увеличению стоимости основных средств, включались в тарифы для этих предприятий.

«Вместе с тем станцией не освоены средства, которые выделялись с учетом утвержденных сумм, а представленная заявка превышала ранее утвержденную. Кроме того, работы по ремонту оборудования Экибастузской ТЭЦ и ремонт тепловых сетей уже были представлены при рассмотрении в 2015 году проектов тарифов на 2016–2020 годы», – сообщили суду представители департамента. 

В итоге в удовлетворении иска, а значит, и в обжаловании приказа ДКРЕМ и ЗК предприятию было отказано. Как проинформировали «Курсив» в пресс-центре АО «Павлодарэнерго», решение первой инстанции будет оспорено в вышестоящей инстанции.

Рассудит отопительный сезон

На предприятии настаивают, что пришла пора сосредоточиться на ремонте оборудования старейшей в регионе энергостанции, от которой питается теплом и электроэнергией город Экибастуз.

«В последние годы в Экибастузе со стороны государственных органов велась политика сдерживания роста тарифов, что привело к обратному эффекту. Так называемая «забота о потребителях» оборачивается риском ограничения в бесперебойном и качественном обеспечении потребителей теплом и горячей водой», – говорится в ответе «Павлодарэнерго» на запрос издания.

Здесь отметили, что работать в условиях сложившейся ситуации на рынке «весьма непросто». При росте цен, даже при условии сдерживания цен на уголь и воду, необходимо приобретать материалы для ремонта, стоимость которых растет из года в год. Надо учитывать, что поставщиками трубной продукции, которая является основным материалом для ремонта, являются российские производители, а курс рубля неуклонно растет. Кроме того, необходимо повышать заработную плату сотрудникам. Иначе квалифицированный персонал удержать невозможно. В связи с этим фактически средняя зарплата выше заявленной в смете и составляет для производственного персонала 145,5 тыс. тенге, административного персонала – 152,4 тыс. тенге.

На предприятии также считают, что заявления уполномоченного органа о том, что при утверждении тарифной сметы необходимо исходить из фактического освоения средств на эти цели за предыдущий период, не состоятельны.

«Во время реорганизации, то есть переходного периода, прекратив свою деятельность и передав активы новому собственнику, предыдущие предприятия уже не могли выполнять договорные отношения с подрядчиками и поставщиками в полном объеме. Что касается нового предприятия, то существует установленная законом процедура закупа для субъекта естественной монополии, которая занимает определенное время на организацию тендера», – уточнили в головной компании.

На экибастузской станции планировался капитальный ремонт пяти котлоагрегатов, текущий ремонт турбогенератора № 1, ремонт вспомогательного и общестанционного оборудования, ремонт зданий и сооружений на общую сумму около 638 млн тенге. Для тепловых сетей в планы был включен капитальный ремонт магистральных и внутриквартальных трубопроводов, ремонт зданий и сооружений, восстановление дорожного полотна на общую сумму более 666 млн тенге. 

«В утвержденном тарифе сумма ремонта составляет менее половины от заявленной суммы. Соответственно, расходы на ремонт будут урезаны», – предупредили на предприятии.

В заключение стоит отметить, что в регионе в целом как-то не наблюдается доверия у населения к расчетам монополистов, а намерения последних повысить тарифы, как правило, воспринимаются в штыки.


1603 просмотра

Как летать с 90%-ной скидкой

Устраивайтесь в авиакомпанию

Фото: shutterstock

Авиаперевозчики предлагают перелеты на выгодных условиях своим сотрудникам и даже представителям конкурентов.

Слетать в Париж на выходные или провести день на пляже вдали от зимнего холода? А, может быть, вы никогда не были в Черногории, на Таити или в Южной Дакоте? Если так, то вперед!

Все, что требуется, – просто работать в авиакомпании. Большинство из них позволяют своим сотрудникам летать бесплатно, а сотрудникам своих конкурентов – почти бесплатно. Некоторые льготы также распространяются на детей и родителей сотрудников и тех работников авиакомпаний, кто уже вышел на пенсию.

Возможно, эта самая лучшая служебная привилегия (не называйте это дополнительной выплатой – она не облагается налогом). Более того, ни в одной другой отрасли компании не предоставляют столь щедрые льготы сотрудникам своих конкурентов. Это как если бы компания Ford раздавала своим сотрудникам бесплатные автомобили, а работникам General Motors предоставляла скидку до 90%.

Более 200 авиакомпаний по всему миру имеют соглашения, позволяющие сотрудникам конкурентов, начиная от бухгалтеров и заканчивая работниками склада, совершать перелеты без подтвержденного места примерно за 10% от стоимости билета. Возможность получить билет на льготных условиях позволяет сотрудникам авиакомпаний вести совершенно иной образ жизни, если, конечно, они свой шанс используют. Но даже если сотрудники путешествуют изредка, сама мысль о том, что они могут слетать в Лондон просто на выходные, становится действенным бонусом.

«Моя жена не раз мне говорила, что разведется со мной, если я решу уйти из Hawaiian Airlines или если меня оттуда уволят», – рассказывает Дамиан Балиновский, менеджер по внутренним коммуникациям авиакомпании Hawaiian Airlines.

Он часто бывает в Европе, а по выходным летает на остров Мауи.

«То, чем мы оба дорожим, – это гибкость», – отмечает Балиновский.

Путешествующие без подтвержденного места сотрудники авиакомпаний – их называют некоммерческими пассажирами – применяют столь сложные стратегии, что они способны смутить даже самых опытных путешественников. Имея наготове резервные планы B, C, D и E, они регистрируются одновременно на три-четыре рейса, стремясь попасть хотя бы на один из них. Они не бронируют номер в оте­ле и не используют Airbnb до тех пор, пока самолет не начнет выруливать на взлетную полосу, поскольку всегда есть риск потерять место в самую последнюю секунду. И в основном именно из-за них свободное место рядом с вами вдруг оказывается занятым за мгновение до закрытия двери самолета.

В течение своего первого года работы в United Airlines Джасприт Сингх провел дома в Чикаго только четыре выходных из 52. Всего за три года работы в авиакомпании старший аналитик по развлекательным программам на борту совершил 500 авиарейсов, преодолев 700 тыс. миль.

Иногда 25-летний Сингх отправляется в Канзас-Сити, штат Миссури, чтобы покосить газон у своей матери. В другой раз он проводит выходные в Лондоне, Брюсселе или в каком-нибудь городе в Германии. Чтобы избежать зимних холодов, он улетает на западное побережье.

«Я просто появляюсь в аэропорту, смотрю на расписание вылетов и понимаю, где, скорее всего, будут свободные места», – говорит он.

По данным Southwest, с начала года до 15 июля авиакомпания перевезла около двух миллионов некоммерческих пассажиров. Почти 1,5 миллиона из них – это работники авиакомпании и члены их семей, 487 тыс. других пассажиров – представители конкурентов, сообщил Роб Дюссо, старший менеджер Southwest, отвечающий за мотивацию сотрудников и организацию подобных поездок.

Примечательно, что Southwest не имеет с другими авиакомпания ни код-шеринговых соглашений, ни договоренностей по интерлайну, по которым оставшиеся без места пассажиры могут улететь с другим перевозчиком. Однако у компании есть соглашения со 140 авиакомпаниями на поездки сотрудников.

«Это серьезно влияет на жизнь людей», – говорит Дюссо, который уже 20 лет руководит в Southwest подобными поездками и возглавляет ассоциацию путешествующих сотрудников.

Сам он тоже активно летает по миру в свободное время – только в этом году он совершил 46 перелетов, преодолев общее расстояние в 45 451 милю. «Просто я подумал, что у меня должны быть хорошие воспоминания», – признается он.

Существуют разные теории о том, с чего началась эта практика. Исторически в среднем авиакомпании заполняли лишь три четверти имеющихся мест. Поэтому могли позволить себе привлекать на работу (в индустрию, где уровень оплаты труда был не слишком высоким) людей, используя бонусы в виде бесплатных перелетов.

Те, кто работает в отрасли давно, полагают: перевозчики хотят, чтобы офисные работники могли лично проверить продукт компании, и отслеживали при этом деятельность конкурентов. Также считается, что авиакомпании хотели бы убедить сотрудников в том, что на работу можно добираться и на самолете, и это сейчас уже происходит.

Благодаря практике бесплатных перелетов сотрудники авиакомпаний могут позволить себе более гибкий график отдыха, например, продлить свое пребывание где-то еще на несколько дней, что редко бывает доступно обычным коммерческим пассажирам. Как правило, за билеты на международные рейсы сотрудники платят только налоги и государственные сборы. Если полет совершается на борту авиа­компании-конкурента, то оплачивается еще так называемый тариф ZED (зональная скидка для сотрудников), размер которого рассчитывается в зависимости от расстояния. Он может составлять от $15 до $179 в случае, если маршрут пролегает через половину земного шара.

Правда, сегодня, когда авиакомпании продают практически все свободные места, путешествовать с неподтвержденным местом становится все сложнее. По данным авиакомпаний, заплатившие за билет пассажиры, как правило, обладают большим приоритетом, нежели некоммерческие пассажиры из числа сотрудников. Однако в случае, когда речь идет о представителях руководства или членах экипажа, которым необходимо срочно вылететь куда-либо, наивысший приоритет может быть отдан им. Во многих авиакомпаниях позицию в листе ожидания определяет ранг сотрудников. В других все зависит от времени регистрации на рейс. Однако всегда приоритет отдается сотрудникам собственной авиакомпании, тогда как представители конкурентов попадают в конец листа ожидания.

Из-за отсутствия гарантий, что свободное место будет, некоммерческие путешественники заранее просматривают данные по бронированию билетов и отслеживают определенные тенденции, например, какие рейсы обычно заполняются уже непосредственно перед вылетом. Для этого сотрудники используют доступ к данным по бронированию билетов в своей авиакомпании, а также при помощи специального приложения узнают о наличии свободных мест у других перевозчиков. Кроме того, они могут получить прогнозные данные о степени успешности запланированного полета без подтверждения места.

«Путешествие без подтверждения места – это своего рода игра, требующая определенной стратегии, энергии и азарта», – говорит Дюссо из Southwest.

Любой некоммерческий пассажир, кто летает достаточно часто, может рассказать историю о ночи, проведенной на полу в аэропорту, или о сумасшедших маршрутах, которые пришлось построить, чтобы вовремя успеть вернуться на работу. Так, сотруднику Hawaiian Airlines Алексу Да Силва пришлось преодолеть 2700 миль по пути в Лос-Анджелес (минуя Гавайские острова), затем в Лас-Вегас и лишь потом в родной Гонолулу.

В 2017 году сотрудники авиакомпании Jet Blue, увлеченные игрой в путешествия без подтверждения места, организовали собственное соревнование в стиле реалити-шоу Amazing Race, где три команды из трех человек узнают о месте назначения в три часа дня в пятницу в штаб-квартире авиакомпании в Нью-Йорке.

Эрик Таннер, сетевой планировщик Jet Blue и автор идеи конкурса, выиграл уже две таких гонки. Когда в одной из них пунктом назначения был назван испанский Сан-Себастьян, Таннер сразу понял: игру выиграет тот, кто первым попадет в Испанию вообще. Его команда зарегистрировалась на рейсах Нью-Йорк – Мадрид сразу двух авиакомпаний – Iberia и American, после чего члены команды разместились в разных терминалах. Вылет Iberia был в 17:15, все билеты на рейс были проданы, однако игроки не теряли надежды. И действительно, десять человек на рейс не явились, и команда отправилась в путь.

Для некоммерческих пассажиров у Jet Blue есть только одно условие: они должны помочь навести порядок на борту самолета после завершения полета.

«Для меня это интересный опыт и отличный способ помочь коллегам», – говорит Таннер.

Марианна Дао начала понимать, что такое путешествие без подтверждения места, уже в первую неделю работы в Jet Blue, когда в пятницу ее босс появился в офисе с чемоданом, заполненным купальными принадлежностями и свитерами. Она тоже отправилась в аэропорт в поисках свободного места на борту.

Менее чем за четыре года Дао, аналитик по стратегическому сорсингу, путешествуя без подтверждения места, посетила 36 стран. На выходные в День независимости США она отправилась на несколько дней на Бермудские острова, затем вернулась в Нью-Йорк, чтобы вместе с коллегами полететь на черногорские пляжи. Она оставила рюкзак, с которым ездила на Бермуды, в аэропорту, поскольку заранее приготовила чистую одежду для поездки в Европу.

По ее словам, это путешествие было чрезвычайно захватывающим и увлекательным.

«Я буду продолжать делать это до тех пор, пока позволяет здоровье», – говорит Дао.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

 

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций