Перейти к основному содержанию

kursiv_in_telegram.JPG


3377 просмотров

Что ждать от сделки Казахтелекома и Tele2

Аналитики высказались о консолидации фондом «Самрук-Казына» казахстанского телекоммуникационного рынка

Фото: АО «Казахтелеком»

«Сегодня совместное предприятие (СП) оценивается в $800 миллионов, что в 7,3 раза больше, чем базовая EBITDA (прибыль до вычета налогов, процентов, амортизации и т.д. – ред.) 2018 года. Кроме того, за счет развитой наземной инфраструктуры АО «Казахтелеком» и серьезного опыта Tele2 AB и «МТС» по управлению мобильными активами была создана лучшая в стране сеть для высококачественной передачи голосовых и мобильных данных», высказал свою позицию по сделке с Tele2 председатель правления АО «Казахтелеком» Куанышбек Есекеев на своей странице в Facebook.

По данным Tele2, общая стоимость доли СП Теле2-Алтел за вычетом беспроцентного долга Tele2 перед Казахтелеком составит примерно более 63,8 млрд (или $169 млн). Казахтелеком также выплатит акционерный займ шведской компании в размере 80 млрд тенге.
 
Напомним, «Казахтелеком» и Tele2 AB в конце мая нынешнего года подписали договор о приобретении 49% доли шведского мобильного оператора в совместном предприятии (СП) Khan Tengri Holding B.V. Пресс-служба Казахтелекома сообщила, что сделка будет завершена в конце июня 2019 года. СП было создано в конце февраля 2016 года; тогда стороны договорились о создании совместного предприятия в мобильном сегменте на базе бизнесов АО «АЛТЕЛ» и ТОО «Мобайл Телеком-Сервис», в котором доля АО «Казахтелеком» составляла 51% акционерного капитала (49,48% голосующих акций). Tele2 реализовал пут-опцион, предусмотренный соглашением акционеров по выкупу АО «Казахтелеком» принадлежащих Tele2 Sverige AB 49% акций Khan Tengri Holding B.V.

«Диверсификация бизнеса, масштабы группы компаний «Казахтелекома», команда опытных управленцев, сильные финансовые показатели и рост рентабельности позволят эффективно реализовать действительно амбициозные проекты, такие как внедрение 5G и уменьшение цифрового неравенства», - поделился планами Есекеев.

Он рассказывает, что за три года СП удалось существенно нарастить общую долю на рынке, выйти на операционную прибыль и значительно улучшить финансовые показатели. «Технология LTE Advanced внедрена повсеместно на сети, причем покрытие увеличено до 75%. Абоненты Алтел и Теле2 по достоинству оценили быстроту и качество предоставляемых услуг - средний доход на абонента стал в прошлом году самым высоким среди операторов мобильной связи и составил почти 1,5 тыс. тенге», - привел цифры Куанышбек Есекеев, пояснив, что абонентская база СП в первом квартале 2019 года превысила 7 млн сим-карт, а абонентская база Кселл – достигла почти 9 млн.

«Объявленная сумма сделки в целом находится в рамках наших ожиданий, - говорит аналитик Halyk Finance Алия Асильбекова. – Как мы ранее отмечали, учитывая значительную клиентскую базу СП Теле2-Алтел и высокую долю на рынке мобильной связи в Казахстане, полная консолидация СП Теле2-Алтел положительно скажется на финансовых показателях Казахтелекома, способствует операционной синергии и позволит диверсифицировать портфель бизнес активов. Сделка по приобретению 49% доли в СП была учтена нами в наших прогнозных расчётах и не вносит изменений в нашу рекомендацию «Покупать» акции Казахтелеком с 12М ЦЦ 30 130 KZT/акцию».

«Покупка 51% доли шведской Теле2 была ожидаемым событием в свете консолидации мобильного рынка Казахстана и наличия опционов, которые и исполнили шведские партнеры Казахтелекома, - говорит директор департамента аналитики АО «Фридом Финанс» Ерлан Абдикаримов, - Конкретно данное приобретение фундаментально не повлияет на рынок как это было с покупкой Кселл. Потому что совместное предприятие «Алтел-Теле2» и прежде пользовалось общей инфраструктурой Казахтелекома, а шведская Теле2 и Казахтелеком были все-таки партнерами, а не конкурентами. Тем не менее, приобретение позволит Казахтелекому официально консолидировать почти две трети мобильного рынка в своих руках, что даст общее повышение рентабельности операторов благодаря операционной синергии и единой инфраструктурной базы, особенно на фоне скорого внедрения 5G, которое потребует больших капиталовложений». 

Ерлан Абдикаримов считает, что условия приобретения оказались немного выше их ожиданий. В последний раз Фридом Финанс оценивал стоимость бизнеса (enterprise value - EV) СП «Теле2-Алтел» в размере $716 млн, что немного ниже фактической EV сделки - $800 млн. «Подобная разница снижает нашу итоговую оценку по Казахтелеком на 1500 тенге на акцию, до 37800 тенге. Тем не менее, в нашей последней оценке СП «Теле2-Алтел» было слишком много неизвестных финансовых параметров, так как отчетность совместной компании не раскрывается в полной мере. Поэтому в ближайшем будущем, после консолидации финансовых показателей СП «Теле2-Алтел» в отчете Казахтелекома, мы еще раз глобально пересмотрим свою оценку», - добавил Ерлан Абдикаримов, пояснив, что более высокая оценка, может быть связана с тем, что доля рынка и финансовые показатели Tele2 сложились выше ожиданий на момент сделки, что также позитивно для Казахтелекома.

«Я хотел бы отдельно поблагодарить фонд «Самрук-Казына» за доверие и содействие в заключении исторической для рынка сделки», - добавил Куанышбек Есекеев.

Его поддерживают наблюдатели телекоммуникационного рынка Республики. «Казахстан от этой сделки, в итоге, выигрывает – ведь государство владеет фондом «Самрук-Казына», который владеет «Казахтелекомом», - убежден управляющий партнёр коммуникационного агентства Khalykbergen Нуркен Халыкберген. - Государство преследует прекрасную цель – зарабатывать на своих активах. В свете предстоящего IPO Казахтелекома, создаваемый большой и мощный телекоммуникационный актив привлечет еще больше денег. Инвесторы гораздо охотнее будут вкладывать в перспективного игрока, который в будущем (чем черт не шутит) может перешагнуть территориальные границы страны, и как следствие, рост стоимости акции - государство зарабатывает больше. Простая, но железобетонная логика».
 


925 просмотров

Поборется ли Казахстан за долю рынка судового топлива?

Международная морская организация ООН (IMO) ужесточила требования к качеству топлива для морских судов

Фото: VladSV / Shutterstock.com

Международная морская организация ООН (IMO), движимая заботой об экологии планеты, ужесточила требования к качеству топлива для морских судов. Считается, что оксид серы – один из основных загрязнителей атмосферы.

С 1 января 2020 года содержание серы в сжигаемом на кораб­лях судовом топливе должно быть снижено до 0,5% с нынешних 3,5%. А в отдельных, особо чувствительных акваториях, так называемых зонах эмиссионного контроля (к ним относятся, в частности, порты на Балтике и Северном море, на Ла-Манше, в прибрежных водах США и Канады и др.), требования еще жестче: суда, заходящие в эти порты, не должны использовать топливо с показателем выше, чем 0,1% содержания серы. Нарушителей – и судовладельцев, и портовые власти – ожидают внушительные штрафы.

Новые жесткие требования IMO напрямую задевают интересы сразу нескольких групп стейкхолдеров – владельцев судоходных компаний, нефтепереработчиков, нефтетрейдеров и производителей присадок. И, как это ни парадоксально, простых казахстанцев.

Цена новых правил

Перевозка морем – самый популярный (а иногда и единственно возможный) способ доставки сырья, товаров и продовольствия из одной точки земного шара в другую. В мировой торговле судоходство обеспечивает транспортировку 90% всех перевозимых грузов. При этом, по оценкам S&PGlobalPlatts, в стоимости перевозки до 70-80% составляют затраты на топливо.

Чтобы исполнить новые требования IMO, судовладельцам придется устанавливать на кораблях дорогостоящие очистные установки, так называемые скрубберы, абсорбирующие серу оксидами цинка. Помимо высокой цены (от $5 млн до $8 млн) установка имеет еще один минус: она может занимать до четверти полезной площади судна, что делает невозможной ее использование на судах небольшого водоизмещения. Остается вариант покупки судового топлива с меньшим содержанием серы. А оно стоит гораздо дороже – уже сейчас контрактная цена на поставку в 2020 году топлива с высоким содержанием серы снижается, обессеренного – растет. По оценкам экспертов консалтинговой компании WoodMackenzie, из-за новых требований к содержанию серы затраты судоходных компаний на топливо вырастут в следующем году вполовину. 
И это значит, что забота об экологии обернется дополнительными расходами судовладельцев, которые они, без сомнения, заложат в цену перевозимого товара. А уж владелец этого товара переложит их на кошелек конечного потребителя. Так что не стоит удивляться в следующем году удорожанию товаров, попадающих в наши магазины морским путем из Азии, Америки или Японии.

Качественный раздел

На сегодняшний день большинство морских судов в мире используют высокосернистый мазут или специальное дизельное топливо. Серьезный игрок этого рынка – Россия, наш партнер по ЕАЭС. К примеру, одну десятую часть всех своих потребностей в топливе компания Maersk, мировой лидер в сфере контейнерных перевозок, закрывает за счет закупки продукции российских НПЗ. Однако стоит принять во внимание, что основной сорт добываемой в России нефти – Urals, и его главная особенность – высокое содержание серы. Поэтому российские нетеперерабатывающие заводы производят в основном мазут с высоким содержанием серы. Генеральный директор Maersk Серен Скоу уже заявил о намерении перевести к новому году большую часть своих судов на использование топлива с низким содержанием серы.

Это снизит спрос на российское топливо и заставит нефтепереработчиков изыскивать средства на модернизацию заводов и строительство дополнительных установок обессеривания.

Говорить о каких-то тенденциях в этой связи в Казахстане и вовсе не приходится: в 2018 году все три казахстанских НПЗ, только завершившие модернизацию, увеличившую их глубину переработки, произвели суммарно немногим больше 2,8 млн т мазу­та. Для сравнения: в целом по России этот показатель составил 46,4 млн т, из которых больше половины ушло на экспорт. Так что тут мы россиянам явно не конкуренты.

Впрочем, специалисты утверж­дают, что у Казахстана был шанс стать игроком на всемирном рынке судового топлива. В 2016 году в Актобе, на небольшом частном НПЗ «Актобе нефтепереработка», была выпущена первая промышленная партия остаточного судового топлива по международному стандарту ISO 8217. У владельцев завода, одним из которых был бывший акционер Атырауского НПЗ Алмаз Кужагалиев, были амбициозные планы по наращиванию объемов переработки судового топлива и завоеванию доли мирового рынка. 

По словам Кужагалиева, казахстанская нефть, добываемая на месторождениях на западе страны, в частности в Макатском районе Атырауской области, отличается низким, а иногда ультранизким уровнем серы и меркаптанов, а также бензиновой фракции, и является идеальным сырьем для производства судового топлива. Сегодня эта нефть поставляется в сыром виде в нефтепровод «Атырау – Самара», где по пути смешивается с нефтью других поставщиков, ухудшающей ее качество.

«Чтобы получить справедливую премиальную цену за качество, необходимо весь объем казахстанской нефти, закачиваемый в нефтепровод «Атырау – Самара», уже на территории Казахстана разделить на три потока: 1) с содержанием серы до 0,1% – это не более
2 млн т; 2) с содержанием серы до 0,25% – это около 12 млн т; 3) с содержанием серы до 1,0% – это около 6 млн т», – написал Кужагалиев в своем открытом письме на имя президента страны Нурсултана Назарбаева 14 марта 2019 года, за пять дней до его отставки.

Дополнительные доходы

По мнению опытного нефтепереработчика, нефть с содержанием серы до 0,1% «должна перерабатываться в судовое топливо на территории Казахстана, так как сохранить такое качество в системе ПАО «Транснефть» на территории России практически невозможно. Это принесет дополнительный доход в размере $100 на каждой тонне ультранизкосернистой нефти, из которых $30 достанутся России за транзит судовых топлив на мировой рынок, остальное останется в нашем государстве. Таким образом, данное мероприятие принесет Казахстану около $140 млн дополнительных доходов. Нефть с содержанием серы до 0,25% должна прокачиваться отдельно от российской нефти в порт Усть-Луга Ленинградской области и реализовываться как минимум по паритету с Brent (полагаем, будет премия на уровне азербайджанской легкой). Даже в этом случае дополнительный доход Казахстана составит $33 на тонне, или $400 млн в год», – резюмирует Алмаз Кужагалиев.

По его мнению, выгода для Казахстана будет на порядок выше, если Казахстан обзаведется собственным НПЗ в Усть-Луге, подобно тому, как Россия пользуется сейчас космодромом Байконур в Казахстане. Для реализации подобного проекта, по мнению автора обращения, нужна политическая воля высшего руководства. 

Письмо авторитетного нефтяника было отправлено им из-за решетки. 7 декабря 2016 года на НПЗ «Актобе нефтепереработка» прошла спецоперация КНБ. Силовики обвинили руководство предприятия в хищениях и контрабанде нефти, а также в занижении ее таможенной стоимости. Спустя два года, 12 декабря 2018 года, соучредитель ТОО «Актобе нефтепродукт» Алмаз Кужагалиев и гражданин Беларуси Сергей Кунцевич за продажу в Кыргызстан 13 тыс. т сырой нефти под видом нефтепродуктов были приговорены к 19 и 17 годам лишения свободы соответственно.

Пока непонятно, дойдет ли обращение осужденного Кужагалиева до нового президента Республики Казахстан. И будет ли Казахстан бороться за долю мирового рынка судового топлива, воспользовавшись жесткой позицией Международной морской организации.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Как вы провели или планируете провести отпуск этим летом?

Варианты

svadba.jpg

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций