Перейти к основному содержанию

bavaria_x6_1200x120.gif


3320 просмотров

OK Google, как идут дела у YouTube?

Подразделение YouTube является настоящим «финансовым черным ящиком» компании Google

Фото: Jirapong Manustrong / Shutterstock.com

Рекламный бизнес Alphabet во многом базируется на сервисе видеохостинга, однако получить какие-либо финансовые данные о его деятельности практически невозможно. И для инвесторов это настоящая проблема.

Сегодня YouTube – это то место, где мы ищем пошаговые инструкции по ремонту сантехники, а затем смотрим за тем, как котята воюют с диспенсером для туалетной бумаги. Ежедневно население планеты просматривает более миллиарда часов видео, что делает YouTube столь же распространенным в современной культуре, как видеомагнитофоны, кассетные деки и вечерняя программа Nightly News в то время, когда я был ребенком.

Однако о финансовых делах интернет-зоомагазина Chewy, подавшего документы на проведение IPO, мы знаем больше, чем о YouTube. Как метко подметил репортер WSJ Роб Коуплэнд, видеохостинговый сайт YouTube, принадлежащий Google, который в свою очередь входит в холдинговую компанию Alphabet, – это своего рода «финансовый черный ящик». Такие статистические данные, как выручка или прибыль сайта, считаются вместе с данными других бизнес-направлений – поиском, операционной системой Android, веб-браузером Chrome и Google Maps.

При этом в течение 13 лет после того, как Google приобрел YouTube за $1,6 млрд, стратегия Alphabet в отношении сайта не доставляла каких-то больших неудобств. В конце концов, это не уникальный случай, и существует несколько многомиллиардных компаний, прячущихся в тени известных технологических гигантов.
Например, Facebook владеет социальной сетью Instagram с 2012 года. Amazon.com купила сеть супермаркетов Whole Foods в 2017 году. Немецкий софт­верный гигант SAP SE в ноябре приобрел аналитический ресурс Qualtrics всего за несколько дней до запланированного IPO.

Инвесторы признают, что после подобных приобретений данные компаний зачастую оказываются закрытыми для посторонних глаз. Так было в случае, когда корпорация Intel приобрела компанию – разработчика беспилотных автомобилей Mobileye; так было после поглощения Microsoft социальной сети LinkedIn. Тогда объем доступных для общественности данных резко сократился.

Тем не менее недовольство дефицитом информации по YouTube растет, и это отражается на рыночной стоимости самой Alphabet. Иными словами, то, как холдинг реагирует на эту проблему, может послужить уроком для тех компаний, которые считают, что лучшая стратегия в подобной ситуации – это молчание.

По оценке аналитиков, в настоящее время YouTube продает рекламу на сумму не менее $15 млрд в год, что больше, чем доход Lyft и Uber, вместе взятых. И по мере роста доходов сайта все громче слышны требования о необходимости его большей прозрачности. О том, что инвесторы хотят большей прозрачности в вопросах финансового положения YouTube, аналитик RBC Capital Марк Махэйни говорил еще три года назад.

Недавно этот «нарыв» прорвался: после того как Alphabet сообщила о самых медленных темпах роста начиная с 2015 года, стоимость акций компании упала на 9,7%. И поскольку YouTube является ключевым звеном рекламной машины Google, многие инвесторы считают, что именно видеохостинг является главным поводом для тревоги.

«Если вы не собираетесь раскрывать больше информации, это ваше право. Я просто отреа­гировал на это, проголосовав своими деньгами», – заявил после участия в распродаже акций холдинга основатель AlphaOne Capital Partners Дэн Найлс.

По словам Найлса, поскольку Alphabet, как правило, неохотно раскрывает информацию, невозможно узнать, что именно привело к спаду доходов Google. И остается только догадываться, насколько серьезна эта проблема на самом деле.

Может быть, трудности YouTube временные и происходят они на фоне усилий по улучшению контроля за чувствительным контентом? Или адаптацию встроенной рекламы затрудняет больший контроль за конфиденциальностью со стороны таких компаний, как производитель iPhone корпорация Apple? Или конкуренция в сфере рекламы усиливается из-за Amazon и других технологических гигантов?

«Мы не знаем ответа на эти вопросы, – говорит Дэн Найлс. – Но обычно чем больше информации раскрывается, тем более уверенным я себя чувствую, и это помогает мне оставаться с компанией даже в плохие времена».

По словам Найлса, он был впечатлен Facebook, одним из конкурентов Google, который столкнулся с опасениями инвесторов по поводу проблем с конфиденциальностью и предоставил им конкретные прогнозы относительно потенциальных последствий скандала. Впрочем, менеджер хедж-фонда признает, что в конечном итоге хотел бы увидеть аналогичный подход со стороны Facebook и к Instagram, который, по оценкам инвестиционного банка Jefferies & Co., в этом году вырастет до $14 млрд или, по крайней мере, на 60% по сравнению с 2018 годом.

Facebook приобрел Instagram в 2012 году за $1 млрд, но о конкретных финансовых результатах компании в настоящее время известно немного.

Примечательно, что раскрытия большего объема данных по YouTube требуют не только инвесторы. В рамках более крупного расследования Комиссия по ценным бумагам и биржам США не так давно интересовалась у руководства Alphabet, почему о доходах видеохостингового сайта ничего не сообщается. В конечном счете регуляторы оставили Alphabet в покое, однако аналитики продолжают изучать эту тему.

Рут Порат, главный финансовый директор Alphabet, во время конференц-звонка затронула вопрос замедления роста доходов, но не рассказала ничего нового. После своего прихода в компанию в 2015 году г-жа Порат когда-то обсуждала некоторые показатели YouTube и даже достаточно подробно говорила о других направлениях бизнеса, в частности о Waymo, разрабатывающей беспилотные автомобили. Однако информация по YouTube все еще остается недоступной, поскольку «представляет особую ценность для конкурентов».

Тем не менее аналитики хотят, чтобы Порат предоставила инвесторам новые данные по YouTube. Это особенно важно, если в бизнесе есть какие-то проблемы.

«Вопрос в том, существует ли на рынке недопонимание», – сказал г-н Махэйни, аналитик RBC. «Шум вокруг раскрытия информации поднимается тогда, когда акции компании не растут вверх. В этом вся суровая действительность», – отмечает он.

Есть риск, что Alphabet представит Уолл-стрит актив, который на самом деле хуже, чем ожидают аналитики. Г-н Махэйни считает, что большинство инвесторов оценивают маржу YouTube ниже, чем у основного бизнеса Google по поиску, однако по большинству показателей она все еще на хорошем уровне.

Оба, и Махэйни, и Найлс, в качестве примера, почему компаниям стоит дать рынку больше информации, указывают на Amazon Web Services – облачный бизнес гиганта электронной коммерции из Сиэтла. Так, первые отчеты Amazon о сногсшибательной марже AWS в начале текущего десятилетия привели к значительному росту акций компании.

«Раскрытие прибыльности было похоже на то, как тикер Amazon сменился с AMZN на AWS», – говорит Махэйни, имея в виду краткое название, под которым Amazon в настоящее время торгуется на бирже. Это одна из трех компаний (наряду с Microsoft и Apple), чья рыночная стоимость превышает $1 трлн.

Даже если Alphabet не захочет идти по пути AWS, компания может использовать подход Amazon к Whole Foods или подход Microsoft к LinkedIn. Хотя ни одна из этих компаний не проводит глубокий анализ этих подразделений, данные о финансовом состоянии Whole Foods можно почерпнуть в графе «Физические магазины» в отчете Amazon. Microsoft вообще выделяет конкретные доходы LinkedIn и его операционные убытки отдельной строкой.

Инвесторы вроде Найлса утверждают, что такая практика помогает добиться успеха и лично ему помогает обосновывать свои инвестиционные решения.

«Мне трудно объяснить, почему я не продаю бумаги, когда понятия не имею, как долго продлятся эти проблемы», – говорит он.

Независимо от того, что делает Alphabet, раскрытие любой новой информации будет приветствоваться. Пожалуй, за исключением лишь данных о том, как много людей смотрят видео с котятами.

Перевод с английского языка осуществлен редакцией Kursiv.kz


1899 просмотров

Интернет-торговцев Казахстана берут на тотальный учет

Согласны с этим не все

Фото: Shutterstock.com

Многие бизнесмены осуществляют продажи в интернете, нигде не регистрируясь. Власти пытаются легализовать эту деятельность, обещая налоговые преференции. Соглашаются на это не все.

Простор для интернет-шопинга

Объем электронной торговли в Казахстане, по данным Комитета по статистике РК, в прошлом году составил 269 млрд тенге, в 2017 году он был почти на 1 млрд меньше.

«Конечно, больше людей стали совершать сделки в сети. Количество покупателей в электронной торговле за этот период в нашей стране выросло вдвое и достигло 2,3 млн человек. Также в прошлом году было зарегистрировано 509 новых интернет-магазинов. Всего в стране их 1,7 тыс., в том числе по Костанайской области зарегистрировано более двух десятков», – рассказала на совещании в акимате области директор костанайского филиала АО «Казпочта» Елена Туребекова.

По данным областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития, в Костанайской области объем розничной торговли через интернет в 2018 году составил 4,2 млрд тенге, или 1,6% от общего объема по стране. Популярными товарами и услугами среди костанайцев остаются одежда, обувь, товары спортивные и для домашнего пользования, билеты на развлекательные мероприятия и продукты питания. В области официально зарегистрирован 131 предприниматель, работающий в онлайн-сегменте. Два года назад их было полсотни. Госорганы считают цифру существенно заниженной.

«Большинство предпринимателей попросту не регистрируют электронную торговлю в качестве дополнительного вида деятельности в органах государственных доходов. К примеру, часть магазинов, имея официальный сайт, не указывают его. Мы намерены провести точечную работу по выявлению субъектов бизнеса, осуществляющих торговлю товарами и услугами посредством интернета», – пояснила «Курсиву» и. о. руководителя управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Костанайской области Роза Горянная.

Выяснить, сколько предпринимателей остаются в тени, намерены чиновники и регионального департамента госдоходов. Уже в этом году, по словам Розы Горянной, они начнут совместный мониторинг костанайских бизнесменов в соцсетях и на популярных сайтах продаж. Когда завершится исследование, неизвестно.

Одни плюсы

Параллельно в стране ведется активная работа по стимулированию развития электронной торговли. По мнению чиновников, эти меры сыграют важную роль в сокращении доли теневой экономики. Для этого два года назад была принята «Дорожная карта на 2018–2020 годы». Одним из ее пунктов является освобождение от уплаты подоходного налога до 2030 года предпринимателей, осуществляющих продажи товаров через интернет. Но произойдет это лишь при соблюдении ряда условий: при электронном оформлении сделок, применении безналичной оплаты, наличии службы доставки. Также необходимо, чтобы доходы от электронной торговли составляли не менее 90% совокупного годового дохода юридического лица либо дохода ИП за налоговый период.

«Управлением инициирована совместная работа с департаментом государственных доходов по трансформации сайтов предпринимателей путем внедрения интернет-эквайринга, то есть онлайн-оплаты за товар или услугу. Учитывая, что электронная торговля не имеет территориальных границ, предприниматели рано или поздно поймут, что такая коммерция дает безграничные возможности для развития, а также уравниваются шансы между крупным, средним и малым бизнесом при выходе на мировые рынки», – добавила Роза Горянная.

Предприниматели перспективу давно поняли. В прошлом году в Костанайской области объем розничной торговли через интернет составил больше 7 млрд тенге. По словам заместителя руководителя областного управления предпринимательства и индустриально-инновационного развития Асхата Колмурзина, есть подозрение, что снижение показателя до 4,2 млрд тенге в этом году связано с тем, что е-коммерсанты уходят в тень.

Но ситуация должна измениться уже скоро, когда все расчеты будут проводиться в режиме онлайн вне зависимости формы работы. В апреле 2019 года внесены дополнения в законодательные акты РК по вопросам развития бизнес-среды и регулирования торговой деятельности. Например, перенесен срок применения онлайн контрольно-кассовых машин с 2024 на 2020 год. Чтобы процесс прошел безболезненно, ввели ряд льгот. Сегодня в области установлено 12 тысяч таких аппаратов. До декабря ожидается установка еще 37 тыс. единиц.

Увеличить число онлайн-бизнесменов в регионе планируется и с помощью обучающих проектов по госпрограммам, где есть специальные модули «IT для предпринимателей» и «Основы электронных услуг для бизнеса».

Ожидается, что в ближайшие 10 лет привлекательность электронной торговли в Казахстане возрастет. Правда, это произойдет и в том случае, если удастся повысить эффективность доставки, в том числе за счет использования новых способов. Сегодня в Костанайской области установлено 6 почтаматов, открыто 12 супермаркетов посылок. В 2025 году в областном центре планируется открытие фулфилмент-центра, чуть раньше, в 2022 году, – открытие центра электронной коммерции. Но пока это лишь планы.

E Commerce.jpg

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

d1fHAmG5BPI.jpg

almaty2019_kursiv_240×400.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций