Перейти к основному содержанию


1026 просмотров

Перемены всегда к лучшему

Будущее без сигаретного дыма

Недавно в Алматы прошел XV Международный PR-Форум, где кипели жаркие дискуссии и поднимались самые актуальные вопросы. Одна из сессий была посвящена конкретным успешным PR-кейсам на рынке Казахстана. На ней с участниками форума своими лайфхаками поделился советник по юридическим вопросам ТОО «Филип Моррис Казахстан» Артур Балтабеков.

Его полезные советы о том, как наладить работу PR-отдела компании с юристами с огромным интересом выслушали все собравшиеся на мероприятии, ведь проблема эта действительно наболевшая. Также Артур рассказал о глобальной трансформации компании «Филип Моррис» и том, как данный процесс влияет на ее развитие.

«Филип Моррис» сейчас переживает период трансформации бизнеса. На рынок выводятся новые альтернативные продукты, и мы твёрдо нацелены строить будущее без сигаретного дыма, но также трансформация повлияла на внутренние процессы компании и на ее сотрудников», – начал свое выступление Артур Балтабеков.

По словам Артура Балтабекова, внешняя трансформация «Филип Моррис Интернэшнл» (далее – ФМИ) связана, прежде всего, с глобальной идеей компании – создать будущее без сигаретного дыма. Следуя этой цели, табачный гигант хочет избавить мир от сигаретного дыма и добиться того, чтобы по меньшей мере 30% курильщиков брендов компании к 2025 году полностью отказались от курения сигарет в пользу менее вредной альтернативы. Компания предлагает совершеннолетним курильщикам продукты, которые могут заменить сигареты в будущем.

Больше десяти лет ФМИ инвестирует в разработку и научные исследования альтернатив сигаретам. На сегодняшний день инвестиции компании составили более 6 миллиардов долларов США. Сегодня у компании уже есть четыре варианта бездымных продуктов, каждый из них сейчас находится на разных стадиях разработки и коммерциализации. Например, IQOS сегодня можно купить в 47 странах, включая и Казахстан. Сегодня количество потребителей IQOS превышает 7 млн человек во всем мире и с каждым днем их число растет.

«Процесс внутренней трансформации компании означает изменение культуры, большая степень коллаборации между отделами и поиск наиболее эффективных форм сотрудничества. Например, мы стараемся упростить и ускорить процессы согласования различных документов с юристами. Например, у себя в компании мы создали готовую форму договоров, памяток и других документов, которые содержат все необходимые условия и положения. Работникам нужно только поставить дату, сумму, наименование услуг, изменить название поставщика и поставить печать и подпись, внедрение данной инициативы позволило значительно сократить время на процесс согласования договоров и других документов.

Мы тесно сотрудничаем с представителями других отделов и многому у них учимся. Например, специалисты отдела по связям с общественностью компании инвестировали своё время, чтобы обучить юристов тонкостям своей работы, и это способствовало лучшему пониманию и принесло свои плоды. Если раньше мы вносили большое количество правок в пресс-релизы и статьи, т.к. не понимали специфики, то сейчас, благодаря тому, что мы понимаем разницу и специфику каждого документа, мы делаем минимум корректировок. У нас остается очень мало вопросов. Пусть знание PR-тонкостей – это не наша работа, но если нам рассказать и разъяснить все тонкости, дальше взаимодействовать будет легче», – делится секретами успехами Балтабеков.

Артур рекомендует вовлекать юристов в работу с самого начала проекта. Так как законодательство меняется часто и быстро, поэтому если прийти к юристам с проектом на финальной его стадии, шанс, что в нём обнаружится много ошибок и неточностей, намного выше, чем если привлечь юриста к работе над проектом ещё на старте проекта.

«И, наконец, один из самых важных лайфхаков – личные отношения, которые куда лучше формальных служебных отношений. Поэтому, когда юристы и пиарщики говорят не о работе и встречаются вне работы – это всегда способствует лучшему взаимопониманию», – считает Артур Балтабеков.


869 просмотров

Как казахстанцу запустить успешный бизнес в Камбодже

История бренда Koompi

Фото: Shutterstock

Koompi – камбоджийский бренд ноутбуков, который появился благодаря усилиям казахстанского предпринимателя. За два года компании удалось стать одним из самых популярных производителей лэптопов в Камбодже и наладить экспорт в другие страны Юго-Восточной Азии.

«Степень экономического развития Камбоджи такова, что сейчас практически любой бизнес, связанный с онлайн-сервисами или интернетом, может быть потенциально удачным», – говорит Сакен Нигма, руководитель отдела развития бизнеса компании Koompi. Ему можно верить: в Камбодже он создал несколько бизнесов, но Koompi – самый известный его проект.

Книга знаний

До отъезда в Юго-Восточную Азию (ЮВА) Нигма успел и поработать в казахстанском корпоративном секторе в финансовой сфере, и получить опыт предпринимательской деятельности. Наработанный опыт позволил ему при первом посещении Камбоджи заметить перспективные ниши и направления для развития бизнеса. Через несколько месяцев Сакен Нигма снова прилетел в Камбоджу – теперь уже с билетом только в один конец и первоначальным капиталом в $80 тыс. Шел 2017 год.

У казахстанца была договоренность с местным бизнесменом о запуске платежной платформы, однако в последний момент камбоджиец передумал. С еще одним партнером Нигма собирался открыть в Камбодже банк, но регулятор не выдал им лицензию. На идею собирать и продавать ноутбуки Сакена Нигму натолкнуло чтение местной прессы – он увидел там интервью с камбоджийским предпринимателем, который хотел запустить подобный проект. Казахстанец нашел этого бизнесмена  через Facebook, они встретились, определились с общим видением бизнеса и приступили к работе.

Бизнес-проект по сборке ноутбуков из готовых комплектующих был признан перспективным в первую очередь потому, что лэптопы в Камбодже весьма дороги из-за высоких таможенных пошлин и доступны далеко не каждому местному жителю. Сам Нигма видит связь между ситуацией с доступностью техники и неосуществленным проектом платежной системы. «Когда я озвучил идею платежной системы, одним из основных рисков проекта был ощутимый кадровый дефицит – в Камбодже не хватало квалифицированных разработчиков. И мы увидели некую параллель между тем, что здесь проседает IT-образование, и тем, что ноутбук как инструмент для обучения не все могут себе позволить», – поясняет Сакен Нигма. Повышение доступности IT-образования стало фактически миссией компании, которая решила создавать ноутбуки с собственной операционной системой на базе Linux со специальной встроенной функцией для обучения программированию. Название бренда – Koompi – в переводе с кхмерского означает «книга знаний».

Биткоин для поддержки

Первая команда Koompi была интернациональной – работников искали и в Камбодже, и через LinkedIn. В числе первых сотрудников компании были специалисты из Японии, Сан-Паулу, Зимбабве, Чехии, несколько камбоджийцев и сам герой истории. Договоренности с поставщиками, закупка комплектующих в Тайване и Китае – все было организовано достаточно быстро. Продажи ноутбуков Koompi стартовали через 9 месяцев после того, как Сакен Нигма прилетел в Камбоджу.

Цена Koompi была установлена более чем демократичная – $275. Итог первого месяца продаж – 150 ноутбуков. Сейчас Koompi ежемесячно продает 500 ноутбуков, правда, их цена выросла до $339. Покупателям больших партий техники предоставляется скидка за объем, цена – $270. Налажены поставки Koompi на Филиппины, небольшая партия ушла в Таиланд. Компания участвует в государственных тендерах на комплектацию компьютерных классов в школах. «Для нашего маленького предприятия это хорошие цифры. Это позволяет всем себя комфортно чувствовать и зарабатывать деньги», – говорит Нигма и тут же добавляет, что так было не всегда. Когда проект еще не приносил прибыль, а источники дохода были необходимы, казахстанец создал в Камбодже сервис по покупке и продаже биткоинов. «В какой-то момент у нас был большой кассовый разрыв. И нам нужно был открыть небольшой сервис, который бы генерил деньги», – объясняет предприниматель. Через какое-то время после запуска сервиса Национальный банк Камбоджи заявил, что не рекомендует гражданам страны покупать и продавать криптовалюту. Директора компании с аналогичным бизнесом арестовали в тот же день, а после дали два года тюрьмы. Сакен Нигма, чтобы не повторить судьбу коллеги по рынку, по совету юриста тут же улетел в Бангкок. Сервис по покупке и продаже биткоинов был закрыт, его организаторы принесли руководству страны извинения, и после этого Нигма смог вернуться в Камбоджу к проекту Koompi.

После истории с биткоином команда Koompi пошла по классическому пути стартапа и привлекла в проект инвестора. Более того, это партнерство выросло в создание венчурного фонда, куда помимо инвестора Koompi вошли еще несколько человек, включая самого Сакена Нигму. На сегодня из 30 камбоджийских стартапов, в которые инвестировал этот венчурный фонд, выжили 19, при этом 7 из них – прибыльные. Самой успешной инвестицией фонда стал проект платформы по онлайн-покупке билетов на междугородние автобусы. Этот стартап был успешно реализован и в итоге выкуплен стратегическим инвестором из Камбоджи.

Продавать Koompi в Казахстане Сакен Нигма не планирует: во-первых, отечественный рынок после азиатского кажется слишком маленьким; во-вторых, цены на подобный продукт в Казахстане вполне конкурентные, а в-третьих, казахстанцы привыкли работать на Windows. Для камбоджийцев же Koompi часто первый ноутбук, и операционная система на базе Linux их не смущает.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций