Перейти к основному содержанию


4809 просмотров

Чем займется “Астана Моторс” в ближайшие два года?

Исполнительный директор КМК «Астана Моторс» Бекнур Несипбаев рассказал Kursiv.kz об авторынке в целом, экспортном потенциале оте­чественного автопрома и предпочтениях казахстанских автолюбителей

В этом году компания «Астана Моторс» анонсировала два проекта. Помимо расширения производства автобусов в Алматы планируется построить завод по производству легковых автомобилей. Об этом, а также об авторынке в целом, экспортном потенциале оте­чественного автопрома и предпочтениях казахстанских автолюбителей мы поговорили с исполнительным директором КМК «Астана Моторс» Бекнуром Несипбаевым. 

– Компания «Астана Моторс» планирует начать производство автобусов. Почему вы выбрали именно этот сегмент? Будет ли он выделен в отдельное производство?

– Для начала стоит отметить, что отдельного завода по производству автобусов не планируется. В планах – расширение и увеличение производственных мощностей уже имеющегося автосборочного предприятия в Алматы, где мы собираем коммерческую технику Hyundai. 

Кроме того, это не новый для нас сегмент. На протяжении долгого времени, с 2011 года, мы освоили сварку и покраску автобусов Hyundai County, небольших автобусов городского типа. Однако у нас в линейке нет низкопольных длинных автобусов. Это городские и междугородние автобусы. Изучив рынок лидеров в этом сегменте, мы решили вести переговоры с лучшими игроками. Итогом нашей работы стало недавнее подписание дистрибьюторского соглашения с китайским производителем автобусов Golden Dragon Bus Company. Теперь Hyundai Trans Auto (входящий в состав КМК «Астана Моторс») является официальным дистрибьютором по производству и реализации автобусов марки Golden Dragon на территории Казахстана. Golden Dragon Bus Company является одним из лидеров среди производителей автобусов в Китае. Компания имеет три завода по производству автобусов с объемом годового выпуска 40 000 единиц и экспортирует их в более чем 60 стран мира. Причем надо заметить, что этот автобус – лидер по объему продаж в большинстве странах и, к примеру, занимает первое место на рынке Израиля. Модельный ряд представлен автобусами от 8,5 до 18,5 метра. В линейке двигателей есть дизельные, газовые и электробусы.

Важно отметить, что в этом году мы планируем методом крупноузловой сборки произвести порядка 250–300 автобусов Golden Dragon на действую­щих производственных мощностях нашего завода. В ближайшее время есть планы на освоение таких сложных технологических операций, как сварка и покраска.

– То есть в планах переход на мелкоузловую сборку?

– Совершенно верно. Сейчас ведутся подготовительные и проектные работы по увеличению производственных площадей завода до 10 000 кв. метров и насыщением производства дополнительным оборудованием для выполнения технологических операций по сварке и окраске кузова. Проектная мощность составит 1200 автобусов в год. 

– Планируется ли экспорт?

– Да, конечно. На первом этапе мы планируем производить автобусы для внутреннего рынка, затем на экспорт. Сейчас в Казахстане эксплуатируется порядка 19 тыс. автобусов: из них более чем 65% (около 13 тыс. автобусов) старше семи лет. Государство вносит огромный вклад в развитие системы общественного транспорта и требует экологичных и экономичных решений обновления автобусного парка. Для этого создаются все условия. В частности, финансирование через Банк развития Казахстана. Через БРК Лизинг выделяются достаточно крупные суммы денег для перевозчиков по льготным условиям. Мы понимаем, что можем сейчас поставлять автобусы для казахстанского рынка. По экспорту видим потенциал в странах Средней Азии. Уже имеется опыт поставок автобусов Hyundai County в Таджикистан при поддержке Экспортной страховой компании KazakhExport. 

– Когда планируется начать расширение производства и как это отразится на текущем производстве?

– На данный момент ведется подготовительная работа, а именно готовится проектно-сметная документация по расширению. Необходимо отметить, что на текущем производстве строительные работы никак не отразятся. На территории завода будут построены дополнительные цеха. Все зависит от объема производства на имеющемся заводе. Думаю, пока вполне хватит его мощностей. Вообще в планах начать расширение производства в 2020 году. 

– На внутреннем рынке уже есть автобусы отечественной сборки. В чем конкурентное преимущество ваших автобусов?

– Когда мы изучали рынок, мы очень много общались с нашими перевозчиками. Так вот, у большинства из них уже есть опыт эксплуатации автобусов Golden Dragon. Они не понаслышке знакомы с их качеством и сроком службы. Это первое преимущество. Помимо него у автобусов Golden Dragon есть два весомых технологических преимущества. Это технология «Монокока» (цельный несущий кузов) и метод катодного электрофореза. Компания применяет этот сложный процесс обработки кузова, основанный на процессе последовательного погружения кузова автобуса в резервуары с различными химическими составами, результатом этого процесса является оседание на всем кузове непрерывной высокопрочной изолирующей пленки. Также за счет данных технологий уменьшается вес автобуса, что позволяет уменьшить расход топлива и загрязнение окружающей среды, повышается антикоррозийная устойчивость и срок эксплуатации автобусов.

И одно из главных преимуществ – это цена наших автобусов: она будет конкурентоспособна на рынке Казахстана. Кстати, Golden Dragon в Китае – это первый бренд автобусов, который освоил технологию катодного электрофореза.

– Помимо государственных программ финансирования будут ли какие-то программы от «Астана Моторс»?

– Хотелось бы заметить, в соответствии с достигнутыми с производителем договоренностями планируется индивидуальный подход к сервисному обслуживанию. Мы в «Астана Моторс» понимаем важность непрерывной работы заказчиков и необходимость не допускать простоя техники, мы предоставляем нашим клиентам и автобусным паркам на выбор различные варианты сервисного обслуживания. Это мобильный сервис – технические специалисты компании будут оказывать сервисные услуги во внерабочее время на территории автопарков, а также в случаях, если поломка автобуса случится на дороге во время рейса. Во-вторых, при продаже автобуса клиент будет иметь возможность получить весь перечень оригинальных запасных частей, требуемых для технического обслуживания до 100 000 км пробега. В-третьих, технические специалисты компании «Астана Моторс» будут обу­чать персонал автопарков ремонту и обслуживанию автобусов Golden Dragon и сертифицировать их.

Также «Астана Моторс» готова предоставлять автобусы на тест-драйв автобусным паркам. Это позволит сотрудникам и пассажирам убедиться в их надежности. 
Кроме того, компания организует в Казахстане склад запасных частей для автобусов Golden Dragon.

OSM_0254.jpg

– Какие силовые агрегаты будут доступны на казахстанском рынке?

– На рынке будут доступны дизельные, газовые и электрические двигатели. Дизели Евро-5 надежные, с высоким ресурсом производства. Важно отметить, что автобусы Golden Dragon имеют все необходимые сертификаты. На сегодня мы проходим дополнительную сертификацию для электробусов. Ожидается, что мы получим ее к июню этого года. 

– Как Вы думаете, электробусы будут пользоваться спросом в Казахстане?

– Конечно, да. К тому же в южных и западных регионах страны потребность в электробусах есть уже сейчас.

– Какому классу соответствуют дизельные двигатели?

– Евро-5. Автобусы Golden Dragon не только представляют широкий модельный ряд, отвечающий всем современным нуждам города, но и экологичные стандарты двигателей. При всем при этом они будут очень конкурентными на рынке. Стартовая стоимость – от 31,9 млн. тенге. Автобусы Golden Dragon значительно дешевле аналогичных автобусов, представленных в Казахстане. Разница в стоимости составляет порядка 10%.

Стоит отметить, что широкий модельный ряд автобусов Golden Dragon сможет удовлетворить потребности казахстанских компаний по оказанию пассажирских перевозок. Компания «Астана Моторс» намерена развивать дилерскую сеть, и на правах дистрибьютора имеет право назначать дилеров, сервисных агентов и консультантов. В данный момент КМК «Астана Моторс» заключила договоры о поставке автобусов в Кокшетау и Алматы, также ведутся переговоры в городах Шымкент, Петропавловск, Талдыкорган и Нур-Султан. 

– Помимо производства автобусов «Астана Моторс» планирует построить в Алматы завод по производству легковых автомобилей. Какие предполагаются мощности?

– Проект будет реализован на территории индустриальной зоны города Алматы в микрорайоне «Алгабас», завод займет площадь в 25 га. И будет включать в себя цеха сварки, покрас­ки кузова и пластиковых панелей, сборки и участки контроля качества и дорожный тест. Завод будет оснащен новейшим технологичным оборудованием производства стран Южной Кореи и Японии. На заводе будет собираться весь модельный ряд Hyundai. На первом этапе будет налажено производство полного цикла моделей Accent, позже планируется запуск линии по производству моделей Creta.

– Вы строите завод для экспорта и потребностей внутреннего рынка?

– Да, именно. 50% для внутреннего рынка и 50% на экспорт для дальнего и ближнего зарубежья.

– Планируется ли на этом заводе производство легковых автомобилей других брендов?

– В планах пока только линейка легковых автомобилей Hyundai.

– Как вы думаете, постройка нового завода легковых автомобилей и существенное расширение завода коммерческой техники как-то отразятся на казахстанском рынке?

– Конечно, отразится однозначно. Завод по производству легковых автомобилей Hyundai – это достаточно крупный проект. При этом мы понимаем, что объемы производства и мощности должны быть такими, чтобы эти автомобили потом можно было реализовать. Соответственно, завод будет небольшой. На первом этапе объемы производства составят порядка 30 тыс. единиц, на втором – порядка 45 тыс. единиц в год. При этом одно рабочее место будет стоить чуть больше, чем 32,6 млн. тенге. А объем производства на одного сотрудника (производительность труда) будет составлять около 385,7 млн. тенге. Таким образом, запуск завода будет способствовать созданию порядка 700 рабочих мест.

– Каким будет уровень локализации?

– Локализация сборки достигнет более 51% благодаря сотрудничеству со странами ЕАЭС. Автомобильный рынок Казахстана, разумеется, нельзя сравнивать с огромными рынками России или Китая. Но такие показатели, как здоровая финансовая ситуация, доступные меры государственной поддержки при приобретении автомобилей местной сборки позволяют нам смелее оценивать рынок и прогнозировать рост продаж.

– Что открытие этого производства принесет конечному потребителю?

– Возможность воспользоваться программой льготного автокредитования. Помимо всем полюбившейся государственной программы по автокредитованию «Астана Моторс» совместно с Hyundai Motor Company запустили собственную программу кредитования Hyundai Finance, где наши клиенты получают возможность приобрести автомобиль по комфортным для потребителя условиям. К тому же предприятие по производству легковых автомобилей Hyundai – это новое рыночное обеспечение с пометкой «сделано в Казахстане», это появление новых рабочих мест, создание возможностей для смежных областей бизнеса.

– Выход на внешний рынок предполагает увеличение объемов производства. Это ведь тоже должно отразиться на стоимости готового продукта?

– Безусловно, вопрос стоимости – один из важных факторов для наших клиентов. Основные компоненты мы будем импортировать из Российской Федерации. То есть более 50% комплектующих мы будем покупать за рубли, что позволит снизить напряженность по курсу доллара. Но не стоит забывать о том, что оставшие­ся детали мы вынуждены закупать в Южной Корее. По крайней мере, до тех пор, пока не наладим производство компонентов в Казахстане.

– А вы планируете и производство компонентов тоже?

– Сейчас совместно с Hyundai Motor Company мы изучаем этот вопрос в части производства компонентов в Казахстане. Кроме того, правительства России и Казахстана ведут совместную работу по созданию новых проектов в производстве компонентов. Есть совместная дорожная карта, по которой эта работа ведется. Я сейчас не могу сказать, производство каких компонентов будет в первую очередь локализовано в Казахстане – этот вопрос только изучается, но с уверенностью могу сказать, что осваивать этот сегмент производства надо. 

– Если говорить о производстве автокомпонентов, есть ли какие-то договоренности с другими оте­чественными производителями? Ведь это важный вопрос для всех.

– Мы понимаем, что это очень важный вопрос. На сегодняшний день мы рассматриваем варианты сотрудничества с такими компаниями, которые производят аккумуляторные батареи, ГСМ, тормозные диски и др. Компания «Астана Моторс» готова сотрудничать с такими компаниями, так как мы понимаем, что это важно для республики.

Кроме того, сейчас мы видим, что многие корейские компании заинтересованы в наладке производства компонентов в странах СНГ. С ними мы тоже ведем достаточно плотную работу. Наш завод является продуктом промышленной кооперации «Астана Моторс» и Hyundai Motor Company. И если мы наладим производство компонентов здесь, в Казахстане, появится возможность экспортировать их в Российскую Федерацию. Но это огромная работа, которая нам только предстоит. Сначала мы должны построить завод.

– Кстати, когда планируется запуск производства?

– Мы ставим перед собой достаточно амбициозные сроки. Предполагается, что к концу 2019 года мы уже начнем крупноузловую сборку легковых автомобилей. А осенью 2020 года мы планируем выпустить первый автомобиль мелкоузловой сборки.

– То есть строительство уже началось?

– Оно начнется в ближайший месяц.

– Какими будут инвестиции в строительство и запуск производства?

– Вложения в проект по расширению завода коммерческой техники составят около 2,7 млрд. тенге. Общий объем инвестиций в проект по производству легковых автомобилей Hyundai составит 25 млрд. тенге, помимо собственных средств в проект будут привлечены заемные средства на коммерческих условиях. 

– Судя по тому, что сейчас наблюдается некий дефицит автомобилей, казахстанский авторынок окончательно выбрался из кризиса. Что сейчас происходит в экономсегменте?

– Если говорить о масс-брендах, то сейчас отчетливо видно, что рынок оттолкнулся от дна и двигается вперед. К слову, в 2017 году мы продали порядка 3624 единиц легковых автомобилей Hyundai, а в 2018 году их было 8746 единиц. Объем продаж увеличился больше чем в два раза. И мы это чувствуем. Помимо этого мы видим, что рынок вырос на 24% по сравнению с 2017 годом. По данным Ассоциации казахстанского автобизнеса, в прошлом году в Казахстане было реализовано 60 928 автомобилей. По итогам 2018 года продажи «Астана Моторс» в три раза опередили темпы роста авторынка РК (общие продажи компании достигли 14 519 единиц). Мы прогнозируем, что в 2019 году в целом будет продано порядка 70 тыс. автомобилей. Это почти 15% роста по отношению к 2018 году. 

– Что сейчас в тренде? Чего хочет потребитель?

– Одним из ключевых факторов, влияющих на выбор потребителя, остается цена. Но также мы наблюдаем ситуацию, когда наши клиенты переходят из B-сегмента в SUV. В сегмент средних кроссоверов. Это четко наблюдается по нашим продажам. Если в 2013–14 годах в линейке Hyundai основные продажи – порядка 70% – приходились на автомобили Accent, то на данный момент продажи распределились равными долями. А бестселлером является Hyundai Tucson. Клиенты все больше отдают свои предпочтения SUV.

– Что происходит на рынке коммерческой техники?

– Это очень перспективное направление. На сегодняшний день парк имеет почти 450 тыс. единиц коммерческой техники, где более 65% – это автомобили старше 10 лет. Для отечественных производителей большое поле для деятельности. Кроме того, запускается программа обновления республиканского парка скорой помощи, пожарных машин и автобусов. 

– «Астана Моторс» планирует расширение брендов?

– Мы постоянно находимся в поиске партнеров. Как вы знаете, в прошлом году к нам присоединились Jaguar Land Rover (в ближайшее время состоится открытие нового дилерского центра на пр. Аль-Фараби в Алматы) и Volvo. Но это долгий и сложный процесс. Мы достаточно избирательны, и для компании очень важно выбрать прежде всего надежного партнера. Нам важно, чтобы ценности и философия наших партнеров совпадали с ценностями и философией «Астана Моторс», чтобы мы были уверены в том, что предлагаем потребителю. Для нас очень важно наше имя и репутация. 
 


334 просмотра

Шымкеттіктер көлігіне арзан отын құямыз деп, қымбатқа жөндетуге мәжбүр

ТЖО-ға (СТО) келушілердің қатары соңғы айда 10-15 есе өскен

Фото: Shutterstock

Соңғы 1,5 айда көлік жөндеу орталығына келетін шымкенттік автокөлік иелерінің қатары 10-15 есе артқан. Көлігіне газ баллон құрылғысын орнатқан адамдарға үнемі фильтр ауыстырып, клапан тазалауға тура келіп тұр. Олардың арасында газ сапасына көңілі толмайтындары көп. 

Көлікке газ баллон орнату мен сервистік қызмет көрсетуге маманданған ТЖО-ның алдында күнделікті ұзын-сонар кезек қалыптасады. Техқызмет көрсету орталығының шеберлері соңғы 2 айда барлығының ауруы бір екенін айтады: көліктегі газ құрылғысы істен шыққан. Әншейіндегі 5-6 көліктің орнына мамандар күніне 50-80 автокөлік жөндеуге мәжбүр. 

«Машиналардың газ құрылғысы кетіп жатыр. Клапандары толып, редукторлары бітеліп қалған. Соңғы уақытта келетін газ сапасында кінәрат бар екені анық. Оны біз арнайы бақылап отырған жоқпыз, дегенмен, көлік иелері әртүрлі бекеттен газ құятындарын айтады. Біреуінде 2 ай бұрын сапасыз газ болса, енді бірінен жақында ғана сапасыз газ құйған. Бір бекетте ғана емес, көпшілігіндегі газ сапасыз», – дейді көлікке газ құрылғысын орнататын орталық директоры Николай Талганов.

Шебер сөзінің дәлелі ретінде қарамайға, не қою мазутқа ұқсайтын қоспадан сіңіп қалған бөлшектерді көрсетеді.

«Газ қызған кезде, одан шайырға ұқсас зат бөлінеді (бұл көлік газ құрылғысы автоматты түрде қосылғанда іске асатын технологиялық процестің бір бөлігі). Ол арнайы құралдармен тазаласаң да кетпейді. Автокөлік иелері осыған байланысты шағым түсірді ме білмеймін, бірақ бізге келіп кеийді. Орнатылған құрылғы сапасыз шығар дейді. Ал біздің кінәміз не?»– деп пайымдайды ТЖО директоры. 

Жөндеуден жөндеуге дейін

«Менің «Тайотамда» газбен «проблема». Бүріккіш пен фильтрін тазалаттым. Одан кейін күні бойы тек  400 шақырым жүргем, арғы күні көлік қайтадан оталмайды. Селкілдеп, жұлқи бастады. Жағармайға ауыстырсаң, бұның бірі де жоқ. Бірден оталады, жүрісінде де мін жоқ. Газ сапасыз шығар деген оймен, газ құйып жүрген бекетті де ауыстырдым. Бірақ бәрі қайталанып жатыр. Сосын көлігі газбен жүретін жігіттерден сұрасам, оларда да тура осындай жағдай екен: жөнейді, ары кетсе 3-4 күнне кейін, тағы құриды. Фильтр бітеліп, клапан мен редукторды тазалау қажет. Бұның бәріне уақыт, ақша керек. «СТО-да» жай тексергенінің өзі 5 мың теңге тұрады», – деп ашуланады Еркен Сүлейменов. 

Бұл қымбат көлік иелері үшін де үлкен шығын. Клапан тазалау 1000 теңгеден басталса, редукторды қайта жинау 15 мың теңге тұрады. Ал автокөлікке орнататын газ құрылғының орташа бағасы – 130 мың теңге.

«Клапанды бүгін тазалап бересің, ертесі ол толып қалғандықтан, қосылмай жатады», – дейді ТЖО шебері Владимир Шоков.– Ең бірінші редуктор істен шығады. Жаңасының бағасы – 35 мың теңге. Одан кейін бүріккіш пен сенсорлы бергіш кетеді. Бүріккіштің жаңасы 18 мың теңге тұрады, олар жөндеуге келмейді, тек ауыстыру қажет». 

ТЖО шеберінің ойынша, бұл ақаудың барлығы сапасыз газдың кесірінен болған.
 
Осы жағдайға байланысты түсініктеме алу үшін Шымкент қаласындағы 22 жанар-жағармай бекеті мен үлкен сұйыққойманың иесі «Төле би автогаз» желісіне хабарласқан едік. 

«Қазіргі кезде сұйытылған көмірсутек газды сатумен айналысатын ешбір компания келетін газды тексермейді. Өйткені зертхана жоқ. Біз кіру тексерісін ұйымдастырсақ та, өндіруші зауытпен арнайы келісім-шартқа отырып, газдың құрамын бірге анықтауымыз керек. Біздің мекемеге келетін әрбір вагон-цистернаның сертификаты мен паспорты бар, ол жерде газдың құрамы толық жазылған», – дейді ЖШС-ның техникалық директоры Серік Битаев.
 
Ол сонымен қатар, мекеме тауардың сапасы мен қауіпсіздігін қатаң бақылайтынын айтып өтті.
 
«Ілгекті арқау мен агрегат, ірі және ұсақ фильтрлер бар. Олар өнімділікті төмендетсе де, алмауға тырысамыз. Біз нормативтік және технологиялық құжат талаптарын қатаң ұстанамыз. Сұйытылған газ сақталатын әр қойманы төрт жыл сайын тексеруден өткіземіз, ішіндегі тат пен қағынан тазартамыз. 8 жылда бір рет гидравликалық сынақ жүргізіледі. Сұйыққоймадағы сұйытылған газ таусыла бастағанда, айталық, ыдыста 5 пайыз ғана отын қалғанда бұндай қалдықты жанар-жағармай бекеттеріне жібермеуге тырысамыз. Өз жанамай құю бекеттеріміздегі жұмысшылардан осыны талап етеміз», –деп атап өтті техникалық директор. 

Сұхбаттасушының айтуынша, өнімдерін ЖҚБ-ға жіберген кезде, газ таза және сұйыққоймаларының жағдайы жақсы екеніне кепілдік береді. Сонымен қатар, Шымкеттегі көптеген жанармай бекеттерінің сақтайтын қоймалары жоқ, сондықтан олар газды бірден сатады. Битаевтың сөзіне сенсек, аймақта сұйытылған газ жетпейді, сондықтан оны қосымша сатып алуға тура келеді. 

«Біз газды ШМӨЗ, ТШО мен Құлсарыдан аламыз. Кейде Павлодардан да келеді. Қалай бөлгендеріне байланысты. Кейде 2 мың тоннаға дейін ТШО-дан аламыз. Бұл – Қазақстандағы барлық нормативтік құжаттар мен талаптарға сай келетін ең сапалы газ», – деп түсіндірді ол. 

Десе де, автогаз құю бекеттеріне ТШО-дан газ қашан келетінін ашып айтпады. 

Жауабы жоқ сауалдар 

Ал сапасы көңіл көншітпейтін газ қайдан келіп жатыр деген сауалға жауапты «Курсив» Шымкент қалалық ТКШ және энергетика басқармасынан да таба алмады. Басқарманың бас маманы Бақыт Әбдікәрімовтың айтуынша, олар тек сатушылар сұраған көлемде жиынтық тапсырыс жасайды екен.
 
«Қазақстан территориясына сұйытылған газ тасымалдайтын, аккредитациядан өткен 13 мекеме бар. Біз хатты Энергетика министрлігіне жолдаймыз. Маусым айында 4 мың тонна сұйытылған газға тапсырыс бергенбіз. Ал шілде айына жалпы 4240 тонна газ қажет»,– дейді Бақыт Әбдікәрімов.

Маманның айтуынша, Шымкенттің энергетика басқармасына газдың сапасына көңілі толмаған автокөлік иелері хабарласпаған. Ал «басқарма газ сапасын қадағалай ала ма» деген сауалға: «Бізге қандай газ келеді? Біздің «ПетроҚазақстан Ойл Продактс», «Стандарт Петролеум», «ҚазМұнайГаз», «Голден Петролеум Трейд» сынды жеткізушілеріміз бар. Бұлардың барлығы қор иеленушілер. Шикізатты Шымкент мұнай өңдеу зауытына жеткізіп, өңдеп, дайын өнім түрінде алады. Біз өндірушілермен тікелей жұмыс істемейміз. Біз тек Шымкетке 4 мың тонна газ керек деп тапсырыс береміз, олар соны тиеп береді» деген жауап алдық. 

Шенеуніктің жауабынан түсінгеніміз, жергілікті жердегі мемлекеттік органдар келетін өнім сапасын тексеруді ойлап, бас қатырмайтын секілді. Газ сапасын өндірістегі сертификат мен паспорт беретін зертхана ғана тексереді. Ал көліктегі газ құрылғысын істен шығаратын сұйытылған газ қайдан келіп жатыр деген сауал әзірге жауапсыз қалып тұр.

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Читайте нас в TELEGRAM | https://t.me/kursivkz

Вопрос дня

Архив опросов

Депозиты в какой валюте вы предпочитаете?

Варианты

Цифра дня

старше 20 лет
половина продаваемых авто в Казахстане

Цитата дня

Земля должна принадлежать тем, кто на ней работает. Земля иностранцам продаваться не будет. Это моя принципиальная позиция

Касым-Жомарт Токаев
президент Республики Казахстан

Спецпроекты

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Рейтинг прозрачности крупнейших компаний Казахстана

Биржевой навигатор от Freedom Finance

Биржевой навигатор от Freedom Finance


KAZATOMPROM - IPO уранового гиганта
Новый Курс - все о мире инвестиций

Банк Хоум Кредит

Home Credit Bank


Новый Курс - все о мире инвестиций
Новый Курс - все о мире инвестиций