Перейти к основному содержанию


1 просмотр

Жители Костанайской области набрали долгов почти на 90 млрд тенге

Просрочка по кредитам превысила 4 млрд тенге 

Фото: Shutterstock

В преддверии акции по снижению долговой нагрузки граждан в Костанайской области озвучили объем просрочки по потребительским кредитам. За 12 месяцев он вырос на 15,4%.

Сколько должны?

В региональном филиале Национального банка РК «Курсиву» рассказали о задолженности населения по потребительским кредитам перед банками второго уровня и МФО. Всего жители региона – физические лица должны погасить 86,6 млрд тенге. К 1 июня текущего года объем просроченной задолженности составил 4,5 млрд. Год назад соотношение было следующим – 74,8 млрд и 3,9 млрд. Большая часть просрочки допущена по займам, выданным без залога.

«За 12 месяцев задолженность по беззалоговым потребительским кредитам в Костанайской области выросла на 21,6 % и на 1 июня текущего года составила 65,9 млрд тенге. Из них 3,4 млрд тенге числятся как просроченная задолженность», – говорит заместитель директора Костанайского филиала Нацбанка Жанна Омарханова.

Сегодня в регионе готовятся к акции по снижению долговой нагрузки на граждан. В стране займутся списанием неустоек по беззалоговым потребительским займам, полученным в банках второго уровня и МФО и изменят схему беззалогового кредитования – для снижения рисков. Особое внимание в этом вопросе уделят социально уязвимым категориям граждан.

Первое направление акции направлено на них и предусматривает погашение задолженности, в том числе, основного долга в размере до 300 тыс. тенге. Оставшийся долг, по данным представителей  КФ «Нацбанка», люди должны будут оплачивать сами.

«То есть максимально могут быть погашены до 300 тыс. тенге, но при условии, что сумма задолженности не превышает 3 млн тенге по состоянию на 1 июня 2019 года. То есть, помощи не будет в оплате огромных кредитов. Правительство и Нацбанк уже начали работу по формированию перечня лиц, которые подходят по первому направлению», – отметила Жанна Омарханова.

Между тем заместитель премьер-министра Гульшара Абдыкаликова в СМИ заявила, что по этому направлению поддержку получат семьи многодетные, получающие выплаты по потере кормильца, имеющие или воспитывающие детей-инвалидов, инвалидов с детства старше 18 лет, а также получатели адресной социальной помощи, дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, не достигшие 29 лет, потерявшие родителей до совершеннолетия. По предварительным данным, это примерно 500 тыс. человек.

Повезет всем

По второму направлению акции «простят» неустойки по беззалоговым потребительским займам, начисленным по состоянию на 1 июля этого года,  всем гражданам Казахстана. Здесь предполагается, что банки второго уровня и микрофинансовые организации проявят сознательность и спишут 70%,  а государство возьмет на себя не более 30% от общего объема начисленных взысканий. Представители финансового регулятора подчеркивают, что в обоих случаях заемщику не требуется обращаться в банки или МКО. Вся работа будет проделана ими самостоятельно, а о результатах гражданам сообщат.

По официальным данным озвученным министерством финансов РК, штрафы и пени по этому направлению сегодня составляют порядка 48 млрд тенге, их спишут более 5 млн казахстанцам. Всего же на погашение беззалоговых потребительских кредитов, пеней и штрафов, планирует направить 105 млрд тенге.

«Из них 88,5 млрд тенге мы привлечем из республиканского бюджета. Соответствующие суммы будут заложены в рамках уточнения бюджета. И порядка 17 млрд тенге мы привлечем путем выпуска специальных облигаций нашего фонда проблемных кредитов», – рассказал журналистам на прошлой неделе министр финансов РК Алихан Смаилов.

Усилят контроль

Что касается третьего направления, то это уже целый комплекс мер регуляторного характера по защите заемщиков в рамках разработанного закона «По вопросам развития финансового рынка, микрофинансовой деятельности и налогообложения», который находится на подписи у президента страны. В нем предусматривается введение регулирования и надзора всех субъектов кредитования, в том числе, онлайн-кредиторов, кредитных товариществ и ломбардов.

«Ожидается, что закон будет подписан в ближайшее время. Во-первых, планируется введение запрета на начисление неустойки, комиссий и иных платежей, связанных с выдачей и обслуживанием кредита по всем беззалоговым потребительским займам физических лиц с просроченной задолженностью свыше 90 дней. Это позволит защитить граждан от постоянно роста суммы задолженности. Во-вторых, будет введен запрет на предоставление займов гражданам с доходом ниже прожиточного минимума», – перечислила заместитель директор КФ «Нацбанк» Жанна Омарханова.

Напомним, президент Казахстана подписал указ по снижению долговой нагрузки граждан 26 июня 2019 года. 5 июля Национальный Банк РК информировал об утверждении необходимых мер по списанию штрафов и пеней и обозначил сроки их реализации. АО «Фонд проблемных кредитов» приступает к выпуску и размещению облигаций. БВУ и микрофинансовые организации до 30 июля осуществляют «прощение» задолженности по начисленным неустойкам по состоянию на 1 июля и направляют в срок до 2 августа текущего года в АО «Государственное кредитное бюро» необходимые данные.

«Кредитное бюро в срок до 9 августа направляет в Фонд проблемных кредитов информацию о суммах прощенной неустойки в разрезе по каждому займу или микрокредиту», – говорится в сообщении НБ РК.

АО «ФБК» до 15 августа заключает с каждым банком второго уровня и МФО соглашение о возмещении им 30% прощенной неустойки и в срок до 20 августа 2019 года осуществляет компенсацию.


1 просмотр

Насколько защищены клиенты казахстанских банков от мошенников

Несколько полезных советов, которые помогут сохранить свои сбережения

Фото: Shutterstock.com

Код из SMS, Secure code, CVC/CVV-код, доверенный номер телефона – во всем этом простому обывателю очень легко запутаться. Поэтому зачастую клиенты банков, выдавая, сами того не подозревая, нужную для мошенников информацию, лишаются денег на своем банковском счете. Эксперты советуют клиентам банков быть более бдительными.

Не секрет, что при том обилии систем, которыми пользуются банки, чтобы обеспечить свою защиту и защиту клиентов, последние начинают все чаще путаться в том, кому и какие данные можно предоставлять. Например, сообщать ли код, пришедший в SMS сотруднику банка или CVC/CVV-код на сайте, когда совершаешь покупки. Председатель ОЮЛ «Казахстанская ассоциация информационной безопасности» Виктор Покусов считает, что все зависит от уровня компьютерной грамотности и культуры информационной безопасности самого клиента банка.

«Зачастую люди сами раздают коды. А это все равно что ключ от квартиры отдать первому встречному. Например, когда приходит от банка SMS, там говорится, что нельзя никому передавать код, даже сотруднику банка. Но зачем читать – гораздо проще передать эту информацию мошенникам, а потом искать, куда ушли ваши деньги», – отметил в интервью «Курсиву» Виктор Покусов.

Он уверен, что в большинстве случаев причина того, что деньги без ведома клиента были сняты с его счета, – это человеческий фактор. 

В Казахстан, по словам Покусова, технологии безопасности пришли с запада, и там вся эта система уже давно упорядочена.

«Там каким-то образом повысили грамотность и народ понимает, какую информацию, когда и кому сообщать, а когда не стоит этого делать. Хотя, конечно, и у них хватает инцидентов. У нас же компьютеры и мобильные телефоны появились не так давно, поэтому люди оказались не готовы к интернет-мошенничеству», – считает г-н Покусов.

Уж сколько раз твердили миру

Сегодня дистанционным обслуживанием банковских клиентов не удивишь. Все они имеют возможность проводить платежи и переводы денег в режиме онлайн, без обязательного посещения отделений банка. Для безопасности таких сервисов применяется целый комплекс защитных мер. При таком обилии систем безопасности сложно не растеряться. Ведь чем больше банки придумывают схем для защиты своего клиента, тем больше схем, чтобы обойти эту защиту, изобретают мошенники.

По словам директора департамента защиты информационных ресурсов АО «Народный банк Казахстана» Евгения Белова, большинство киберпреступников не станут тратить время на осуществление технологически сложных приемов взлома систем банка, если необходимые сведения можно получить непосредственно у потерявшего бдительность клиента, используя психологические приемы воздействия. Так, мошенники часто выдают себя за покупателя, благотворителя, что позволяет быстро заручиться доверием жертвы и получить от него все необходимые данные для совершения операции. Основными площадками реализации такого рода схем являются интернет-сервисы объявлений, а также странички в социальных сетях. 

«Схема проста: например, вы продаете квартиру или автомобиль, по вашему объявлению звонит «покупатель» и говорит, что готов купить, но находится в другом городе или в другой стране, поэтому до приезда готов внести предоплату. Обманным путем вас просят сообщить ваши паспортные данные, номер карты, срок ее действия, код CVC/CVV или отправить фотографию карты на номер WhatsApp», – говорит Евгений Белов. 

Далее мошенник просит подключить через банкомат его номер телефона к карте продавца или сообщить коды подтверждения операций с поступивших на телефон SMS-сообщений. Когда вся операция завершена, продавец лишается денег на карте, а «покупателя» уже и след простыл. 

Также мошенники могут представляться сотрудниками банка или звонить с поддельного номера, схожего с официальным номером финансового учреждения. Это простая технология, и злоумышленники давно ее уже освоили и спокойно используют. Есть технологии SIP– или IT-телефонии, которые позволяют задавать любой исходящий номер. «Поэтому, если у вас закралось сомнение, что вам звонят именно из банка, лучше перезвонить в банк по номеру, указанному на официальном сайте или на обратной стороне банковской карты», – советует Виктор Покусов. 

Информация о том, что клиенту звонили лжесотрудники банка, будет полезна и для самого финансового учреждения, где постараются принять меры и обезопасить остальных клиентов. Кстати, по мнению специалистов, отличить номер мошенника можно просто: входящий звонок с номера мошенников будет начинаться с префикса «+7», на экране телефона высветится регион другой страны, например России. 

Также злоумышленниками может использоваться схема, при которой создается практически точная копия сайта или странички банка в социальной сети, а затем рассылается сообщение о якобы проводимых опросах или лотереях, за которые банк выдает денежное вознаграждение. Для получения вознаграждения подобные сервисы предлагают ввести данные банковской карты. 

Иногда для получения желаемого мошенникам не обязательно владеть полной информацией.

«Порой достаточно просто срока действия и номера карты, именно поэтому я советую никому не передавать фото своей карты даже с одной стороны», – добавляет г-н Покусов.

По его мнению, от защиты от мошенников полезно иметь две банковские карты, одну из них – виртуальную для оплаты в интернете. Ее можно разблокировать для транзакции, а затем вновь заблокировать. 

К слову, потерять свои деньги можно и «с помощью» бесконтактной технологии платежей PayPass. 

«Я лично не встречал такие случаи, когда мошенники проходят мимо и снимают с карты, лежащей в вашем кармане, деньги. Но для особо мнительных можно посоветовать класть карты в специальные конверты и не держать все деньги на карте», – советует Виктор Покусов.

На прошлой неделе департамент госдоходов по Мангистауской области распространил пресс-релиз о необходимости требовать чек за покупку или полученную услугу, и, кроме всего прочего, в информации было указано, что выбрасывать чеки нельзя категорически, так как мошенники могут по ним получить доступ к банковской карте, с которой был совершен платеж. 

«Это могло быть раньше в случае, когда вы расплачивались за покупку своей картой, а на чеке был номер карты. Сейчас такой информации на чеках нет. Но в любом случае лучше не оставлять лишней информации о себе, даже чеки, потому что мошенники могут пользоваться разными платежными системами», – считает г-н Покусов.

Не несут ответственности

Если клиент сам сообщил третьему лицу конфиденциальную информацию, предназначенную исключительно для него, и, как следствие, потерял свои деньги, то банк не будет нести ответственности за это. Это отражено в договоре, заключаемом при получении банковских услуг. Но надо отдать должное – банки постоянно усиливают безопасность, чтобы исключить подобные случаи. 

Свой уровень защищенности каждый банк определяет самостоятельно. Но при этом Нацбанк законодательно регулирует обеспечение информационной безопасности банков второго уровня и наделен компетенцией по утверждению требований к обеспечению информационной безопасности банков и финансовых организаций, поясняет Виктор Покусов.

«Поэтому мы не видим в своей практике каких-то критичных ситуаций, когда систему какого-либо банка взломали и украли деньги», – отмечает глава Казахстанской ассоциации информационной безопасности. По его словам, вычислить мошенников, которые сняли деньги с банковской карты, возможно. «При этом должны быть задействованы специалисты по расследованию из банков, правоохранительные органы. Но во многих случаях это зависит от того, стоят ли потерянные средства привлечения всех этих ресурсов», – заключил собеседник «Курсива».

naskolko-zaschischeny-klienty-kazahstanskih-bankov-ot-moshennikov_1.png

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций