Перейти к основному содержанию


13460 просмотров

Европейцы предлагают Центральной Азии деньги в обмен на реформы

Конкуренция за влияние в регионе продолжается

Федерика Могерини. Фото: Alexandros Michailidis / Shutterstock.com

Внешне повестка дня прошедшей в Бишкеке 6 и 7 июля встречи глав МИДов центральноазиатских стран с верховным представителем ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерикой Могерини не сильно отличалась от подобных мероприятий последних лет.

Участники важного внешнеполитического мероприятия обсудили ключевые возможности и вызовы, с которыми страны Центральной Азии сталкиваются в условиях меняющегося мира. Отметили положительную динамику развития партнерских отношений между Европейским союзом и государствами региона. Наконец, стандартно подтвердили «свою приверженность совместной работе в интересах мира, безопасности, прав человека, демократии и устойчивого развития при полном соблюдении международного права».

Всем сестрам по серьгам

И все же некоторые отличия между министерскими встречами прошлых лет с последним мероприятием в столице Кыргыз­стана имелись. Связаны они с апгрейдом Стратегии ЕС в Центральной Азии – ее обновленный вариант был презентован в Бишкеке в середине июня и в целом положительно воспринят в столицах стран нашего региона. Стратегия предусматривает помощь Брюсселя как в «интеграции центральноазиатских государств в мировую торговлю», так и в «усилении углубления регионального сотрудничества». Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Федерика Могерини озвучила и сумму финансовой помощи странам Центральной Азии.

Было объявлено, что к 1 млрд евро, выделенному региону на период 2014–2020 годов, в Европейском союзе решили добавить еще 72 млн евро. Из них 36 млн евро достанется Кыргызстану, который намерен при содействии ЕС реализовывать новую программу по поддержке образовательного сектора.

Транш в 20 млн евро уйдет в Таджикистан на строительство новой ГЭС «Себзор» в Горно-Бадахшанской автономной области. Предполагается, что с вводом в эксплуатацию она начнет экспортировать электроэнергию в северные провинции Афганистана. Сумма в 14 млн евро пойдет на расширение программы SWITCH Central Asia, по поддержке перехода региона к зеленой экономике, которая была официально презентована в Бишкеке накануне министерской встречи. Наконец, 2 млн евро отдается на реализацию совместного казахстанско-узбекистанского проекта, направленного на расширение экономических прав и возможностей женщин. Правда, у проекта есть один интересный нюанс: в его рамках предусматривается обучение женщин из Афганистана с целью их вовлечения в экономическое развитие своей страны. С высокой долей вероятности «афганский пункт» станет превалирующим.

Сотрудничество и его условия

После 2020 года 1 млрд евро, к которому ЕС добавил указанные выше 72 млн евро, будет полностью выплачен. Соответственно, следует ожидать, что уже в ближайшее время в Брюсселе начнут или уже начали формировать бюджет предстоящего сотрудничества с нашим регионом в рамках обновленной Стратегии «ЕС – Центральная Азия». При этом помощь почти наверняка будет определена рядом условий, на которые Федерика Могерини и европейский комиссар по международному сотрудничеству и развитию Невен Мимица обратили внимание в совместной статье, опубликованной почему-то в основном в узбекистанских СМИ.

В статье, появившейся непосредственно накануне министерской встречи в Бишкеке, Могерини и Мимица отметили, что «Европа и Центральная Азия никогда еще не были так близки друг к другу», и подчеркнули: «Мы хотим поддерживать страны Центральной Азии в их стремлении стать более устойчивыми в социальной, экономической или экологической сферах. Это означает укрепление независимых СМИ, создание условий для гражданского общества, укрепление верховенства права и государственного управления, борьбу с коррупцией, а также расширение возможностей молодежи и женщин».

Безусловно, этот аспект, который, по мнению авторов статьи, является столь же важным, как и содействие со стороны ЕС проведению реформ и модернизации экономик региона с будущим вхождением всех стран Центральной Азии в ВТО, вряд ли кто в нашем регионе подверг­нет сомнению. Правда, только в общих чертах. Как только дело доходит до конкретики, выясняется, что у каждого государства имеется свой особый, вполне обоснованный взгляд на обозначаемые Европейским союзом проблемы и пути их решения. Соответственно, есть различие и в восприятии инициатив Брюсселя. То, что для одних выглядит нормальным, для других кажется категорически неприемлемым. Видны эти различия и из бесед с экспертами, которых «Курсив» попросил прокомментировать итоги министерской встречи «Европа – Центральная Азия» в Бишкеке.

Почти американская «5+1»

По наблюдениям сопредседателя Клуба региональных экспертов «Пикир», политолога из Бишкека Игоря Шестакова, встреча глав МИДов центральноазиатских стран с представителями ЕС прошла в конструктивной обстановке.

«Европейский союз продемонстрировал свое желание присутствовать в Центральной Азии. На мой взгляд, Европейский союз сегодня пытается выстроить свою программу взаимодействия с нашим регионом, которая позиционируется как альтернатива уже устоявшимся связям с Россией, Китаем и США. При этом ЕС презентует себя влиятельной организацией в регионе, который напрямую не связан с европейскими интересами», – заметил в беседе с «Курсивом» Игорь Шестаков, обратив внимание, что инициативы Брюсселя сильно напоминают программу сотрудничества США с Центральной Азией, известную как «5+1».

Другое дело, заметил политолог из Бишкека, что в отличие от американцев европейцы сделали ставку на сотрудничество в области образования, которое действительно может сблизить страны Центральной Азии с европейской повесткой дня.

«Что касается всего остального, то здесь видны повторы американского подхода, связанного с политическими свободами. Европейский союз готов действовать на этом же поле. Прежде всего речь идет о свободе СМИ и независимой деятельности судебной системы. По мнению европейских аналитиков, в этих областях наблюдаются определенные проблемы. Поэтому ЕС будет это модерировать, правда, не в столь жесткой форме, как это делали США. Тем не менее возможно, что финансирование социально-экономических и культурно-гуманитарных проектов будет напрямую зависеть от политических требований Брюсселя», – подчеркнул Шестаков.

Полной информации о встрече нет

Другой политолог из Кыргызстана – Дмитрий Орлов – не считает прошедшую министерскую встречу в Бишкеке сколь-либо успешной. По его мнению, пока Европа рассматривает свои интересы в Центральной Азии с позиции интересов США, ни о каком плодотворном сотрудничестве Европейского союза с центральноазиатскими государствами не может быть и речи.

«Простой пример: в конце января этого года Европейский парламент рекомендовал властям Евросоюза поспособствовать снижению экономической зависимости Кыргызстана от России и Китая. Также было рекомендовано обеспечить существенное усиление противодействия пропаганде, распространяемой российскими СМИ. То есть европейская риторика против России и Китая, которые являются главными торгово-экономическими партнерами стран Центральной Азии, чуть ли не до запятых совпадает с риторикой американцев», – рассказал Орлов, обратив внимание, что в свободном доступе нет полной информации о встрече Могерини с главами МИДов стран региона.

«Все заявления для прессы – это ширма, не более. Но все же хочется понять, что может предложить Европа Центральной Азии, кроме грантовых денег, которые чаще всего утекают в карманы нечистых на руку чиновников? Говорить о демократических ценностях смысла нет. На ряд из них в Центральной Азии наблюдается кардинально иной взгляд», – подчеркнул Дмит­рий Орлов.

Взгляд из Узбекистана

Еще одной точкой зрения на сотрудничество «Европейский союз – Центральная Азия» поделился с «Курсивом» директор узбекистанского центра исследовательских инициатив Ma’no Бахтиёр Эргашев. По словам политолога из Ташкента, на протяжении всех лет сотрудничества с Центральной Азией Европейский союз каждый раз выдвигал определенные условия, которые надо было выполнять.

«Это было, и это остается. Более того, есть ощущение, что такой подход останется и в будущем. Не думаю, что это правильно, поскольку неудача предыдущей Стратегии ЕС в Центральной Азии во многом связана с выдвигаемыми требованиями политического характера, которые нередко затрагивали вопросы суверенитета и безопасности стран нашего региона», – озвучил свое мнение Бахтиёр Эргашев.

К примеру, узбекистанский политолог считает ошибочными увязываемые с экономическим сотрудничеством текущие претензии Евросоюза по вопросам свобод религиозных объединений.

«Безусловно, это важный вопрос. И против него никто не будет. Но следует понимать, что в странах, которые переживают очень сложный период политической, экономической и социальной модернизации, всегда возникают серьезные проблемы во взаимоотношениях между государством и религиозными организациями. В этих условиях навязывать свои стандарты видится не совсем корректным. Тем более что ряд религиозных объединений явно не являются белыми и пушистыми, поскольку ставят своей целью изменить светский характер наших стран», – заметил Эргашев, подчеркнув, что внешнее навязывание условий без учета специфики наших стран обычно сводит на нет практически все инициативы по взаимовыгодному экономическому сотрудничеству.


9013 просмотров

Страны Центральной Азии разминировали границы, но не готовы объединяться

О чем говорили эксперты на «круглом столе» об интеграции

Фото:shutterstock

Прошедшее в первый день работы XVI Евразийского медиафорума заседание «круглого стола» по вопросам интеграции стран Центральной Азии сумело удивить – ряд заявлений зарубежных экспертов явно тянут на сенсацию, считает специальный корреспондент «Курсива» Анатолий Иванов-Вайскопф. 

Из заявленных в анонсе участников дискуссии в обсуждении злободневного для Центральной Азии вопроса не участвовал разве что представитель Китая. По неизвестным причинам профессор Чжуанчжи Сунь, который является директором авторитетного в КНР Института по изучению России, Восточной Европы и Центральной Азии, заранее заготовленное ему кресло за «круглым столом» так и не занял. Впрочем, достаточно высокий статус других спикеров первого заседания XVI Евразийского медиафорума изначально предполагал, что можно будет услышать немало интересного. Так и произошло. Отдельные заявления участников панельной сессии оказались столь оригинальными, что слушатели не раз делали удивленные глаза и разводили руками. 

История на новый лад

Первым, еще на стадии обозначения наиболее важных для региона проблем одной фразой, дал пищу для размышлений эксперт из Таджикистана.

«К началу третьего десятилетия XXI века все государства Центральной Азии приобрели национальный статус. Все государства нашего региона решили свои вопросы и стали полноправными участниками международных отношений. В этих условиях нам надо разработать новую стратегию взаимоотношений. Я больше чем уверен, что третье десятилетие будет десятилетием государств Центральной Азии!» – смело заявил доктор политических наук, профессор кафедры международных отношений и дипломатии Российско-Таджикского университета Хомид Саидов

Свое мнение высказал советник президента Казахстана, политолог Ерлан Карин. «Главный вопрос, что стоял и стоит сейчас перед регионом, – это запуск активного диалогового процесса, инициатива которого исходила именно от нашей страны, от Казахстана. Не случайно в прошлом году по инициативе первого президента Казахстана в столице нашей страны состоялась рабочая консультативная встреча лидеров стран Центральной Азии», – подчеркнул казахстанский политолог, заметив, что в настоящий момент важно обеспечить взаимодействие между странами на постоянной основе.

Правда, наверное, у наших соседей по региону будут небольшие уточнения по процедурному вопросу. До последнего времени считалось, что инициатива о проведении консультативных встреч глав государств региона принадлежит президенту Узбекистана Шавкату Мирзиееву. Во всяком случае, на официальном сайте президента Республики Казахстан в информацию об этой встрече никаких изменений пока не вносили.

«Да ладно» и «не может быть»  

Дальше стало еще интереснее. Возникло впечатление, что приглашенные на «круглый стол» эксперты особого желания дискутировать между собой не испытывают. Куда важнее для них было донести свою подготовленную позицию по вопросу интеграции государств Центральной Азии и роли региона в мировом сообществе. В ряде случаев вслед за озвучиванием таких «заготовок» со зрительских мест периодически слышались вопросительные возгласы вроде «да ладно?», «это серьезно?!» и «кто бы мог подумать?». Например, легкий гул прокатился по залу после замечания эксперта – консультанта Национального института стратегических исследований Кыргызстана Шерадила Бактыгулова о преимуществах Центральноазиатского региона.

«Мне хочется напомнить, что Центральная Азия – это тот регион постсоветского пространства, на котором не случилось военных конфликтов. Это тот регион, где не было гражданской войны, где не было какого-либо противостояния. Это самый спокойный регион», – заметил эксперт из Кыргызстана, явно не обращая внимания на замечания со стороны зрителей, отнюдь не тихо напомнивших о событиях в Оше и Таджикистане. 

Хотя чему удивляться, если упомянутый выше таджикский эксперт Хомид Саидов настолько оригинально охарактеризовал каждую страну Центральной Азии, что наблюдавшие из зала за ходом условной дискуссии политологи главным образом из Алматы, Ташкента и Бишкека стали нервно покашливать.

«В рамках Центральной Азии нам надо придумывать какой-то общий проект. Но речь не идет о какой-то интеграции. Мы уже как-то создавали одну интеграцию. Она не получилась. Мы взяли и сами расформировали ее! А сейчас третье десятилетие XXI века и каждое государство имеет хорошие возможности для своего развития. Казахстан – самая продвинутая страна. Узбекистан – самое гигантское по своим возможностям государство. Туркменистан имеет самый хороший международный статус. У Кыргызстана с его демократическими преобразованиями есть положительный имидж. Наконец, Таджикистан располагает огромными гидроэнергетическими ресурсами», – заявил таджикский эксперт, подчеркнув, что вопрос об интеграции сейчас ставить нельзя, а надо говорить об усилении сотрудничества в двустороннем и многостороннем форматах. 

Ташкент к интеграции не стремится

На этом «интересности» не завершились. Пожалуй, впервые на международном уровне представитель правительства Узбекистана фактически признал ошибки своей страны, допущенные в период правления Ислама Каримова. Автором пусть небольшой, но сенсации стал начальник отдела Информационно-аналитического центра международных отношений МИДа Республики Узбекистан Мурад Узаков, который заявил: «Наш президент – уважаемый Шавкат Миромонович Мирзиеев – обозначил главным внешнеполитическим приоритетом Центральную Азию. Это было очень обдуманным решением, потому что после распада СССР в течение последующих 20 лет политические амбиции действительно сдерживали взаимодействия со странами Центральной Азии». 

После этих слов зал притих, что вполне естественно, поскольку позиция Узбекистана во многом определяет возможные интеграционные процессы в Центральноазиатском регионе. Так вот, из последующих слов Мурада Узакова выяснилось, что официальный Ташкент к интеграции не стремится. «Узбекистан вообще не использует слово «интеграция». Мы предпочитаем говорить о сотрудничестве, кооперации,  взаимодействии на выгодной для всех сторон основе. Потому что интеграция предполагает передачу полномочий наднациональным институтам», – заметил эксперт из Ташкента, подчеркнув, что Узбекистан разработал платформу, которая уже начала реализовываться и в ближайшее время позволит решать приоритетные комплексные вопросы по совместному развитию стран региона. 

Томирис и деньги

По идее, на этом дискуссию о региональной интеграции в Центральной Азии можно было начать потихоньку сворачивать. Тем более что и представитель Таджикистана где-то в сердцах проронил фразу, что само слово «интеграция» пугает его страну. Но еще не все приглашенные на «круглый стол» эксперты высказали свою позицию на эту животрепещущую тему. Такую возможность им предоставили, и в результате довелось услышать довольно-таки оригинальные призывы к интеграционным процессам в регионе.

«Хочу напомнить, что мы находимся на территории, где было создано первое в мире, говоря современным языком, интеграционное объединение. Именно здесь – на территории современного Казахстана. И называлось оно – Великий скифский союз. И возглавляла его женщина –  национальная героиня современного Казахстана – царица Томирис!» – певуче растягивая гласные, заметила советник Союзного государства России и Беларуси, профессор Мария Валовая.

По ее мнению, странам Центральной Азии есть смысл интегрироваться, но в рамках… Евразийского Экономического союза, идее создания которого в этом году исполнится 25 лет. 

Естественно, предложение эксперта из России понравилось не всем участникам «круглого стола». Представители других стран вспомнили о выгодных предложениях Китая с его «поясом-путем», об опыте стран Персидского залива, где локомотивами взаимовыгодного сотрудничества выступают Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты. Наконец, об успешном взаимодействии между собой Японии и Южной Корее. В какой-то момент показалось, что еще немного, и эксперты начнут соскакивать со своих мест, дабы уже не только словами доказать свою правоту. Возникшие было страсти остудило очень эмоциональное выступление бывшего члена Палаты представителей США Курта Уэлдона, внешне похожего на президента ФРГ Франка-Вальтера Штайнмайера, который заметил, что для любых реформ необходимы деньги. «Америка сейчас процветает. Нет практически безработицы. Всего 3%! Все зарабатывают деньги. У нас много состоятельных людей. В Америке самые лучшие технологии», – подчеркнул Курт Уэлдон, отметив, что чаще всего люди сами определяют, что им выгодно, а что нет. Главное, чтобы им не мешали государственные структуры. 

Главное – не допустить отката

Окончательную же точку в дискуссии поставил Ерлан Карин. «Не должно быть каких-то завышенных ожиданий. Интеграция, союз – наименее вероятные сценарии на данный момент. Это что-то пока несбыточное. Но разговоры о сотрудничестве, о взаимодействии и о той же интеграции, безусловно, нужны. Давайте будем объективными и спросим себя: когда начались все эти разговоры? Последние два-три года, когда пошла новая интенсификация двухсторонних отношений. А что было до этого? До этого у нас были заминированные границы! У нас было много нерешенных пограничных вопросов, которые могли стать детонатором очень серьезных конфликтов», – заявил советник президента Казахстана, особо отметив, что в настоящий момент через встречи на различных уровнях важно не допустить отката во взаимоотношениях между странами, который наблюдался еще четыре года назад.        
 

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций